1. Во-первых, то, что однажды до мозга костей потрясло, – это некоторые песни Гребенщикова. Где-то в начале 80-х приятель привез кассету из Ленинграда. Или даже катушку. Поставил разок – и забросил. Потом как-то случайно еще раз поставил. Еще и еще… А потом трое суток находился в каком-то полубредовом состоянии. Просто было попадание в десятку. Гребенщиков сделал в то время ну просто охренительную вещь. Лирика проняла меня очень крепко. Пожалуй, в моей жизни самое сильное эмоциональное воздействие я испытал именно от тех песен Гребенщикова.
2. То, что в значительной степени проняло и так сказать сформировало половину башки, так это такой товарищ, как Пако де Лусия. Его музыка заставила меня научиться играть на гитаре. Сколько я дрочил гитару, прежде чем научился играть хоть пару красивых окон! И т.д. Ну и, конечно, в значительной степени он дал начало моей любви к фламенко, латино-цыганской музыке, Маклафлину, Ал ди Меоле… Вся вот эта инструментальная музыка показала, что можно выразить таким, казалось бы, ограниченным в возможностях инструментом, как гитара. Это не только нежность и лиричность, но и дикая энергия, страсть, сила… Русскую цыганщину не любил. Но в последнее время нравится все больше.
3. Всякая разная народная попса, т.е. от хава-нагилы до чардаша, еврейские, русские, грузинские и др. народные очень популярные мелодии. Ритмика, мелодика – кайф, в общем.
4. Некоторые вещи Высоцкого. Поначалу его терпеть не мог, но как-то послушал более редкие песни – очень в кассу, здорово. Он показал очень классно, что собственно есть песня, как язык взаимодействует с музыкой и получается песня.
5. Холодная инструментальная, очень такая умственная и клевая музыка команды WEAZER REPORT -– с упоением часами слушал. Некий особый жанр, эталон того, как надо делать инструментальную музыку, очень аккуратно, красиво…
6. Очень широкая полоса классической попсы. Скорее попсы от классики: наиболее известные вещи Грига, Вивальди, Моцарта, Бетховена, Равеля и т.п. “Болеро”, например – гениальная вещь. Настолько, что вдохновила на создание своего “Болеро”, маленького, но концептуально, по посылу, по идее возрастания напряжения, “цепляния и удерживания” слушателя, близкого Равелевскому.
7. Дворовые песенки, плаксивые и надрывные, какие поют в компаниях, вечно забывая слова и на расстроенных гитарах. Такой неизбежный и, наверное, необходимый пласт в багаже любого, кто научился играть на гитаре.
8. Рок-пласт с бастерами PINK FLYD, DEEP PURPLE, URIAN HEEP, EAGLES, ROLLING STONES… Все прошли через это. С легкими отклонениями в ту или иную сторону. Но что выделить более конкретно, чем просто пяток названий групп, трудно – нравилось на определенном этапе многое. В разное время разные песни.
9. Шевчук и его творчество. Причем познакомился с группой довольно поздно, то есть недавно. Очень удивился, как такое долго проходило мимо. Многие песни раньше слышал, но не знал, кто поет. Очень здорово.