Суета сует и Тарас Бульба

Балеты классического наследия не в последнюю очередь популярны из-за их несгибаемой добродетельности и четкого, по полюсам, расклада: здесь – добро, а тут – зло. При непременном моральном и физическом поражении последнего. И это по-человечески понятно. В эпоху перемен (пожелание жить в ней, как известно, было одним из самых страшных проклятий древних китайцев) хочется чего-нибудь идеального и обнадеживающего, прекрасного сна, что ли. Но с точки зрения искусства этого мало. Оно, искусство (если хочет назваться современным), спать решительно не желает и вообще возникает по принципу “каков поп, таков и приход”. То есть если жизнь вокруг нас не очень-то приглаженная, а вечные проблемы никак не поддаются передаче в архив – то “воздушные замки” типа Дворца Спящей Красавицы пусть остаются там, где им и положено быть – в голубой дали. А балет, как и другие виды искусств, должен быть не только прекрасной грезой, но и выразителем наших треволнений. И точно так же поддаваться обработкам новейшего образца, как музыка Моцарта – когда ее играют рок-группы, или великое произведение литературы, переосмысленное в пародии.

Сергей Бобров, танцовщик Большого театра, начал ставить балеты не так давно, но уже обрел определенную известность, награды двух (в Москве и Киеве) балетмейстерских конкурсов и собственное художественное отношение к действительности. Оно – где-то в русле мировоззрения, которое можно назвать “оптимистическим пессимизмом” (желающие могут поменять определения местами). Полушутливый-полусатирический спектакль-концерт, только что показанный группой артистов Большого театра на гастролях в Испании, – одно из двух тому доказательств. Он назван “Русский балет – ударный взгляд из двадцать первого века” и бесшабашно посягает на “святая святых” – на старинные, многоактные, и – что греха таить – зачастую замшелые спектакли из репертуара академических театров оперы и балета, а может быть, просто объясняется в любви этим самым спектаклям – с помощью театрального капустника, в котором можно соединить отрывки из “Раймонды”, “Дон Кихота”, “Пламени Парижа”, добавить куски из более новых “Спартака” и “Золотого века”, сдобрить залихватским гопаком из “Тараса Бульбы”. И все это приправить шутками-прибаутками танцовщиков, свободно разыгрывающих прямо на глазах зрителей “Сцены закулисной жизни”.

Балет Боброва “Антигона”, который также увидели жители Иберийского полуострова, – тоже не без шуток, но это совсем другие шутки: как говорится, “всерьез и по поводу”. Характерен уже выбор эпиграфа: это слова из библейского Экклезиаста, самого влиятельного скептика всех времен и народов. О том, что “род проходит, и род приходит, а земля пребывает вовеки”. Да и историю, рассказанную в древности Софоклом, – о каре, обрушенной на дочь несчастного Эдипа Антигону, посмевшую нарушить запрет и предать земле останки погибшего брата – хореограф трактует как социальную притчу о вечном соблазне бесконтрольного насилия. И даже сын Креонта Гемон – и у Софокла, и у Бертольта Брехта, написавшего свою, “антивоенную” версию “Антигоны”, он жертва обстоятельств и трагическая фигура, – предстает здесь как отцеубийца и добровольный пассажир вселенского корабля дураков, на котором плывут честолюбцы, мечтающие о власти.

В этом спектакле все персонажи, в суете сует, направляются перстом судьбы. Антигона (Марианна Рыжкина), бунтовщица поневоле, так же не может нарушить законы человечности и традиции предания умерших земле, как Креонт (Виталий Бреусенко) не может быть справедлив и человечен, Гемон (Константин Иванов) – неспособен оставаться верным идеалам своей возлюбленной Антигоны, а Эриния, богиня мщения (Алиса Хазанова), обязана карать злодейство – и тем самым множить смерть на смерть. На фоне мерцающих декораций художника Теодора Тэжика (бездонная и загадочная “ткань жизни”), под звуки ансамбля ударных инструментов Марка Пекарского (вавилонское смешение всевозможных барабанов и барабанчиков, дудочек и колокольчиков, тарелок и свистелок) – хореограф плетет гирлянду танцев, то лирических, то – чаще – исступленных. Элементы классической лексики (главным образом – у танцующей на пуантах Антигоны) сменяются неистовыми плясами, в которых “разбросанные” в стороны руки-ноги и спиралью закрученные тела – продолжение пластических “кривляний” Сатиров (Сергей Антонов и Кирилл Шулепов), эти персонажи волею балетмейстера вывертывают наизнанку все “серьезные” – хорошие и плохие – устремления героев балета. Так что сардонический смех сквозь слезы оказывается главным героем “Антигоны”…

Выступления московских артистов, прошедшие под девизом “Новое поколение Большого”, проходили в рамках международных театральных фестивалей в Переладе, Сагунто, Сеговии и Бенидорме. Танцы в старинном королевском дворце, античном амфитеатре, около стен средневекового замка собрали в Испании многочисленных зрителей. Это не последний проект Сергея Боброва в Испании. В недалеком будущем он приступает к постановке балета “Портрет Дориана Грея” по Оскару Уайльду. Артисты Большого театра будут танцевать под музыку испанского композитора Мануэла Морено-Буэндия.

Майя КРЫЛОВА.

Барселона – Москва.

Фото Теодора ТЭЖИКА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

СКОТТУ УЭЙЛАНДУ СНОВА ПРИДЕТСЯ ЛЕЧИТЬСЯ
НОВЫЙ ДИСК MOTLEY CRUE
AEROSMITH ДОБАВИЛИ НЕСКОЛЬКО КОНЦЕРТОВ
АМЕРИКАНСКИЕ ВРАЧИ ЛЕЧАТ РОССИЙСКИХ НАРКОМАНОВ
КУИН ЛАТИФА СТАЛА ВДОХНОВИТЕЛЬНИЦЕЙ ОГРАБЛЕНИЯ БАНКА
ЧЕТЫРЕ КЛИПА ЛИНДЫ
НА ВСЯКИЙ СТРАХОВОЙ СЛУЧАЙ…
РЕПЕРТУАР ТЕАТРОВ И КОНЦЕРТНЫХ ЗАЛОВ с 31 АВГУСТА по 6 СЕНТЯБРЯ
ЮБИЛЕЙ МАЙКЛА ДЖЕКСОНА
СОВМЕСТНОЕ ТУРНЕ
У ПОЛЫ ЙЕТС ПОЯВИЛСЯ НОВЫЙ ЛЮБОВНИК
Российские гимны: “Годный для народа от ученого до невежды”
СТИВИ УАНДЕР ХОЧЕТ ВОДИТЬ АВТОМОБИЛЬ
Есть только МИК между прошлым и будущим
АМЕРИКАНСКИЙ ДОМ КИНО
Попурри вокруг пюпитра
КОЛЛЕКЦИЯ ЖАННЫ БИЧЕВСКОЙ
Цитаты
СУПЕРБАНК: КРИЗИС ПОРОДИЛ ТИТАНА
РЕПЕРТУАР КИНОТЕАТРОВ с 31 АВГУСТА по 6 СЕНТЯБРЯ
ВЛАДИМИР ЛЕВКИН УХОДИТ ИЗ “НА-НЫ”
ДИСКО-МОСТ ЕКАТЕРИНБУРГ – МОСКВА
“ЛУЖНИКИ” ЗАВАЛИЛО “КАМНЯМИ”
Вновь на московской сцене
УАЙКЛЕФ ДЖИН ПРИГРОЗИЛ ЖУРНАЛИСТУ ПИСТОЛЕТОМ
Привет, “МузПравда”!
Георг Отс – рыцарь музыки
Коротко
МАДОННА КОЕ-КОМУ НАПОЛНИЛА ЖИЗНЬ СМЫСЛОМ
Привет, “МузПравда”!
Это снова мы!
АМЕРИКАНЦЫ В ПРИБАЛТИКЕ ВЕДУТ ДЕЛА ПО-РУССКИ
НАШИ ЗВЕЗДЫ СОБИРАЮТСЯ В ГЕРМАНИЮ
Здравствуй, дорогая чудо-газета!!!
РАЗЫСКИВАЕТСЯ ВОКАЛИСТ ИЗ BLACK GRAPE


««« »»»