Певцам, как и другим артистам, всегда было свойственно желание самоутвердиться. Они настойчиво боролись за почетные звания. Для начала покоряли вершину заслуженного артиста какой-нибудь автономии, потом – Российской Федерации, затем – СССР. Некоторые становились народными артистами, заслуженными деятелями искусств. Четко просматривалась лестница к признанию, славе, почету.
А вот в “звездах ходить” не решались даже самые выдающиеся. Такой титул смутил бы, наверное, саму непревзойденную Любовь Орлову.
Сегодня укоренились иные взгляды на эту проблему. На звания “певец”, “артист”, “звезда” аттестация нигде не проводится. Поэтому звездами величают всех подряд. Начинающая пищалка, отважившаяся выйти на сцену и попрыгать под фонограмму с макетом радиомикрофона в руках, раздает налево-направо интервью в таком духе: “У нас, у звезд…” или “Мы, звезды…”
От подобного самовозвеличивания рейтинг артиста не повышается. Наоборот – прилипающее ко всем подряд понятие “звезды” буквально на глазах девальвируется.
Когда же исполнитель предстает перед слушателями, не объявляя авторов исполняемого произведения, это – бестактность. Именно такой стереотип присущ подавляющему большинству отечественных клипов (в отличие от зарубежных): мы читаем на телеэкране только название песни и имя исполнителя. Хотя каждому понятно – не потрудись авторы музыки и текста, певцу на сцене делать было бы нечего!
А вот в телепередачах “Песня-98” все весьма пристойно. Наряду с поющим публике объявлены имена авторов песни, а частенько можно даже увидеть их лично, поскольку они присутствуют в зале.
На том же телеканале по воскресеньям выходит в эфир “Утренняя звезда”. Спасибо, конечно, Юрию Николаеву за то, что он дает путевку на сцену юным дарованиям. Хоть небольшое утешение после того, как канули в Лету красочные смотры детского самодеятельного творчества!.. По ходу этой программы неоднократно называются спонсоры. А иначе и быть не может: спонсоры на то и спонсоры, чтобы их объявляли! Но вот появляется на сцене этакий разодетый, хорошо причесанный карапуз из города N. Что он поет? Неизвестно. Новоявленная звезда утреннего разлива изначально привыкает с пренебрежением относиться к тем, кому он должен быть признателен за свое участие в передаче. В том числе своему педагогу. Замечено, что в “Утренней звезде” неоднократно успешно показали себя ребята из Барнаула. Следовательно, в столице Алтая кто-то ищет и успешно находит способных юных исполнителей. Хотелось бы услышать имена талантливых селекционеров. Но вот Москва в лице устроителей популярной телепрограммы, решительно поднимая на пьедестал только что вылупившихся из яйца звезд, с младых соплей воспитывает в них пренебрежительное отношение к тем, кто нашел их, обучил, сочинил для них и вывел на сцену.
Дело не только в авторском и смежном праве, в интеллектуальной собственности. Нужно считаться и с интересами зрителя, с его правом на информацию! А его непрерывно пичкают анонимными песенными “блюдами”. Но аноним анониму рознь. Иногда встречаются достойные произведения, но исполнитель – вторичен, его скромная роль донести до “потребителя песни” качественный исходный материал оказывается ему не по плечу. А авторы – уже увековечили свои необъявленные имена в сознании любителей песни. И другой вариант. Порой приходится удивляться наглости авторов, приносящих на шоу-рынок то самое, что по недоразумению забыли выбросить на помойку во время весеннего субботника. А кому выразить признательность за это – тоже оказывается тайной!
А в общем случае уважающим себя авторам можно было бы порекомендовать не иметь дел с нескромными и непорядочными исполнителями, которые не только не отдают должное композиторам и поэтам, но порой имитируют собственное авторство исполняемого произведения.
…Не исключено, что следующим этапом восхождения к высотам популярности звезданутых и не помнящих родства певцов будет их самовозведение в ранг эстрадных “солнышек”. Как мы видим, от скромности пока никто из них не помер…
Борис КАСПИН.