Российские гимны: “Годный для народа от ученого до невежды”

Официальный государственный гимн был утвержден в России только в начале XIX века. Существовали панегирические песнопения – канты и виваты, – прославляющие победы русского оружия, особенно распространенные в эпоху Петра, но они не могли претендовать на роль постоянного символа государства.        Между тем к середине XVIII века почти все европейские страны имели государственные гимны.

В России же первый гимн возник, так сказать, стихийно, когда дворянская империя и “просвещенный абсолютизм” Екатерины II достигли апогея. Близилась к победоносному завершению русско-турецкая война, прославившая Суворова и Ушакова. И вот Потемкин устроил в недавно воздвигнутом Таврическом дворце прием в ознаменование побед над турками. Овальный зал вмещал 5000 человек. Освещался 140 тысячами лампад и 20 тысячами свечей. Освещение было продумано: хрустальные люстры висели посреди зала и между колоннами; “лампады” частью пестрые наподобие лилий, роз и тюльпанов – в простенках и вдоль карнизов; система рефлекторов и зеркал усиливала естественный свет и вызывала “радужное свечение”, 300 музыкантов – 2 оркестра и хор певчих – размещались на хорах и особой эстраде. Декорация изображала “сад Эдема”. Екатерину приветствовали звуки труб, затем последовал танец полонез.

Этому полонезу суждено было стать первым российским гимном, четверть века исполнявшемся официально.

Автором текста был Г.Р.Державин, музыку написал О.А.Козловский. Полонез начинался словами: “Гром победы, раздавайся, веселися, храбрый росс, звонкой славой украшайся: Магомета ты потрёс!” В припеве прославлялась царица-матушка: “Славься сим, Екатерина, Славься нежная к нам мать!”

Удачно был выбран жанр полонеза, придающий уверенность, горделивость. Козловский – поляк по происхождению – был мастером по части полонезов; он даже оказал влияние на позднейших композиторов Польши – Огинского и Шопена.

Прошли какие-нибудь 10 лет, и военным противником России стала не Турция, а Франция. Российская армия в ходе войны 1812 года разгромила наполеоновские войска и 19 марта 1814 вступила в Париж. Российские чудо-богатыри в этой войне потрясли Наполеона – одного из величайших полководцев мира. Прежний гимн, к тому же официально не утвержденный, устарел.

Тогда же в одном из московских концертов солист императорской оперы Шмелев исполнил “Песнь русскому царю” – “Прими побед венец”. Мелодической основой песни был английский гимн “Боже, храни короля”. Автором музыки и текста был Г.Кэрри. Текст первой строфы перевел В.Жуковский и опубликовал под заголовком “Молитва русского народа”. В 1816 году лицеист Пушкин приписал к переводу Жуковского две строфы, и в таком виде мелодия с русским текстом была исполнена хором лицеистов на празднике в честь годовщины открытия лицея (19 октября). Двумя годами позже Жуковский дополнил строфы еще двумя. Так сформировался окончательный текст.

В 1816 году во время военного парада в Варшаве великий князь Константин приказал играть “английский” гимн. Александру I музыка понравилась, и он велел всегда исполнять ее при встрече императора. “Английский” гимн продержался в России по 1833 год.

То, что гимн не только российский, задевало самолюбие императора. К тому же усилились русско-английские противоречия. И вот Николай I через Бенкендорфа поручил директору придворной певческой капеллы скрипачу А.Львову сочинить новый гимн (Ходили слухи, что подобное поручение получили М.Глинка и М.Виельгорский).

Впоследствии Львов вспоминал: “Задача показалась мне весьма трудною… Я чувствовал надобность написать гимн величественный, сильный, чувствительный, для всякого понятный, имеющий отпечаток национальности, годный для церкви, годный для народа от ученого до невежды. Все эти условия меня пугали, и я ничего написать не мог. В один вечер, возвратясь домой поздно, я сел к столу, и в несколько минут гимн был готов”.

Текст написал Жуковский, озаглавив, как и прежний: “Молитва русского народа”. Первый стих “Боже, царя храни!” остался неизменным.

23 ноября 1833 года состоялось прослушивание нового гимна. Его исполнили Придворная певческая капелла и два военных оркестра. Присутствовал Николай I. Гимн получил одобрение.

Первое публичное исполнение состоялось в Москве, в Большом театре 11 декабря. Афиша объявляла два водевиля и заканчивалась словами: “В заключение спектакля дан будет “Праздник в лагере” – большой военный разнохарактерный дивертисмент, в котором г-н Бантышев будет петь в первый раз народную русскую песню с хором “Боже, царя храни!” /…/. Сверх оркестров императорского Московского театра будут участвовать в сем представлении полковые музыки”.

31 декабря великий князь Михаил подписал приказ по армии о замене “английского” гимна новым. Новый просуществовал до 1917 года.

Гимном советской России, впоследствии СССР, стал “Интернационал”. Текст участника парижской коммуны Эжена Потье, музыка – бельгийского рабочего и самодеятельного композитора Пьера Дегейтера. Первое исполнение состоялось в 1888 году. В 1902 Аркадий Коц опубликовал русский перевод: “Вставай, проклятьем заклейменный…”

В качестве гимна новой России “Интернационал” прозвучал в январе 1918 года на 3-м съезде Советов. Но это уже другая, новая история.

Владимир ТУТУНОВ,

заслуженный деятель искусств РФ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

СУПЕРБАНК: КРИЗИС ПОРОДИЛ ТИТАНА
РЕПЕРТУАР КИНОТЕАТРОВ с 31 АВГУСТА по 6 СЕНТЯБРЯ
ВЛАДИМИР ЛЕВКИН УХОДИТ ИЗ “НА-НЫ”
ДИСКО-МОСТ ЕКАТЕРИНБУРГ – МОСКВА
“ЛУЖНИКИ” ЗАВАЛИЛО “КАМНЯМИ”
Вновь на московской сцене
УАЙКЛЕФ ДЖИН ПРИГРОЗИЛ ЖУРНАЛИСТУ ПИСТОЛЕТОМ
Привет, “МузПравда”!
Георг Отс – рыцарь музыки
Коротко
МАДОННА КОЕ-КОМУ НАПОЛНИЛА ЖИЗНЬ СМЫСЛОМ
Привет, “МузПравда”!
Это снова мы!
АМЕРИКАНЦЫ В ПРИБАЛТИКЕ ВЕДУТ ДЕЛА ПО-РУССКИ
НАШИ ЗВЕЗДЫ СОБИРАЮТСЯ В ГЕРМАНИЮ
Здравствуй, дорогая чудо-газета!!!
РАЗЫСКИВАЕТСЯ ВОКАЛИСТ ИЗ BLACK GRAPE
“ХОЧЕТ ХОТЬ КТО-ТО” ИЗ НАРЕЗОК ГАРИКА
БИГ БЭБИ ДЖЕЗУСА МОГУТ АРЕСТОВАТЬ ТРИ РАЗА
СОЛНЫШКИ НАШИ ЗВЕЗДАНУТЫЕ…
ОЛИВЕР СТОУН НА КОМПАКТАХ
OASIS ГОТОВИТ НОВЫЙ АЛЬБОМ
ДОЛЛИ ПАРТОН ИЩЕТ СЕКС НА СТОРОНЕ
ДЕТСТВО, ОСТАВШЕЕСЯ В ПАМЯТИ
СКОТТУ УЭЙЛАНДУ СНОВА ПРИДЕТСЯ ЛЕЧИТЬСЯ
НОВЫЙ ДИСК MOTLEY CRUE
AEROSMITH ДОБАВИЛИ НЕСКОЛЬКО КОНЦЕРТОВ
АМЕРИКАНСКИЕ ВРАЧИ ЛЕЧАТ РОССИЙСКИХ НАРКОМАНОВ
КУИН ЛАТИФА СТАЛА ВДОХНОВИТЕЛЬНИЦЕЙ ОГРАБЛЕНИЯ БАНКА
ЧЕТЫРЕ КЛИПА ЛИНДЫ
НА ВСЯКИЙ СТРАХОВОЙ СЛУЧАЙ…
РЕПЕРТУАР ТЕАТРОВ И КОНЦЕРТНЫХ ЗАЛОВ с 31 АВГУСТА по 6 СЕНТЯБРЯ
ЮБИЛЕЙ МАЙКЛА ДЖЕКСОНА
СОВМЕСТНОЕ ТУРНЕ
У ПОЛЫ ЙЕТС ПОЯВИЛСЯ НОВЫЙ ЛЮБОВНИК


««« »»»