Президент Калмыкии во всем и всегда остается верен себе, последователен во всем. На фоне невероятно раздутого убийства оппозиционной журналистки, редактора газеты “Советская Калмыкия сегодня” Ларисы Юдиной, вина за которое сразу же, с ходу была возложена на руководство Калмыкии и прямо на Илюмжинова, Кирсан сделал заявление, ставшее, пожалуй, главной сенсацией прошедшей недели.
В 2000 году имя калмыцкого президента будет в списке кандидатов на пост Президента России. У Станислава Кучера, ведущего программы ТВ-6 “Обозреватель”, кому в прямом эфире Кирсан Илюмжинов впервые сообщил об этом, что называется, “глаза разошлись в стороны” и “челюсть отвисла”, когда он услышал это. Впрочем, Президент Калмыкии привык изумлять.
Преуспевающий бизнесмен, успешно делавший бизнес в Москве, неожиданно решивший стать во главе родной республики, уверенно одержал главную победу на выборах. Далее: заядлый шахматист, опять-таки неожиданно выдвинул свою кандидатуру на пост Президента ФИДЕ. Удивление, граничащее с шоком, в стане шахматной общественности (причем не только в ней). Но в конце концов Кирсан – президент ФИДЕ.
Завистливый шепот в спину: “Авантюрист!”. Авантюрист… Может, Кирсану не следует отказываться от этого титула? По нынешним временам это скорее комплимент, чем ругательство. Ведь так сейчас принято называть каждого, кто что-то может делать и делает.
Экономические успехи Калмыкии (дотационность с 90% снизилась до 30%), блестяще организованы шахматные турниры. И все это на унылом пейзаже тягостного быта России, где что ни день, то или шахтеры с голодухи на рельсах, потому что деньги, что предназначены на зарплату, куда-то пропали; то финансовый кризис, потому что деньги, которые должны были попасть в казну, опять куда-то пропали. Кирсан способен находить деньги и вкладывать их туда, где отдача быстра и максимально эффективна.
Кирсан очень четко оберегает свой политический имидж: человек удачи. Во всем, за что ты берешься, ты должен добиться результата. Но ведь у нас как: чем больше успехов ты добиваешься, тем сильнее тебя жмут. Инициатива наказуема у нас всегда, сейчас … наказуема вдвойне.
Убийство Юдиной и реакция на него федерального центра Кирсана, похоже, дожали окончательно. Он понял, что пора, что называется, делать выводы и принимать решение. Причем решение именно такое, которое диктует сложившаяся обстановка.
Помните, когда-то в старших классах школы и на первых курсах институтов был предмет – политическая география. Там, правда с некоторой марксистско-ленинской упрощенностью, географическое положение какой-либо страны связывалось с ее политической ориентацией. Сейчас этот предмет вроде бы отменен за ненадобностью, но, ей-Богу, смысл в предмете все-таки был. И уж к республике, которую возглавляет наш герой, сея наука имеет прямое отношение.
Калмыкия расположена рядышком с республиками Северного Кавказа, где, как известно, все бурлит, самовыражается в смысле суверенизации и отделения от России. Девизом Кирсана еще в пору его предвыборной президентской кампании весной 93-го года было: “На век с Россией!”.
Он единственный руководитель республики, отказавшийся от суверенитета и приравнявший свой пост к должности губернатора. Уже тогда это не понравилось многим во властных коридорах Кремля, а сейчас это, похоже, не нравится всем.
Спокойная Калмыкия рядом с бурлящим Северным Кавказом. Ну зачем нужен этот контраст? Надо, чтобы и там, как говорится, процесс пошел. И убийство Юдиной должно было послужить катализатором такого процесса. Давление на республику и как ответная реакция – рост националистических, сепаратистских настроений. Но что-то, к счастью, здесь не сработало. Кирсан, выдержав паузу, сделал заявление, которого никто не ждал. Скандалом вокруг гибели Юдиной Кирсана просто-таки вытолкнули на уровень общефедеральной политики, а он привык быть адекватным обстоятельствам.
Он выдвинул свою кандидатуру на высший пост в стране, прежде всего, в стремлении сохранить единство Федерации. Ведь его республика сейчас по сути дела наряду со Ставропольем стала форпостом России на ее южных рубежах, но при подобном отношении федеральной власти к своим регионам такой форпост скоро будет пролегать где-нибудь под Курском или Орлом.
У руководителя маленькой Калмыкии чувство преданности нашей общей, огромной Родине – России развито гораздо больше, чем у многих кремлевских политиков. Давно уже отмечено, Россию может сейчас спасти человек из глубинки, яркий региональный лидер.
Так что можно с уверенностью сказать, не касаясь больше субъективных факторов, само время выдвинуло на российскую политическую арену такого человека, как Кирсан Илюмжинов.
Наталия ГОНЧАРОВА.