БЕЛЫЙ КЛЫК ДИКТАТУРЫ

Некоторое время назад журнал “Премьер” провел опрос молодых кинематографистов, задав им всем один и тот же вопрос: “Хотели бы вы создать народный хит?”. Все – включая деятелей параллельного кино – высказались в том смысле, что хотели бы или даже уже сняли. И только Александр Баширов воскликнул: “Народный хит? Да ни за что!”

“Железная пята олигархии” и есть та редкая картина, которая не хочет стать народным хитом или фестивальным фильмом. Из всех снятых за последние годы российских фильмов это, пожалуй, единственный, сделанный с откровенным пренебрежением к тому, чтобы “завоевать аудиторию”. При этом “Железная пята…” вовсе не “авангардный” или “альтернативный” фильм, который, что называется, “трудно смотреть неподготовленному человеку”. Это просто предельно странный фильм, погружающий зрителя в параноидальный мир главного героя.

Баширов рассказывает историю рабочего лидера Николая Петровича, которого сам же и играет. Точнее, рассказывает историю Ассоль – влюбленная в героя девушка, принимающая на веру все представления о мире, возникшие в его мозгу под воздействием алкоголя и “Железной пяты” Джека Лондона, обильно цитирующейся в фильме. Николай Петрович бродит по городу (на Неве), преследуемый агентами олигархии, выступает перед рабочими, приводит к себе девушек (которым читает роман Лондона в переводе Гуро), пьет пиво и в конце концов гибнет, убитый слугами олигархии. Почти все остальные роли сыграли музыканты из “Tequillajazz” и “Колибри”.

Все это наполнено стилистическими реминисценциями из Пудовкина, Эйзенштейна, Довженко и т.д. (им высказана специальная благодарность в финальных титрах), а также из Годара и других, которым благодарность не высказана. Но при этом фильм вовсе не напоминает постмодернистский стеб: напротив, временами возникает ощущение, что это слепок современного параноидального русского сознания. Вероятно, так видят Россию настоящие безумные лидеры левых сил: полупустые кафе, проститутки в черной коже, агенты охранки в пиджаках и с мобилами… Никакого гламуара, давящая алкогольная паранойя. На помойке стало тихо, разбежалися коты.

Фильм Баширова, независимо от вызываемых им чувств – явная удача. Ему удалось не просто создать на экране иллюзорный мир, не существующий нигде, кроме как в сознании героев, но сделать его уникальным и национально окрашенным. Кроме того, несмотря на свою политическую риторику, это по сути своей аполитичный фильм. Не “Интернационал” в исполнении Летова, а “Вихри враждебные”, спетые мамоновскими “Звуками Му”.

Сергей КУЗНЕЦОВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

“АКАДЕМИКИ” СЫГРАЮТ У КЕОСАЯНА “САМИХ СЕБЯ”
СКОТТ УЭЙЛАНД ПОДАВЛЕН АРЕСТОМ, А ЕГО ПОКЛОННИКИ СОЧУВСТВУЮТ МУЗЫКАНТУ
РОК-Н-РОЛЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ЕВГЕНИЯ ОСИНА
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ КИРСАНА ИЛЮМЖИНОВА
Будем жить на вокзале
ИГОРЬ САРУХАНОВ ПОЕТ О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ
ПЕСНИ ФРЭНКА СИНАТРЫ СПОЮТ ПОЛ АНКА И БИЛЛИ ХОЛИДЕЙ
КОРОТКИЕ ВСТРЕЧИ
ПРЕКРАЩЕНО ДЕЛО ПРОТИВ КЭТЛИН МАКМАНАМАН
“НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ” ПИШЕТ МУЗЫКУ ДЛЯ ТВ (ИНОГДА ПРИ ПОМОЩИ БЕТХОВЕНА)
“ПРЕДПОЛОЖИ ЧЕЛОВЕКА КАК ЧЕЛОВЕКА…”
SPICE GIRLS: ЗАМЕНА ГЭРИ ХОЛЛИУЭЛЛ НИКОГДА НЕ БУДЕТ НАЙДЕНА
ГДЕ НАШ “ТИТАНИК”?
ЛИЗА МАРИЯ ПРЕСЛИ ВСЕ-ТАКИ РЕШИЛА СТАТЬ ПЕВИЦЕЙ
ЗВЕЗДНАЯ ДОРОЖКА СТАЛА ЛЕСТНИЦЕЙ
НОВАЯ ЖВАЧКА “НА-НА”
АЛЕНА СВИРИДОВА ГОТОВИТ ДЕМО-ЗАПИСЬ
НОВЫЙ ГОД, КОТОРЫЙ ВСЕГДА С ТОБОЙ
ОЙ, ЦВЕТЕТ КАЛИНА…
РОМАН РЯБЦЕВ ПОКОНЧИЛ С ТАНЦЕВАЛЬНОЙ МУЗЫКОЙ
ТАЙНАЯ БОРЬБА
МИХАИЛ ШУФУТИНСКИЙ – НА ЛЕТО В АМЕРИКУ
ТАКУЮ БЫ ЭКОЛОГИЮ МОСКВЕ-РЕКЕ


««« »»»