Я – СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ РОСТОК…

Известной певице САБИНЕ – 25 лет. Этому событию посвящен большой концерт со знаменательным названием “И вновь Сабина собирает друзей” (18 апреля в 20.00 в столичном клубе “Manhattan Express”).

Я – СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ РОСТОК…

…Эта строка принадлежит одному из песенных текстов Сабины. “Я – стремительный росток на грани зла и любви”, – поет она, как всегда, столь пронзительно сочетая поэзию, музыку и вокал. Строчки – не случайные, отражающие нечто очень важное. Как и во многих песнях Сабины (и на собственные стихи, и на тексты корифеев “Серебряного века”, и поэтов – наших современников).

Что же касается “зла и любви”, то, согласитесь, это действительно очень серьезно. Потому что все мы, вне зависимости от возраста и занятий, практически постоянно живем на этой зыбкой грани. Попеременно, нередко – против собственной воли, но все же отклоняясь: то в одну, то в другую сторону.

Как удержать себя и близких, любимых людей, свою и их жизнь на этой зыбкой и заветной грани? Ответу на этот вопрос, пожалуй, и посвящено творчество Сабины – композитора, поэтессы и певицы, которая своими легкими руками отчаянно, как Атлант, стремится удержать современную эстрадную песню над банальностью и предсказуемостью попсы.

В качестве точки опоры она использует при этом настоящий смысл, поэзию и вокал. Анна Ахматова и Марина Цветаева, Борис Пастернак, Жак Брель, Илья Резник, Аветик Исаакян, Сильва Капутикян (последние два имени – армянские классики поэзии). Музыка Сабины на стихи этих поэтов – столь же точна, глубока, непредсказуема и… классична, как и вышеозначенный литературный материал.

Классика – на современной эстраде? Да. И еще раз да!

Такова Сабина: девочка, теперь уже – молодая женщина, мама 10-месячного сына Николушки. Она пришла в современную эстраду… прямо из вундеркиндов. Да-да. В 15 лет Сабина получила Гран-при на I Всесоюзном телеконкурсе “Утренняя звезда”-91. Ее удивительное выступление на этом фестивале сразу запомнилось многим, вспоминается и теперь…

А впервые Сабина подошла к фортепьяно… в четыре года. Домашние сначала не разрешали ей “бренчать” – инструмент был куплен “с серьезными намерениями” для старших сестер. Но однажды свидетелем ее слишком осмысленных “шалостей” за пианино стал композитор Дмитрий Кабалевский. Он и убедил родителей обратить пристальное внимание на талант маленькой Сабины, вполне серьезно утверждая, что малышке надо “серьезно садиться за инструмент. Не просто надо – необходимо”. Маэстро оказался прав: в 5 лет Сабина напишет свое первое крупное музыкальное произведение “Горячее сердце Данко” – сюиту в четырех частях по “Данко” М.Горького.

А жизнь ее сложилась непросто – талант требовал жертв, и подчас недетских. Сабина родилась в Баку в армяно-русской семье, но с 9 лет практически жила в Москве. Сначала ее по рекомендации Д.Кабалевского приняли в Центральную музыкальную школы для особо одаренных детей при Московской Государственной консерватории по классу арфы, фортепиано и композиции (педагоги Т.Хренников и Т.Чудова), потом она училась в Гнесинке (ГМУЭДИ) по классу вокала (педагог Засл. деят. культуры России В.Хачатуров) и в 1996 г. с красным дипломом окончила его. Разлука с родным городом, друзьями и родителями. И простому, и талантливому ребенку это пережить непросто.

…Если мы заглянем в биографию любого талантливого человека, то обнаружим, что многое, важнейшее для будущих творческих взлетов, начиналось у него именно в детстве. Именно здесь – истоки, сокровенные мысли, находки. У кого-то их в детстве заметили. От кого-то – отмахнулись.

Сабину заметили. Успех пришел к ней рано. И вышло так, что ее специфический талант продиктовал ребенку вполне взрослые, зрелые творческие решения. Этот факт поражал и зрителей, и профессионалов. Поэтому совсем не случайной стала следующая после “Утренней звезды” победа на других конкурсах, но самая большая победа Сабины – Гран-при на X Международном фестивале песни в Македонии. Взрослом фестивале! Там, еще будучи подростком, она выступала во взрослой группе, состязаясь с прославленными корифеями эстрады из 15 стран мира. И победила!

Сегодня, после годового с лишним перерыва, связанного с рождением сына Николушки, Сабина возвращается на эстраду – во всех трех качествах – как композитор, как певица и как поэт. Возвращается в свой 25-й день рождения – чтобы подвести некоторый творческий итог, рассказать о своих планах на будущее. Мы встретились с ней перед самым концертом, посвященном этому событию. Концертом, который называется весьма знаменательно – “И вновь Сабина собирает друзей”.

– На этом концерте в основном прозвучат песни из твоего последнего альбома “Прикосновение”, который стал особенным, довольно нетрадиционным для твоего творчества – в нем больше песен на стихи современных поэтов, меньше классического репертуара…

– Да, для меня это был в значительной степени эксперимент. Но – очень увлекательный, ведь в музыке я по-прежнему старалась оставаться верной классической традиции, которая, на мой взгляд, очень органично может быть перенесена на эстраду. Углубляет основу и смысл эстрадной песни, помогает ей подняться на высоты подлинного искусства.

Да и тексты я подобрала отнюдь не “попсовые”, глубокие и интересные – просто не все из поэтов, которые выступали авторами моих песен, широко известны и, так сказать, раскручены. Но это не умаляет ценности и значимости, оригинальности их творчества. Я постаралась написать музыку, которая созвучна этим стихам. Что получилось – судить слушателям…

– Вернемся немного назад. Большинство твоих песен, из которых составлен твой предыдущий, очень популярный альбом “Руки-крылья” – это песни на стихи Ахматовой (в основном), Цветаевой, Пастернака. Но почему – именно Ахматова? Что в ее творчестве особенно привлекло тебя?

– В первую очередь, наверное, душа. Вернее – состояние души, очень созвучное тому, что испытывала и испытываю я сама.

– Ты пишешь не только музыку, но и стихи. Вернее – тексты песен, как ты их называешь, подчеркивая единство слов и музыки. Какая тема тебе наиболее близка в “песенной поэзии”?

– Любовь. Я думаю, это самое глубокое чувство из тех, которые может испытывать человек. При этом я действительно почему-то очень рано, еще в детстве, начала глубоко понимать вполне взрослые стихи о любви…

– И так вышло, что это понимание очень рано и не совсем по-детски “погнало тебя в дорогу” – далеко от близких любимых людей. У тебя с детства – практически гастрольная жизнь, ты много поездила по миру. Какая страна, какие люди и встречи особенно запомнились?

– Из детства вспоминается Германия. Я там выступала в очень большом концертном зале, похожем на стадион. Он вмещал 10 тысяч зрителей! И был полон. И когда все зрители в этом огромном зале встали и стоя аплодировали мне – это было совершенно потрясающее впечатление. Такой огромный импульс энергетики – как волна.

Тогда, в Германии я принимала участие в 3-м женском Международном фестивале. В то время у меня еще не было аранжировок. Я пела свои собственные песни на стихи Валерия Брюсова и Аветика Исаакяна и сама себе аккомпанировала на рояле. Может быть, мне так аплодировали, поскольку зрителей удивило, что на сцене 13-летний ребенок (как тогда любили говорить – “вундеркинд”)? Ну а мне самой, между прочим, было весьма стеснительно слушать такое о себе.

– А может быть, причина успеха была в том, что люди услышали очень хорошую и вполне взрослую музыку в исполнении ребенка – автора этой музыки?

– Вы знаете, когда я слушаю сейчас то, что писала в 13 лет, иногда сама вполне искренне удивляюсь. Может быть, в 40 лет я с таким же удивлением буду слушать то, что пишу сегодня? Во всяком случае, мне вполне искренне кажется, что многие мои “детские” песни вполне можно аранжировать и исполнять сейчас. Видимо, случилось так, что в детстве я как бы опередила свой собственный возраст.

Помню ли я себя в детстве, когда рождались эти первые произведения? В основном – очень отрывочно. Помню, если я что-то делала не так, в чем-то была виновата – то самым страшным наказанием для меня было “отлучение” от рояля.

Много ли времени я проводила у инструмента? Играя Шопена, Баха или какие-то этюды – тогда, честно говоря, нет. А первая песня? Помню, мама прочла мне книгу “Данко”. И я написала сюиту в четырех частях “Горячее сердце Данко”, чем-то похожую на цикл песен. В 5 лет. Сейчас это смешно, конечно…

Читать я научилась тоже в этом возрасте. И где-то с 6 лет начала писать песни.

– Примерно тогда же, насколько я знаю, начались первые награды: сначала небольшие, потом – уже значительные. А какая из них – самая любимая?

– “Макфест”, Македонская. Эта победа была очень сложной для меня – поскольку все исполнители были старше меня минимум на восемь лет. Я выступала вместе со взрослыми, уже сложившимися исполнителями. Это во-первых.

А во-вторых, меня никто не предупредил, что это конкурс. Я думала – просто очередные гастроли, концерт. И вдруг за полчаса до выступления мне сообщают о начале жеребьевки.

У меня брови поползли вверх. Подбежала к отцу (он же – продюсер и арт-менеджер Сабины – Сейран Мурадян. – Ред.). Кричу ему: “Папа, как ты мог не сказать мне о конкурсе?!” А он “успокаивает”: тебе, мол, и не надо было знать. Зачем лишние волнения? Иди и пой, как умеешь!..

Я спела на этом конкурсе песню “Руки-крылья”, которую недавно сочинила на стихи нашей современницы Засл. артистки России Татьяны Барановой. Когда мне сообщили, что я получила Гран-при, мне показалось, что я брежу. Пришлось повторять несколько раз.

– А что в будущем? Что ты пишешь сейчас?

– Задумала новый альбом, который будет очень тесно связан с теми огромными переменами, которые произошли в моей жизни. Любовь, замужество, рождение сына. Первое время, когда мой Николушка только появился на свет, я дни и ночи посвящала ему. Мы не брали ни нянь, ни домработниц – я считала, что ребенок должен познать, почувствовать маму. Да и мне самой хотелось в полной мере пережить это удивительное событие.

Но я не могу сказать, что тогда я не думала о творчестве. Возникло много новых, совершенно неожиданных мыслей и идей, которые я попробовала воплотить в новых мелодиях и строчках. Сейчас сынуля немного вырос, у меня есть замечательная помощница, я больше времени уделяю творчеству. Когда я сидела с сыном дома и практически нигде не появлялась, во многих газетах часто можно было видеть мои фотографии со сковородками, кастрюлями и пеленками. Это было очень смешно. Наверное, кому-то показалось, что Сабина распрощалась с творчеством и стала “просто тихой домохозяюшкой”.

Спешу всех заверить, что это не так. Думаю, что через несколько месяцев смогу представить любителям эстрадной музыки первые песни из своего принципиально нового цикла. О чем они будут? Нетрудно догадаться – о материнстве, о тех замечательных чувствах, которые рождает общение с собственным ребенком. Но, конечно, не только об этом. Рождение ребенка – не только физиологический и психологический, но и философский момент. Так что в моих новых произведениях будет много серьезных размышлений: о мире, человеке в нем. О том прекрасном, которое мы призваны создавать и защищать в окружающем нас пространстве. В природе и в обществе, в своем городе, в компании друзей. В собственной семье и в собственной стране…

Светлана ПОЛИЩУК.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ЧУДАКИ НА БУКВУ “М”
Праздник козла. Репортаж из Санто-Доминго
“НАШЕ ВСЕ” ИЛИ “ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДУБИНА”?
МУЖИК ПО ИМЕНИ ЛОЛИТА
INTERNATIONAL FILM FESTIVAL in SOCHI’2001
ЭТО НЕ КИНО
ВОПРОСЫ НЕДЕЛИ:
ГОЛАЯ ПРАВДА
ТВ-ЗВЕЗДЫ ТОЖЕ ПЛАЧУТ?
БРИТАНЦЫ-ОТШЕЛЬНИКИ
СДЕЛАЙТЕ МНЕ КРАСИВО!
Лунный камень
КАК ВЫБРАТЬ СЕБЕ ПАРУ
На мотив песни “Летят перелетные птицы”
НАБРОСКИ К ПОРТРЕТУ ПОКОЛЕНИЯ


«««