Вопросы месяца

1. Сможет ли Россия в 2003 году расплатиться по внешним долгам, не прибегая к дополнительным заимствованиям?

2. С чем, на ваш взгляд, связан рост молодежного экстремизма в России?

Халиль БАРЛЫБАЕВ, зампред Комитета Госдумы по собственности:

1. Сможет. Это зависит в основном от желания правительства мобилизовать необходимые средства, усовершенствовать налогообложение за пользование природными ресурсами, ограничить сокрытие доходов и бегство капиталов за рубеж.

2. Объективно – с общим ослаблением российской государственности в условиях политического, социально-экономического, мировоззренческого кризиса в 90-е годы, усилением организованной преступности в процессе передела собственности, падением нравственности, распространением нищеты в обстановке чрезмерного социального расслоения. Субъективно – с наличием поддержки молодых экстремистов со стороны экстремистски настроенных, разнузданных политиков, бесконтрольной пропагандой в средствах массовой информации насилия, алчности, ненормативного поведения и образа жизни, попирающего общечеловеческие ценности. Достаточно указать на множество общедоступных телепрограмм, откровенно восхваляющих девиантное поведение людей (“За стеклом”, “Окна” и даже претендующая на респектабельность “Принцип “домино”, а Л.Якубович перед всем миром, не закусывая, выпивает 96-градусный спирт, чего не увидишь ни в одном цивилизованном государстве).

Николай БЕЗБОРОДОВ, зампред Комитета Госдумы по обороне:

1. Политической воли, желания и амбиций у правительства РФ, чтобы расплатиться в 2003 году по внешним долгам, вполне достаточно. Но этого мало, поскольку все определять будет состояние экономики России, которая напрямую и значительно зависит от мировых экономических процессов и подчинена законам экономического развития, а не желаниям руководителей. При благоприятных условиях сможем расплатиться. Но надо ли спешить?

2. Молодежный экстремизм в России страшен тем, что он закономерен. Его рост – производная хода социально-экономических реформ, отсутствия в государстве целенаправленной детской и молодежной политики. Когда власть забывает о детях, то молодежь вынуждена напоминать о себе через экстремизм, поскольку другого пути у нее нет. Что делать? Выход один. Необходимо всем элементам государственной политики придать социальную пригодность. На одно из первых мест должна встать политика, защищающая интересы детей и создающая перспективы для молодежи, поскольку им принадлежит будущее России.

Игорь ИГОШИН, член Комитета Госдумы по бюджету и налогам:

1. Россия вполне способна расплачиваться по своему внешнему долгу самостоятельно. Дополнительные кредиты для этого не нужны. Правда, в бюджете следующего года возможность их получения наверняка будет предусмотрена. Но, я надеюсь, правительство этой возможностью не воспользуется. Ведь даже нынешний, существенно сократившийся за последние годы внешний долг является очень тяжелым грузом для экономики. Если его не сокращать, рано или поздно эта ноша станет непосильной. Поэтому, пока есть возможность, нужно максимально быстро сокращать внешний долг, не прибегая к его рефинансированию.

2. Российская молодежь в последние годы оказалась в крайне тяжелом положении. Трудности с получением образования, безработица, отсутствие поддержки молодых семей, подростковые алкоголизм и наркомания – все эти проблемы со временем только усугубляются. Продвинуться в их решении правительству так и не удалось.

Вместе с тем в силу несовершенства ныне существующей политической системы молодые люди практически не имеют в своем распоряжении инструментов, позволяющих им отстаивать собственные интересы легальными средствами. Реальные молодежные общественные организации отстранены от процесса принятия решений и загнаны в вынужденную оппозицию. А те, которые “находятся при власти”, не отражают интересов подрастающего поколения.

Совпадение этих факторов в сочетании со свойственным молодежи стремлением радикально изменить мир неизбежно должно было привести к росту экстремизма. И чем дольше будет сохраняться нынешнее положение, тем сложнее будет данному процессу противостоять.

Анатолий КУЧЕРЕНА, директор адвокатского бюро «Аргумент» Московской городской коллегии адвокатов:

1. Теоретически, наверное, да, но разве это единственная цель экономической политики? В России в различных отраслях изношены от 60 до 85% основных фондов, население не обеспечено самыми необходимыми лекарствами, в родильных домах отключают свет, не обслуживается половина дамб и плотин, на самолеты ставят непроверенное оборудование, в Чечне воюют на танках, место которым в музее военной истории. Но при этом неуклонно и даже досрочно погашаются долги МВФ и одновременно производятся новые заимствования под более высокие проценты путем размещения еврооблигаций.

Наверное, можно было бы попробовать настоять на списании или отсрочке части долгов, точно так же, как мы сами списали долги африканских стран; кстати, сделали это по настоянию Запада. А так возникает очень странная ситуация: мы говорим, что у нас профицитный бюджет, но при этом распродаем изумруды и бриллианты из Гохрана – все ради погашения долга. Государству необходимы средства на обновление основных фондов и на социальные нужды, и в вопросе выплаты внешних долгов нам не нужно «бежать впереди паровоза».

2. Хотел бы напомнить, что акции молодых людей проходили под антикапиталистическими лозунгами. Капитализм в его российском варианте оказался синонимом безнравственности, несправедливости и беззакония. А главное – неэффективности. В нашем обществе очень мало доступных рабочих мест, где молодой человек мог бы реализовать свои таланты и таким путем достичь высокого положения в обществе. Это выталкивает молодежь в маргинальную среду – одни ищут забвения в наркотиках, другие идут в криминал, третьи – громить витрины дорогих магазинов и драться с милицией. Ни общество, ни государство ничего молодежи предложить не могут. На какую же реакцию с ее стороны следует тогда рассчитывать?

Юрий МЕДВЕДЕВ, зампред Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам:

1. Да, сможет. Но это не означает, что к внешним заимствованиям прибегать не следует. Надо продемонстрировать платежеспособность, и тогда нам станут доступны кредиты на весьма льготных условиях. Этим грех не воспользоваться.

2. Когда в стране мало политической культуры, тогда много политической вакханалии. Недостаток новой политической культуры, убогость жизни, падение нравов привели к торжеству отвратительных явлений – росту преступности, детской беспризорности, шовинистическому одичанию, возрождению давно, казалось бы, преодоленных коллективных предрассудков и т.п. Все это я отношу к реликтовым формам общественных отношений, а они, как сорняки, гораздо более живучи, чем культурные растения. Запущенное поле зарастает бурьяном, а не пшеницей, не так ли? Все это большая социальная проблема, которая многократно усиливается по отношению к молодому поколению: ведь молодости вообще присущи максимализм и склонность к групповому вандализму. Не удивительно, что у нас стало так много разнузданной или, как сейчас говорят, “отвязной” и “обезбашенной” молодежи. Добавлю также, что есть ряд безответственных политиканов, которые культивируют ниву молодежного экстремизма и используют его для достижения своих целей.

Александр ЧЕРШИНЦЕВ, зампред депутатской группы “Регионы России”:

1. Думаю, что сможет. Во всяком случае, для этого есть не только возможность, но и желание. Вот последнее и требует укрепления, в том числе при рассмотрении и принятии бюджета 2003 года.

2. Так называемый “молодежный экстремизм” всегда был и будет. Это свойственно молодым. Другое дело – на что он направлен и кто его направляет. В предыдущие годы, когда повсюду пропагандировался культ наживы, насилия и бездуховности, когда значительная часть общества оказалась за чертой бедности, а молодежь – без работы и перспективы на будущее, этим воспользовались различные радикально настроенные функционеры, партии и движения.

Бороться необходимо, на мой взгляд, не с молодежным экстремизмом, а с теми, кто за этим стоит.

Мартин ШАККУМ, председатель Комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям:

1. Сможет. Во-первых, несмотря на то что прогнозы мировых цен на энергоносители и сырье в наше время дело неблагодарное, можно все-таки утверждать, что в правительственном проекте бюджета на 2003 год существенно занижены цены на нефть. Кроме того, в проекте занижены доходы от приватизации государственных предприятий. Есть серьезные резервы в этом плане в области сбора налогов. Правительство способно сформировать достаточно солидный финансовый резерв, из которого будет осуществляться выплата по долгам.

Наконец, Центральный банк имеет значительные золотовалютные запасы – около 45 млрд. долларов. С учетом этого обстоятельства, на мой взгляд, следует более тщательно подходить к работе с государственным долгом. Вряд ли можно считать рациональным, когда мы осуществляем внешние заимствования через размещение еврооблигаций с доходностью 10,5% годовых (то есть занимаем под 10,5% годовых), но при этом размещаем собственные валютные резервы с доходностью 3,5% годовых (то есть даем взаймы под 3,5% годовых). Может быть, имело бы смысл в данном случае перейти от внешних заимствований к внутренним. Однако это требует тщательно просчитанной стратегии.

2. Молодые люди стремятся продемонстрировать свои таланты, свои амбиции, свою энергию, свой, не побоюсь сказать, героизм. Когда для этого есть реальные механизмы, молодежь идет служить в элитные воинские части, в разведку, занимается спортом, наукой, творчеством, идет в бизнес и быстро продвигается на его высоты. Когда государство формулирует великие задачи, молодежь всегда в первых рядах в деле их реализации.

В настоящий момент в России возможности для самореализации молодежи еще недостаточны, хотя в последние годы перемены к лучшему заметны. Сегодня появляется спрос на квалифицированные кадры в крупных частных компаниях, молодые люди с образованием, придя туда, уже через три-четыре года могут зарабатывать хорошие деньги, и перед ними открываются самые широкие возможности. Но ведь не все хотят работать в частном бизнесе. К сожалению, государство на сегодняшний день не может создать стимулы для того, чтобы молодые люди хотели стать учеными, офицерами, космонавтами, разведчиками.

Вот и получается, что, если нельзя проявить себя в хороших делах, молодежь проявляет себя в разного рода экстремистских и хулиганских выходках. В обществе так и не сложилось культа героев, на которых молодежь могла бы равняться. Вопрос, с кого делать жизнь, для «юноши, обдумывающего житье», остается открытым.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Наше государство – “рогатый заяц”
Новости-09-2002
Кошмарное детство… звезд Голливуда
“Чёрная вдова”
Лимонка во взрослых


««« »»»