Разрушение страны идет строго по графику

Рубрики: [Интервью]  

С аудитором Счетной Палаты России Вениамином Соколовым беседует Главный редактор телепрограмм “Момент истины” и “Вокруг Кремля” Николай ГУЛЬБИНСКИЙ

СОКОЛОВ Вениамин Сергеевич – аудитор (в ранге министра) Счетной Палаты России, возглавляет направление, занимающееся контролем за эффективностью использования государственной собственности и неналоговыми доходами в федеральный бюджет. Бывший председатель Совета Республики Верховного Совета России. Профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, действительный член Российской Академии образования. Награжден орденом “Знак Почета”.

НАРОД И АХНУТЬ НЕ УСПЕЛ

– Недавно министр экономики Яков Уринсон заявил, что “капитализм в России победил полностью и окончательно” и что он, этот “построенный в боях капитализм”, будет вечным памятником команде неугомонных реформаторов. Действительно, если капитализм – система, основанная на частной собственности на средства производства, то его построение в России в основном завершено – подавляющая часть предприятий перешла в частные руки. Давайте подведем некий предварительный итог этого процесса. Что изменилось в результате приватизации для российской экономики и для простых российских граждан?

– Прежде всего в ответ Уринсону я бы привел очень примечательное признание, сделанное известным у нас в стране человеком – господином Соросом – в одной из его статей: “Система грабительского капитализма, установившаяся в России, настолько чудовищна, что люди вполне могут пойти за каким-либо привлекательным лидером, если он пообещает национальное возрождение…” Это, так сказать, о характере и существе памятника неугомонным реформаторам! Если же говорить о приватизации, то в результате ее проведения в России пока не возникло настоящих, а тем более эффективных собственников. Косвенным образом это признал и Чубайс в одном из своих недавних выступлений. Он заявил: “До сегодняшнего дня приватизация в России преследовала чисто политические цели”.

Что это за цели? Известно, что форма собственности в обществе определяет структуру политической власти. Разгосударствление могло иметь своим результатом две ситуации. Первая – создание демократического общества, где подавляющая часть граждан являются акционерами эффективно работающих предприятий, то есть совладельцами собственности. Вторая – распределение собственности среди узкого круга лиц, приближенных к высшим государственным чиновникам, и построение на этой основе олигархического государства. Гайдар, Чубайс и их единомышленники выбрали, как видим, второй путь.

К чему он привел? В 1985 году годовой доход на душу населения Российской Федерации составлял 5300 долларов. По этому показателю мы занимали 13-е место в мире. В 1995 году этот показатель составил 2200 долларов, Россия опустилось на 97-е место. Другие показатели аналогичны.

– С приватизацией “по Чубайсу” получилось как в басне: “Крестьянин ахнуть не успел, как на него медведь насел”. Мы и оглянуться не успели, как на нашу голову “упали” новые “хозяева страны”, в одночасье завладевшие практически всем национальным богатством. Каким образом так быстро и, надо сказать, эффективно Чубайс и его команда смогли протащить свою программу приватизации? Я что-то не припоминаю, чтобы она утверждалась Верховным Советом, в котором вы были председателем одной из палат.

– А она и не утверждалась. Приватизация была проведена согласно Указу президента. Сама идея приватизации и технология ее проведения были выдвинуты еще в 1990 году Гавриилом Поповым. Его основной тезис: советская экономика потеряла эффективность (верное утверждение!), поскольку у предприятий нет эффективного собственника (не совсем верное утверждение). Значит, он должен появиться. По Попову, таковыми могут быть только отдельные сильные личности. Простая продажа или передача госсобственности в руки этих лиц встретит высшее сопротивление всего (тогда еще советского) общества. Поэтому для преодоления этого психологического барьера Попов и предложил выпустить именные приватизационные чеки. Согласно его подсчетам, если поделить стоимость всех объектов, подлежащих приватизации (в ценах 90-го года), на число граждан, то на каждого гражданина придется примерно 30 тысяч рублей. (Вот откуда, наверное, представление о том, что на один ваучер можно будет приобрести две “Волги”!) Затем через “рыночные” механизмы эти чеки сосредоточатся в руках нужных людей.

Позднее Верховным Советом был подготовлен законопроект “О личных именных приватизационных чеках и вкладах”. Однако, как вы помните, в конце концов были выпущены безымянные ваучеры с номиналом в 10 тысяч рублей – уже в ценах 92-го года: на эти деньги в то время можно было купить несколько мешков картошки. Естественно, рядовой гражданин не имел никакой реальной возможности “сделать свой ваучер золотым”, зато создавался идеальный механизм для сосредоточения ваучеров в руках предприимчивых дельцов и последующей скупки ими российских предприятий за бесценок. Причем значительная часть акций перспективных предприятий впоследствии перешла в руки западных компаний. Таким образом, Чубайс и К0 осуществили замысел Попова, полностью отбросив “интеллигентские” соображения Попова о некой справедливости и совестливости!

– Конкретный пример, если можно. Так сказать, из практической деятельности Счетной Палаты.

– В настоящее время Счетная Палата завершила проверку Подольского завода швейных машин. В свое время правительство Рыжкова начало его реконструкцию, выделив на нее более 100 миллионов долларов. В 1990 году предприятие вышло на уровень производства 1,7 миллиона швейных машин в год. Гайдаровская политика лишила завод оборотных средств. На заводе стали думать, как быть. Решили уступить 30 процентов акций фирме “Зингер”. Остальные акции “Зингер” скупал уже непосредственно у рабочих. Результат – 90 процентов акций в настоящее время у иностранных компаний, а завод стоит. Интересна позиция Минэкономики в этом вопросе, изложенная в ответе на запрос директора завода: “В стратегические интересы России не входит задача производства собственных бытовых швейных машин”. Вот так – не нужны нам собственные, будем покупать. Правда, уринсоны молчат – если собственные заводы остановим, то где люди будут зарабатывать, чтобы покупать привозное?

КАК УТЕКАЮТ ЗАВОДЫ И ТАЙНЫ

– Вам известны случаи, когда в результате приватизации под угрозой оказываются стратегические интересы России? Вот фрагменты из переписки руководства ФСБ с премьером Черномырдиным. Речь идет о приватизации завода “Компонент” в Зеленограде, выполняющего заказы Главного разведывательного управления. Согласно классификации ФСБ, данное предприятие “относится к объектам первоочередных устремлений западных спецслужб”. И что же? Какая-то фирма “Брансвик” приобретает 8748 акций завода и вводит в его Совет директоров своего представителя. А принадлежит фирма “Брансвик” некоему Кристоферу Андерсену – гражданину Канады. В результате, констатирует руководство ФСБ, “появляется угроза утечки сведений, составляющих военную и государственную тайну”. Да какая там угроза! Давно уже “утекли”!

– Такие случаи нам известны. Но стратегические интересы России – это не только государственные тайны. Это и производство стратегического сырья, например, алюминия. Счетная Палата изучала ситуацию в алюминиевой промышленности. Сразу же оговорюсь – нас интересует не только криминальная сторона дела, если таковая присутствует. Пусть этим занимается ведомство генерала Куликова. Но давайте посмотрим на вопрос с экономической точки зрения. Был Советский Союз, были предприятия, которые производили дешевый алюминий, – примерно 3 миллиона тонн в год. Примерно 900 тысяч тонн продавалось за границу, остальное потреблялось внутри страны. Что мы имеем сегодня? Мы производим примерно 2,6 миллиона тонн алюминия – то есть заводы работают почти на полную мощность. Вроде бы неплохо на фоне общего экономического спада. Но… В стране остается примерно 100 тысяч тонн алюминия, все остальное отправляется за границу. Говорят, нет внутреннего спроса. Но откуда он возьмется, если в России цены на алюминий выше, чем на Лондонской бирже цветных металлов? Результат – производство и монтаж металлоконструкций в России полностью свернуто, авиационная промышленность загибается. Раньше мы производили более 300 самолетов в год, теперь – максимум 20.

Что выиграл бюджет страны в результате того, что алюминиевая промышленность перешла в руки братьев Черных и других западных собственников? На каждой тонне алюминия в результате так называемого внешнего толлинга страна теряет до 500 долларов. Вот итог приватизации.

– Сотрудники программы “Момент истины” тоже занимались проблемами алюминиевой отрасли, встречались и с руководителями алюминиевых заводов, и даже с самими братьями Черными. Их аргумент – заводы работают, рабочие получают зарплату, идет реконструкция производства.

– В свое время был разработан план реконструкции Красноярского алюминиевого завода в соответствии с самыми последними техническими требованиями. Стоимость этой реконструкции составляла 1,2 миллиарда долларов. Для того чтобы получить эти средства, требовалось продать за рубеж примерно 400 тысяч тонн алюминия – чуть больше половины того, что производилось ежегодно. Теперь завод вывозит за границу 93 процента производимого алюминия, а в реконструкцию завода после приватизации вложено аж… 20 миллионов долларов.

А ГДЕ Ж ИНВЕСТОРЫ?

– То есть приватизация не привела к реальному притоку инвестиций в российскую экономику?

– Могу сослаться на свою недавнюю беседу в Аргентине. Я был там в составе рабочей группы Ассоциации высших контрольных органов стран мира. Мы знакомились с аргентинским опытом проведения приватизации. Так вот, у них в результате приватизации инвестиции выросли в два раза, доходы государства – в полтора раза. Причем государство жестко контролирует деятельность приватизированных предприятий на основе Закона о защите прав потребителей. Регламентируется все: норма прибыли, тарифы, цены, внедрение новых технологий. Попробуй новый хозяин не выполнить взятые на себя обязательства – вмиг лишится собственности!

Аргентинские коллеги меня спрашивают: “А насколько возросли инвестиции в России в результате приватизации?” Я отвечаю: “В результате приватизации в России инвестиции упали практически до нуля”. Немая сцена. А потом мне задают недоуменный вопрос: “Тогда зачем же вы ее проводили?”

– Однако Чубайс говорит о “мощнейшем притоке в страну зарубежных инвестиций”.

– Мощнейший приток? За весь прошлый год так называемые зарубежные инвестиции в нашу экономику составили около 4 миллиардов долларов. Польша имеет больше. Говорю “так называемые”, потому что 3 миллиарда долларов из этой суммы получены в результате приобретения западными компаниями государственных ценных бумаг. Всего же иностранные “инвесторы” скупили этих бумаг на 20 миллиардов долларов. Это означает наращивание внешнего долга. Уже сегодня 30 процентов федерального бюджета уходит на обслуживание госдолга. О каких инвестициях и каком экономическом развитии можно говорить в такой ситуации?

ЗАВОД ДЕШЕВЛЕ ФУТБОЛИСТА

– Кто определяет продажную стоимость приватизируемых предприятий? Вот лишь некоторые данные. Подольский завод цветных металлов был продан за 1 миллион 604 тысячи долларов США, Калужский турбинный завод – за 1 миллион 554 тысячи долларов США, Череповецкий сталепрокатный завод – за 1 миллион 453 тысячи долларов США. Для сравнения – крупный футбольный клуб может заплатить за хорошего футболиста 8 – 10 миллионов долларов. Кому пришло в голову продавать предприятия, в которые в советские времена были вложены сотни миллионов долларов, за такие цены?

– Калужским турбинным заводом Счетная Палата как раз и занимается. Это предприятие выпускает паротурбинные установки для атомных подводных лодок. Мы хотим установить, как и у кого оказались акции этого предприятия и не угрожает ли это национальной безопасности России. Что до вашего вопроса о цене предприятий, то здесь есть некий объяснительный момент. “Приватизаторы” нам говорили: “Кто в России может купить крупный завод за его реальную цену? Значит, если продавать за нее, все уйдет к иностранцам”. Но вопрос в другом: зачем продавать предприятия, которым может эффективно управлять государство?

– А может? На одном крупном северном металлургическом комбинате мне рассказали историю, как назначенный государством директор предприятия закупил на 3 миллиона долларов …женских бюстгальтеров самого большого размера. А сам имел в результате разных махинаций более 10 миллионов долларов в год.

– Мы знаем об этом факте и многих подобных. Но все-таки международный опыт показывает: дело не в форме собственности, а в эффективности управления. Не исключено, что “приватизаторы” умышленно назначают таких вот “управляющих”, чтобы доказать: государство ничем управлять не в состоянии, значит, надо продавать – неважно, дорого или дешево.

– В недавней программе “Вокруг Кремля” Александр Лившиц говорил, что теперь продают дорого.

– Вот несколько примеров. “Норильский никель” был продан за 280 миллионов долларов. Для сравнения – только на постройку и запуск Надеждинского металлургического комбината, являющегося ЧАСТЬЮ “Норильского никеля”, было истрачено в восьмидесятые годы около 10 миллиардов долларов. Рекорд установлен по “Связьинвесту” – 1,8 миллиарда долларов. Вроде бы дорого. Но вот, например, в Чехии аналогичная система телекоммуникаций оценена в несколько миллиардов долларов.

Но дело даже не только в этом. Вопрос в том, куда идут эти средства. Они направляются на погашение долгов по зарплатам и пенсиям – то есть попросту проедаются. Ни о какой структурной перестройке предприятий нет и речи. И все это почему-то представляется как величайшее достижение правительства. Но все равно не хватает. Долг Пенсионному фонду составляет 82 триллиона рублей. Но отчисления Пенсионному фонду составляют 28 процентов от фонда оплаты труда. Значит, задолженность по зарплате составляет 240 триллионов рублей. Как погасить ее?

КРИВАЯ ВЫВЕЗЕТ В НИКУДА

– Вы пробовали говорить на эту тему с Чубайсом?

– Говорил. А еще раньше – с Гайдаром. Это разговор глухого с немым. Они не намерены слушать никаких доводов. У них есть своя четкая программа, они знают, что они хотят сделать. Им нужно лишь некое пропагандистское прикрытие, чтобы довести дело до конца.

Я вам покажу один документ, который свидетельствует, что процесс разрушения нашей экономики идет строго по графику, в соответствии с заранее разработанным планом. Вот письмо, написанное заместителем министра экономики Васильевым и адресованное тогдашнему вице-премьеру Потанину. Речь идет о реализации на 1997 год так называемой “программы расширенного финансирования”, в соответствии с рекомендациями Международного валютного фонда и Мирового банка. Надо сказать, что практически все, рекомендованное в этом документе, сегодня уже исполнено. Читаем пункт 5 данного документа: “В программе предусмотрен целевой показатель уровня доходов федерального бюджета в размере 10,5 процента от ВВП”. В тот момент, когда это писалось, бюджет был уже утвержден и доходы находились на уровне 17 – 18 процентов от ВВП. Когда же Чубайс вступил в должность первого вице-премьера вместо Потанина, он сразу же заговорил о секвестре. Хотя и в то время, и сейчас Счетная Палата утверждает – бюджет исполним. А при наличии политической воли у правительства он может быть и перевыполнен в доходной части. Кстати, то же относится и к бюджету-98. Прояви правительство политическую волю – доходную часть бюджета сегодня можно увеличить как минимум на 40 процентов. Прежде всего необходимо нормализовать систему денежного обращения. Конечно, если денег нет и предприятия рассчитываются друг с другом, обменивая шило на мыло, то как они будут платить налоги? (Кстати, какая же это рыночная экономика? Это отношения каменного века, когда шкуру меняли на каменный топор и люди не догадывались еще о деньгах!)

Однако в 1997 году в результате незаконного секвестра уровень доходов в процентах от ВВП опустился именно до 10 процентов – уровня, рекомендованного в этом документе. Что это означает для нашей экономики? В США через бюджетную систему распределяется до 35 процентов ВВП, в Швеции – до 70 процентов. А нам говорят: через Федеральный бюджет распределяйте 10,5 процента плюс 8 процентов – через субъекты Федерации. Почему? А потому что государство не должно заниматься экономикой. Это догма для гг.Гайдара, Чубайса, Коха и иже с ними. А если жизнь противоречит догме, то тем хуже для жизни. Мы уже говорили, что почти 30 процентов этого хилого бюджета уходит на обслуживание госдолга. Что остается на образование, культуру, науку, Вооруженные силы? Но в том и цель этих господ, чтобы довести нас в ту зону (смотрите график), за которой – необратимое разрушение экономики и утрата национального суверенитета.

– Однако нам говорят о наметившемся экономическом росте.

– Давайте посмотрим еще один показатель – скорость обращения денежной массы. Это отношение номинальной величины ВВП к широкому показателю рублевой денежной массы. Вот берем статистику из книги Андрея Илларионова – ярый такой гайдаровец. Смотрим: в США этот показатель составляет 1,4, в Австрии – 1, в Турции – 1,7. А у нас, в соответствии с рекомендациями МВФ, – более 10. А если вся денежная масса должна обернуться примерно за один месяц, то это означает, что участие денег в производстве не предусматривается. Только разного рода спекулятивные операции плюс выплата зарплаты. Центральный банк следит за этим показателем и удерживает его в требуемых пределах. О каком росте можно при этом говорить?

А вот раздел, касающийся так называемой структурной перестройки. Послушайте язык: “В 1997 году власти не будут принимать какие-либо федеральные указы или постановления и станут налагать вето на любые принимаемые Думой законодательные акты…”, то есть заранее устанавливается, что должно делать правительство, не считаясь с мнением избранного Парламента. Далее читаем: “Правительство приступит к реорганизации или к ликвидации неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий”, “правительство ликвидирует практику выдачи субсидий на покупку сельскохозяйственных факторов производства” и т.д. В целом – это программа развала нашей экономики. Далее следует список предприятий, которые необходимо приватизировать в первую очередь.

– Кому необходимо?

– Очевидно, “стратегам” из МВФ. Никакого экономического обоснования для такой приватизации не приводится. Но именно этот план и выполняется правительством.

В ПРОВЕРКЕ ОТКАЗАТЬ!

– Что может в такой ситуации Счетная Палата? Мне припоминаются результаты проверки российского телеканала (компании ВГТРК). Были выявлены грубейшие нарушения. И что же?

– Да, нарушения сверхсерьезные. Однако проверка еще не закончена. Думаю, вскроются и новые факты. Мы не допустили приватизации “Росгосстраха”, хотя ее необходимость обозначена в том документе, о котором мы говорили. В случае совершения этой сделки ежегодный убыток для бюджета составил бы полтора триллиона рублей. Сейчас мы проверяем законность приватизации “Сибнефти”, “Норильского никеля”, “Связьинвеста”. Уже сегодня можно утверждать, что эти сделки совершены отнюдь не в интересах государства и всего общества в целом.

По нашему представлению возбуждено уголовное дело в отношении Мостового, теперь Прокуратура заинтересовалась другим “героем” наших проверок – Альфредом Кохом. Счетная Палата проверила исполнение Минфином и правительством бюджета 1995 года. Результат: в Минфине отсутствует система бухгалтерского учета! Никакой системы


Николай Гульбинский


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Пять строк в номер
Тот самый Гдлян
Аллергия – дочь прогресса
Странная история в двух частях с эпилогом
ВСЕ ЛУЧШЕЕ – СРАЗУ!
Дзасохов пытается наверстать упущенное
The best твою мать
МЕЖДУНАРОДНЫЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ “ЛИКИ ЛЮБВИ”
Спилбергу не хватает Шиндлера
НЕ ТРОГАЙ МЕНЯ: Я СЕГОДНЯ НАСТРОЕН МЕМУАРНО
В тройке лидеров – новичок
Как снег на голову
ОТ НАС УШЕЛ ДИРЕКТОР “ШАЙБЫ”


««« »»»