Странная история в двух частях с эпилогом

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ИГРА БЕЗ ПРАВИЛ

Интересно, как выглядел бы футбол, если бы, начав матч по одним правилам, одна из команд в ходе его заявила бы: “Не нравятся нам эти правила, мы будем играть по другим”. И начнет играть против соперников в регби или баскетбол. Нонсенс? В спорте, наверное, да. Но в российской экономической политике случается и что-то похожее.

Примером этому стало решение налоговой ВЧК в отношении нефтяных компаний “Сибнефти” и “СИДАНКО” – точнее, в отношении принадлежащих им дочерних структур: Омского нефтеперерабатывающего завода и Ангарской нефтехимической компании. Формально “налоговые чекисты” были в равной степени беспощадны к одному и другому нарушителю финансовой дисциплины. Но даже при предвзятом взгляде нельзя было не заметить, что нарушители выглядели и вели себя по отношению к бюджету далеко не одинаково.

К примеру, долги Ангарской НХК (766 млрд. рублей) в полтора раза выше долгов Омского НПЗ. Текущие платежи в 1997 г. омичи осуществляли в объеме 67 проц. от начисленного, ангарцы – всего 19 проц. Наконец, Омский завод за последние месяцы сумел погасить, по данным его отчетности, задолженность на сумму 300 млрд. рублей и имел реальные шансы полностью рассчитаться с бюджетом, как вдруг – решение ВЧК об изъятии его имущества у холдинга, аресте и последующем выставлении на торги…

На пресс-конференции, которую организовали по этому поводу компания “Сибнефть” и руководство Омского НПЗ, доминирующим было чувство недоумения. Наверное, такого же, какое испытывали бы футболисты, заиграй их соперник в баскетбол. Ведь Правительство и ВЧК практически проделали с сибиряками нечто подобное, произвольно изменив те правила, которые сами им установили.

Как подчеркнула начальник отдела НК “Сибнефть” Галина Кулакова, глава федеральной налоговой службы Александр Починок неоднократно обещал должникам бюджета не применять к ним “карательных” санкций, если они будут свою задолженность погашать. В частности, такие обязательства были взяты Правительством, когда на совещании у Анатолия Чубайса обсуждались вопросы погашения задолженности Омского НПЗ. Заводу были вменены конкретные обязательства, и он их исправно выполнял. По крайней мере те 300 млрд. рублей, которые были перечислены им в счет задолженности в федеральный бюджет за последние месяцы, доказывают серьезность намерений завода и наличие у него реального потенциала для того, чтобы полностью рассчитаться с долгами перед Москвой.

Однако Правительство свои обязательства перед заводом выполнять не стало. О причинах, побудивших его нанести удар по заводу, сибиряки могут только догадываться, но утверждают, что это не первый случай невыполнения властью своих же обещаний. Так, по словам г-жи Кулаковой, нечто подобное, правда, без таких драматических последствий было проделано с другой дочерней компанией “Сибнефти” – АО “Ноябрьскнефтегаз”. Правительство обещало реструктуризировать его долги, если “Ноябрьскнефтегаз” погасит задолженность перед бюджетом в размере 627 млрд. рублей. Нефтедобытчики поднапряглись, мобилизовали ресурсы – и выплатили до копейки все, что задолжали. А государство, выполнило ли оно свои обещания? Нет, то ли запамятовало, то ли не захотело. В общем, сыграло в регби или в водное поло…

Конечно, за налоговую дисциплину надо бороться. Но, наверное, бороться надо с умом. Всякие же “водно-половые” зигзаги не прибавят ни авторитета таким борцам, ни доверия к предпринимаемым ими мерам. Правительство, столь вольно обращающееся с установленными им самим правилами, вряд ли будет пользоваться доверием деловых кругов, отечественных и зарубежных.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ: А КАК ЖЕ ЗАКОН?

Решение ВЧК поначалу вызвало шок у специалистов. Но очень скоро зазвучали вопросы относительно правомочности тех директивных мер, которые предписала осуществить ВЧК, или, точнее, о наличии у не законного права принимать решения о таких мерах.

Как известно, ВЧК была образована Указом Президента Российской Федерации №1428 от 11 октября 1996 г. со следующим объемом полномочий:

– принимать решения о проведении проверок деятельности юридических лиц, соблюдения ими налогового, таможенного и банковского законодательства;

– организовывать проверки целевого использования бюджетных средств;

– заслушивать отчеты и привлекать к ответственности руководителей федеральных органов власти и представителей государства в органах управления акционерных обществ;

– разрабатывать проекты указов и распоряжений Президента Российской Федерации;

– привлекать к своей работе должностных лиц и экспертов.

Уже из этого перечня полномочий ВЧК видно, что, принимая решения об аресте имущества АНХК и ОНПЗ, она превысила свои права и вышла за рамки тех задач, которые поставил перед ней Президент. Комиссия не имеет права давать императивные указания федеральным органам власти осуществлять арест с последующей продажей объектов, принадлежащих частным компаниям. В данном случае, по Закону, ВЧК могла бы только принять решение возбудить судебное разбирательство в арбитражном суде и просить Правительство поручить соответствующим органам федерального управления вчинить от его имени иск неплательщикам. Приняв же прямое решение, комиссия вторглась в сферу компетенции судебной власти и узурпировала ее полномочия.

Видимо, эту правовую тонкость хорошо почувствовал председатель Высшего арбитражного суда РФ Вениамин Яковлев, голосовавший на заседании ВЧК против предложения об аресте имущества двух крупных нефтеперерабатывающих предприятий, обеспечивающих нефтепродуктами районы Сибири и Дальнего Востока. Возможно, столь скоропалительный “наезд” на них не входил и в планы президентского окружения.

Не случайно второй голос, поданный против предложения Анатолия Чубайса и руководителя Государственной налоговой службы Александра Починка, принадлежал заместителю руководителя Администрации Президента и давнему советнику Бориса Ельцина по экономическим вопросам Александру Лившицу…

Однако это только первое и далеко не последнее нарушение, которое допустила ВЧК, принимая свое “судьбоносное решение”. Если брать содержание тех поручений, которые она своевольно раздала федеральным органам власти и управления, здесь тоже налицо вольное обращение с буквой и духом закона. И даже если бы ВЧК имела право свое решение принимать, у юристов неизбежно возникли бы вопросы по содержанию тех поручений, которые ВЧК адресовала Федеральной службе налоговой полиции (ФСНП), Российскому фонду федерального имущества (РФФИ), Федеральному управлению по делам несостоятельности (ФУДН) и др.

Так, ФСНП поручено произвести арест всего имущества АНХК и ОНПЗ. Действительно, в соответствии с п.12 ст.10 Закона “О федеральных органах налоговой полиции”, ФСНП имеет право налагать административный арест на имущество юридических лиц с последующей реализацией этого имущества в установленном законом порядке в случае невыполнения этими лицами обязанностей по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей. Однако механизм ареста ограничен рядом норм и принципов.

Во-первых, согласно ст. 46 федерального закона об исполнительном производстве, взыскание на имущество должника обращается в том размере и объеме, которые необходимы для погашения задолженности перед бюджетом плюс расходы по совершению исполнительных действий. Стоимость же арестованного имущества значительно превышает сумму задолженности одного и другого должника. А это наводит на мысль: не готовилась ли распродажа этого имущества по дешевке кому-то из ближних людей? Уж что-то очень часто в последнее время борьба за справедливость оборачивается чьей-то прямой выгодой. Учитывая же, что в пространство за Уралом в последнее время устремилась британская нефтяная компания “British Petroleum”, почитаемая некоторыми членами Правительства, возможно, это предположение не лишено оснований…

Далее, поручение продать арестованное имущество дано РФФИ. Однако по закону Фонд федерального имущества занимается продажей только приватизируемой собственности и не наделен правами по продаже арестованного имущества. Странное же поручение, данное ему, может лишь утвердить в предположении, что не о реализации арестованного имущества речь идет, о перераспределении собственности.

Наконец, особо нужно сказать о порядке наложения ареста на производственные фонды. В решение ВЧК они поставлены в общий ряд с другой собственностью АНХК и ОНПЗ. Однако производственные фонды не зря в законодательстве выделены в третью очередь, подлежащую аресту. И порядок ареста их таков – судебный пристав может арестовать его только по решению арбитражного суда. Если же инициатива об аресте имущества должника исходит от ФУДН, то судебный пристав должен в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации обратиться с заявлением об отсрочке ареста до возбуждения арбитражным судом производства по данному делу о несостоятельности. Ничего подобного на 8 декабря проделано не было, и в данном случае ВЧК явно нарушила нормы процессуального права…

Отчего же такая спешка и такое количество труднообъяснимых ошибок? То ли оттого, что надвигается конец года и нужно отвечать за погашение долгов перед бюджетниками, а денег нет. (Ведь конкурсы по продаже Тюменской и Восточной нефтяных компаний, на которые был расчет, теми, кто в Правительстве отвечал за них, провалены.) То ли по вечной причине пристрастия к отдельным банкам? Ведь ни для кого не секрет, что владельцу Ангарской нефтехимической компании ее нефтеперерабатывающие мощности после того, как не удалось бесплатно отсудить АО “Пурнефтегаз” у компании “Роснефть”, уже не нужны. И он без ущерба для себя отдал бы их, лишь бы избавиться от долгов. Но как обидеть “своего человека” в одиночку? Вот и подтянули для соблюдения паритета ОНПЗ. А что до закона, то с ним обошлись, как с дышлом, – повернули “куда надо”, и твердят, что все сделано, как полагается.

В свое время ВЧК образца 1917 года решала все, руководствуясь исключительно революционным правосознанием. И дел натворила немало. Похоже, в нынешней ВЧК образца 1997 года “революционное правосознание” по-прежнему в чести. А закон – нет.

Вместо эпилога: ВСЕ ПО МЕСТАМ!

Точку в истории поставил премьер-министр. Вернувшись в Москву. Виктор Черномырдин собрал 17 декабря повторное заседание ВЧК и отменил решение, принятое под давлением Анатолия Чубайса. Нефтеперерабатывающие предприятия “возвращены” собственникам и обязаны до конца года рассчитаться с бюджетом.

Само по себе это сокрушительное поражение первого вице-премьера и его команды. Во-первых, потому что зримо продемонстрировано: власть Черномырдина выше, он может и не боится поставить Чубайса на место. На фоне тех слухов, которые близкие к Чубайсу круги распускают о грядущей отставке премьера, это удар, болезненный вдвойне.

Вторая потеря: первый вице-премьер показал себя человеком мстительным и способным ради сведения счетов (в данном случае с Борисом Березовским) пойти на превышение своих полномочий и нарушение закона.

Но самый неожиданный результат – это возвращение могущественному банкиру Ангарской нефтехимической компании. Омичи не скрывают радости по поводу возвращения своего завода. А вот “СИДАНКО” хранила и хранит молчание: хотели накануне торгов по “Роснефти” избавиться от такой дыры в кармане, а она, как старый бумеранг австралийского аборигена, вернулась. Есть отчего заболеть голове…

Борис ЮДИН,

“Новый Взгляд”.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Пять строк в номер
Тот самый Гдлян
Аллергия – дочь прогресса
ВСЕ ЛУЧШЕЕ – СРАЗУ!
Дзасохов пытается наверстать упущенное
The best твою мать
МЕЖДУНАРОДНЫЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ “ЛИКИ ЛЮБВИ”
Разрушение страны идет строго по графику
Спилбергу не хватает Шиндлера
НЕ ТРОГАЙ МЕНЯ: Я СЕГОДНЯ НАСТРОЕН МЕМУАРНО
В тройке лидеров – новичок
Как снег на голову
ОТ НАС УШЕЛ ДИРЕКТОР “ШАЙБЫ”


««« »»»