Сегодня Марина ДЕВЯТОВА дает сольный концерт «От сердца к сердцу» в Гомеле. А осенью две звезды этно-фолк музыки Варвара + Марина Девятова, спев дуэтом на сцене Дома музыки, «продемонстрировали зрителю, на что способна современная русская музыка». Это и стало поводом для разговора.
Вместе с Варей-Аленой
– Марина, мы вот на днях беседовали с Варварой, которая – как правильно называть – ваш партнер, напарница, товарка?
– Коллега.
– Коллега. Я задам тот же вопрос, который коллеге вашей задавал. Считаете ли вы, что оба участника – когда мы говорим о дуэтах или о совместных программах – должны быть обязательно, ну, скажем так, одной весовой категории?
– Ну, наверное, да.
– А почему?
– Тут же на самом деле все зависит от восприятия зрителя.
Все равно – хотим мы этого или нет – но все равно (и мы с Варей это понимаем, и даже может быть где-то осознанно к этому пришли), нас будут сравнивать: у кого-то здесь лучше костюм, а здесь лучше песня, а здесь лучше аранжировка, а здесь – постановка номера самого.
Но мне кажется, что все-таки мы с ней две единицы, находящиеся в одной весовой категории. Поэтому, наверное благодаря в какой-то степени и этой категории весовой, мы с ней смогли спеться в дуэте «Порушка-Параня», который, собственно говоря, был яркой звездочкой на этом концерте.
– А это прямо дуэт-дуэт?
– Это прямо дуэт-дуэт. Куплет мой, куплет Варин. И в дальнейшем, естественно, многоголосие.
– А припев вместе, да?
– А там нет припева.
Поэтому мы долго думали, выбирали. И как-то у нас все на самом деле получилось от обратного. То есть вначале по идее, да, два творческих человека собираются, думают: вот, наверное под этот концерт надо ту или иную песню, какой-то номер и все.
А у нас все наоборот. Мы вначале придумали песню. Причем, в дальнейшем мы поставили номер, сделали аранжировку, пошили костюмы, а потом думаем: слушай, ну, надо же как классно вместе, в творческом тандеме. Давай что-нибудь большое сделаем. И вот благодаря, конечно, и нашим двум дирекциям, которые нас поддержали, реализовали этот проект. Потому что мы две гастролирующие артистки. И поэтому графики надо было тоже как-то совместить. Мы решили, что надо как-то порадовать нашу публику.
– А вот я обратил внимание, что вы Варвару Варей называете. Я думал, что близкие называют ее Аленой – ее настоящим именем?
– Вы знаете, я сразу сказала: все, чтобы не путаться. Я, во-первых, очень люблю имя Варя. И честно говоря, если у меня будет девочка, то я обязательно назову ее Варварой.
– У Варвары, кстати, ведь и дочка – Варвара.
– Да, да, да. Ну, во-первых, это имя очень сильное. Потому что там два корня «вар». А «вар» со старославянского – это «защита».
– Не знал.
– Да. Поэтому это двойная защита будет у нас на концерте.
– А вы упомянули графики гастрольные. Расскажите о своем: что предстоит?
– В этом году мы отмечаем 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. И я сделала программу, которая непосредственно приурочена к этой дате. И я вначале сомневалась, но в последствии решила, что все-таки 70-летие отмечается в течение всего года. Поэтому Победа и празднование этого праздника, этой даты не заканчивается 9 мая. Страна у нас большая. Тут, собственно говоря, пока на Дальний Восток переедешь, потом в Сибирь, потом Урал. Поэтому я решила в течение всего года эту программу откатать. И закончим уже славными нашими добрыми братьями белорусами. День рождения свой я отмечу в Минске 13 декабря сольным концертом.
– А на Украину не поедете?
– Да вот пока не зовут. Мы-то не против.
Песни военные
– А это песни военных лет в программе?
– В этой программе звучат песни военных лет, звучат авторские произведения, звучит, безусловно, фольк, народные песни.
Вы знаете, на самом деле я всегда очень трепетно отношусь к этой теме. Я наверное счастливый ребенок.
Потому что мне и с маминой, и с папиной стороны бабушки и дедушки рассказывали о войне, о том периоде, когда они сами были маленькие, о том, как они это все переживали. Поэтому я очень неравнодушна к старикам, к ветеранам, к старшему нашему поколению. Несмотря на то, что сейчас у нас как-то все нацелено на молодежь.
Но я считаю, что не может быть нормального и хорошего светлого будущего, если мы не будем чтить свое прошлое.
Мне всегда коллектив говорит: «Маринка, ты просто сердце всех бабушек и дедушек». Мне хочется всех обнять, чем-то обогреть. А чем я могу обогреть? Только песней. А тем более когда я вижу, как они это все воспринимают, плачут, переживают. И потом для меня это все очень трогательно. Потому что я сразу представляю своих бабушек и дедушек.
– Ну, кстати, в среде поющих, выступающих и гастролирующих – есть очень много ваших коллег, которые, скажем так – я пытаюсь сформулировать, чтобы никого не обидеть – ну, крайне негативно оценивают все, что связано с празднованием 70-летия Победы. Вот, один радиогуру очень известный, работающий на «Дожде» (Михаил Козырев – Ред.) сказал, что 70-летие Победы в его личном хит-параде самых отвратительных праздников занимает первое место. Вам приходится сталкиваться с такими оценками?
– К счастью, нет. И вот, дай Бог, здоровья этому радиогуру, чтобы все у него было хорошо. Я к этому светлому празднику отношусь с уважением, несмотря на то, что я могу это все воспринять исключительно только со слов старшего поколения, своих родственников. И, конечно, страшные дни они пережили, когда это все рассказывается, то конечно, холодок по коже-то идет. И я считаю, что этот праздник, он наш народный. И те люди, которые сейчас в силу политических недоразумений пытаются сказать обратное, мне кажется, они просто лукавят.
Просто этому учили в школе. Я это читала в учебниках истории.
Черные клавиши, белый флаг
– Такую историю я слышал, что в свое время, когда занимались музыкой, вы ломали и прятали почему-то именно черные клавиши.
– Да, да.
– Потому что они вынимались?
– Конечно, их удобно доставать.
А все потому, что такова система обучения наша российская, что в ребенка надо все впихнуть. Не важно нравится ему, не нравится, понимает он или нет. Но у меня было обучение в общеобразовательной школе. И вот как раз-таки параллельно заканчивала я музыкальную школу. Но что такое подросток? Хочется пойти погулять. Тебе кричат друзья: «Маринка, выходи». А тебе тут Баха надо играть, гармонические задачки решать. Мама мне говорила о том, что «Марина, надо. Если ты не будешь заниматься» – как правило, нас всегда пугали, да, будешь кем? Дворником. Вот, поэтому чтобы дворником не стать, а все-таки хорошую профессию получить и быть самостоятельной и зарабатывать самой, надо учиться.
Но иногда конечно бывали срывы. И естественно страдало фортепиано. Я очень неусидчивый на самом деле ребенок. Поэтому когда у меня что-то не получалось, ноты летели в одну сторону, фортепиано крышкой вот так вот, все это билось. В итоге я поняла, что надо оторвать эти клавиши, тогда заниматься невозможно будет. Но это не про мою маму, понятно, да. Что все это быстро нашлось, на клей «Момент» кое-как кривенько прилепилось. Марина благополучно закончила школу имени Шостаковича, дирижерско-хоровое отделение. Но заканчивая его, я абсолютно была уверена, что я больше никогда свою жизнь не свяжу с музыкой. Потому что мне настолько не нравилось сидеть и заниматься. Я очень любила петь. Но, к сожалению, практика без теории невозможна. Поэтому я думаю, что все: с музыкой закончу, пойду в юридический институт поступать.
– В юридический?
– Абсолютно верно.
– А это в кого вдруг?
– Это дед. По папиной линии он у меня военный прокурор. И вот он все время очень желал, чтобы хоть внучка пошла по его стопам. Потому что двое сыновей не связали свою жизнь с юриспруденцией.
Мне нравилась на самом деле эта идея. Потому что я – абсолютный гуманитарий. По математике у меня было 4, потому что я неплохо пела.
– По математике было 4, «потому что я неплохо пела»? Хотел бы пояснения услышать.
– А потому что всегда участвовала во всех праздниках школы. Ну, и очень благодарна, кстати, своей учительнице. Потому что она прекрасно понимала, что дальше-то я пойду в музыкальную школу, в смысле – в музыкальный вуз. А если у меня будет тройка, диплом будет испорчен. Поэтому она мне помогла по геометрии, подсунула решение задач, чтобы на четверку. Потому что все, что на тройку – так как у меня был комплекс отличницы, я все изучала, я все знала, все теоремы, аксиомы, все, доказательства – но это все применить было для меня просто из области фантастики. Поэтому понимая это, я сейчас хочу сказать спасибо огромное, что диплом не запороли. Поэтому когда, юриспруденция не удалась в силу того, что отец просто вывел меня на большую, большую сцену тогда концертного зала «Россия» на Китай-городе. И я влюбилась в эти софиты, в этот свет, в эти аплодисменты. Все это мое эго подстегнуло. Но Владимир Сергеевич сказал: «Хочешь петь, иди».
– Владимир Сергеевич?
– Девятов – папенька мой. Сказал, что хочешь петь, иди, детка, учись. И я поступила в музыкальный колледж имени Шнитке.