Дневники памяти

Рубрики: [Кино]  

Ежегодный Международный фестиваль военно-патриотического кино «ВОЛОКОЛАМСКИЙ РУБЕЖ» при поддержке Министерства культуры РФ, Министерства культуры МО, Союза кинематографистов России, Госфильмофонда, Администрации Волоколамского муниципального района прошел с 14 по 18 ноября в 12-ый раз на древнем западном пограничье Московской Руси, на земле, орошённой кровью многих войн. И свято место, безусловно, помогает воспевать ратные подвиги, будь то частые здесь монументы солдатам Великой Отечественной войны или фильмы о том, как наша страна защищалась, как победила, что для нас значит слово «мир»…

Тысячелетие прошло с тех пор, как эту землю посреди многочисленных рек оживили славянские переселенцы из Новгорода, Суздаля, Рязани, Смоленщины, основным занятием которых стало обеспечение сложной системы волокового пути между Поильменьем и Поочьем. На подбойный брус закладывали килевые суда различных размеров и волоком на лошадях по суше тащили их с одной реки на другую. Так и родилось столь странное название города: волок да главная здешняя река – Лама… Испокон веков здесь важнейшую роль играла связь – коммуникации, отношения, взаимодействие между русскими княжествами и людьми. Но со Средневековья противоречит этой благородной миссии местоположение Волока на Ламе. Маленький уютный тихий городок всякий раз оказывается сложнейшим для врага рубежом на подступах к Москве, истинным Городом воинской славы (25 марта 2010 г. Волоколамску присвоено это почетное звание) – с его гордым нравом и смелым сопротивлением встретились и монгольские орды, и польско-литовские интервенты, и наполеоновское войско, и фашистская нечисть…

70-летию Великой Победы был посвящен XII кинофестиваль «Волоколамский рубеж». Фильмы-участники трех конкурсов – игрового полнометражного кино (9 фильмов), документального кино (36 лент) и короткого метра (15 работ) – представили Россию (Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Нальчик, Краснодар, Новосибирск, Уфа), Аргентину, Армению, Беларусь, Болгарию, Великобританию, Венгрию, Германию, Грузию, Иран, Киргизию, Китай, Латвию, Польшу, Румынию, Сербию, Сингапур, Узбекистан, Украину, Хорватию, Францию, Эстонию. Председатель оргкомитета фестиваля – глава Волоколамского района Евгений Гаврилов, сопредседатель оргкомитета – режиссер, секретарь СК России, народный артист РФ Клим Лаврентьев. Председатель жюри неигрового конкурса – заслуженный деятель искусств, документалист Игорь Беляев. Короткометражное кино оценивали студенты МГУТУ. Во время работы фестиваля прошел вечер памяти многолетнего председателя жюри игрового кино, первого секретаря СК России и всеми уважаемого, добрейшего человека Сергея Лазарука. В этом году председателем жюри игрового конкурса стал председатель отборочной комиссии Московского Международного кинофестиваля, кинокритик, культуролог Кирилл Разлогов.

А стартовал фестиваль круглым столом на актуальную тему «Бессмертный полк… Вымыслы-домыслы-извращения», поднимающую вопросы вольных трактовок исторических событий. Но если не всё могли рассказать даже своим детям и внукам ветераны об увиденной своими глазами войне, то этическая недосказанность порождала пустоты, которые залатывались мифами. Те со временем становились привычными для всех, и вторжение новой информации вызывало недоверие и протест… Обсуждение столь сложного, неоднозначного процесса участниками круглого стола оказалось во многом полезным и значимым – ведь именно здесь в 1941 году состоялась одна из решающих битв Великой Отечественной войны, битва за Москву, а подвиг 28-ми панфиловцев стал вдохновляющей всех защитников Родины легендой, в канву которой лишь последние исследования внесли ясность и точность: чтобы не допустить прорыва фронта, у разъезда Дубосеково воины 1075-го стрелкового полка проявили массовый героизм, от почти месячной танковой атаки врага больше всего пострадала 4-я рота – в живых осталось 25 человек, но было уничтожено 150 танков, порядка 30 тысяч солдат и офицеров противника…

На открытии фестиваля вне конкурса был показан документальный фильм Андрея Кондрашова «Крым. Путь на Родину». И сам конкурс был ярким – сделать выбор в пользу той или иной картины, по признанию членов большого жюри, было непросто: «А зори здесь тихие» (Россия) «Анклав» (Сербия), «Балет в пламени войны» (Китай), «БатальонЪ» (Россия), «Битва за Севастополь» (Россия/Украина), «Единичка» (Россия), «Небесное кочевье» (Киргизия), «Память осени» (Россия), «Путь 143» (Иран). В результате Гран-При – фильму Мирлана Абдыкалыкова «Небесное кочевье» – неспешная история семьи пастухов. Приз Российского военно-исторического общества, приз Администрации Волоколамского муниципального района и приз актрисе Юлии Пересильд за исполнение главной роли – «Битва за Севастополь» Сергея Мокрицкого. За мужскую роль наградили мальчика Филиппа Шубалича, исполнившего главную роль в фильме, выдвинутом на премию «Оскар» от Сербии, «Анклав» Горана Радоновича. Эта картина повествует о взаимоотношениях сербов и албанцев в Косово, когда трагедия может как сблизить людей, так и настроить враждебно друг к другу, но всегда лучше искать общий язык…

За женскую роль награждена Цао Шуцси – фильм «Балет в пламени войны» Дуна Ячшуня: зима 1945, маленький китайский городок оккупирован японскими фашистами, с которыми сразятся в одном из последних боев Второй мировой советские войска. Спецприз жюри вручен фильму-трагедии о поствоенных реалиях «Путь 143» режиссера Наргес Абяр. Это история матери, 15 лет назад проводившей единственного сына на войну. И с тех пор, ничего о нем не зная, она его ждет. Случайно, в засекреченной траншее под номером 143 военные находят его останки, и наедине с гробом сына мать из-под национального флага достает в белой пелене сверток с костями, размером с младенца, качает его, видя своё дитя новорожденным, поет колыбельную, прощаясь с ним, отпуская свою боль, свою материнскую любовь…

Приз зрительских симпатий получил фильм Рената Давлетьярова по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Победителем в конкурсе короткометражек стал фильм «Ненужное кредо» дебютанта Владимира Мистюкова (Россия), рассказывающий о столкновении жизни «по справедливости» и жизни «по понятиям». В неигровом конкурсе Гран-при достался фильму Игоря Калядина «Непобежденный гарнизон» (Россия-Польша) – еще одна легендарная история о великом подвиге русского солдата – многомесячной обороне крепости Осовец в 1914-1915гг., о выживших в германской газовой атаке героях, о забытом Часовом, неотлучно несшем службу уже после войны, не зная, что она закончилась и не дождавшись смены караула…

Вообще документальные ленты в конкурсе были по-настоящему сильными как по информационному наполнению, так и по использованию выразительных средств. Например, часто применяется сейчас прием реконструкции событий, в которой участвуют исторические клубы – «Соловей против тигра» Марии Раздорской, «Наши» Ришата Нафикова (диплом оргкомитета «За сохранение исторической памяти»), «Мгновения. Татьяна Лиознова» Андрея Эшпая – воспоминания о выдающемся российском режиссёре, авторе таких любимых зрителями картин, как «Евдокия», «Три тополя на Плющихе», «Семнадцть мгновений весны», «Карнавал»… в этом году Татьяне Михайловне исполнилось бы 90 лет. В фильме Максима Кузнецова «Чума. Хроники Третьего рейха», построенном на кадрах немецких кинооператоров и прослеживающем 20-летний путь развития и затухания «сверхдержавы», дан поразительный финал, оглушающий незамеченным ранее откровением: фрагмент «Семнадцати мгновений весны», где Мюллер говорит Штирлицу о том, что их движение снова возродится, когда прозвучит хотя бы одно фашистское приветствие, и тогда все загорится с новой силой… Фильмы, продолжающие перекличку во времени и пространстве – «Моя мама, война и я» (Т.Трампе, Германия), «Нормандия-Неман. Монолог» (Е.Климович, Россия) – Спецприз жюри, «Дневники не моего детства» (В.Харченко, Россия) – сильнейшее эмоциональное воздействие оказывает прием сопоставления двух дневников – умирающего в блокадном Ленинграде школьника Юры Рябинкина и дочки Геббельса, оказавшейся в апреле 1945-го в гитлеровском бункере. Двухсерийная лента «Эшелоны идут на Восток» Андрея Дутова рассказывает о проведённой в кратчайшие сроки эвакуации промышленных предприятий и заводов, их героической работе в тылу под призывом «Все для фронта, все для Победы!».

Старейший русский город Волоколамск Московской области отмечает в этом году 880-летие. Он многое повидал за свою долгую жизнь и, конечно же, знает, что вечные противники война и мир никогда не смогут между собой договориться. Если для войны всегда нужен мир – как логическое её завершение, то нужна ли война миру? Может быть, как контраст, как Бог и его противоположность, как свет и тьма? Не принимая существование одного, отрицается и второе, а принимая одно, и от второго не избавиться… Как говорится, хочешь мира, готовься к войне?..

Международный фестиваль военно-патриотического кино «Волоколамский рубеж» – предприятие, безусловно, важное и необходимое. И вопрос здесь даже не в пропаганде, но в памяти – ее нужно чувствовать и бережно нести в себе, передавая следующим поколениям, чтобы и они со всей ответственностью понимали значение выстраданной молитвы – «Только бы не было войны… только бы не было войны»…

Арина АБРОСИМОВА.

Фото Сергея ГОРДЕЕВА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Посмотрел «Дядю Ваню»
«Александр Градский или The ГОЛОС»
Темы Марины Девятовой
Писатели живьем
Story с Илюмжиновым
«Форте» поженило джаз & вино
Китобойные приключения
Как надо!
Бразильская свадьба
Коротко
И волна с волною говорит…
Анталийские аниматоры
Легкомысленная «Ирония судьбы»


«««
»»»