«Улетай один»: Город благоприятной смерти

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

Улетай один

Фестиваль в Дхарамашале закрыл индийский фильм, который также вполне можно считать явлением нового независимого индийского кино «Улетай один». Из огромного потока ежегодно производимого Болливудом, не так много фильмов удостаиваются зрительского внимания за пределами своей родины и, надо сказать, что это вполне закономерно, учитывая сколь специфичными они являются, вызывая во многом недоумение вне Индии. Но нет сомнений и в том, что настоящие жемчужины среди стоит искать вне болливудской системы. Так, например, «Улетай один» («Масаан»), премьера которого состоялась на Каннском кинофестивале, является довольно нетипичной картиной для индийского кинопроизводства, которой удается избежать чрезмерной наивности и однообразных клише, и вполне понятной, доступной для аудитории в любой точке земного шара.

Характерно, что режиссер этой картины, Нирадж Гхайван, дебютант, до того работавший только с короткометражным кино. Факт, несомненно примечательный, что в Индии возник за последние пару лет целый ряд молодых режиссеров, которым с ходу, своими дебютными картинами удалось вернуть индийское кино в актуальный международный контекст, в котором, будем откровенны, оно долгое время отсутствовало. Очевидно, что, когда возникает одновременно столько независимых лент («Ланчбокс», «Thithi», «Суд», «Титли»,) от неизвестных даже по местным меркам авторов, которые с первой попытки достигают пусть относительного, но успеха, поневоле задумаешься о зарождении какой-нибудь «новой индийской волны».

Повествование начинается с задержания полицией за «недостойное поведение» Деви (Рича Чадда) и ее любовника в гостиничном номере, после чего последний совершает суицид. Угрожая разглашением информации и позором семьи, следователь Мишра (Бхагван Тивари) требует у отца Деви Видьядхара (Санджай Мишра) значительную сумму денег, которой у него, мелкого торговца нет, однако он вынужден согласиться. Между тем, Дипак (Вики Каушал), мечтающий оставить отчий дом и вырваться за рамки традиционного для его семьи занятия – кремации мертвых на берегу священной реки Ганг встречает Шаалу (Швета Трипати) , и у них завязывается роман. Видьядхар же безуспешно пытается уговорить свою дочь пойти на работу и сам изыскивает новые источники дохода, коим неожиданно становится Джонта (Никхил Сани), сирота, который отлично плавает, благодаря чему на нем можно хорошо заработать, ставя на него в специфических соревнования по вылавливанию монет со дна реки на скорость.

С довольно громоздкой сюжетной структурой Гхайвану удается справится, пусть и небезупречно, так как, пожалуй, пытается высказать сразу слишком много. В первую очередь, конечно, интересна очевидная рифма с фильмом «Титли». В «Улетай один» тема бунта и противостояния архаичному патриархату, освобождения от уз семейственности также является центральной, хотя здесь фигуры отцов не столько жестокие и репрессивные, а скорее потерянные, слабые и испуганные, неспособные справиться с бунтами своих детей и расплачивающиеся за грехи своего прошлого через них же, оттого вызывающие не меньшую симпатию, чем протестующие Деви и Дипак. Особенно это проявляется в поведении девушки, чей почти каждый поступок имеет в своей основе деструктивный импульс, потому то она и получает такую реакцию со стороны закона.

Важнейшую роль играет в картине место действия – город Варанаси, считающийся городом смерти, где быть кремированным дело исключительно благоприятное. В этом контексте «Улетай один» это высказывание на тему соотношения жизни, смерти и свободы, где смерть оказывается в некоем роде тоже проявлением свободы, а река Ганг, в переводе на европейский эквивалент, работает как Лета, покрывая собой прошлое, делая его недоступным, вынуждая героев двигаться дальше.

«Улетай один» кино сбалансированное, ровное, смелое охватывающие множество проблем одновременно, которому, однако, чуть-чуть не достает именно сфокусированности и драматургической завершенности.

Дхарамшал, Индия.


Константин Игнатущенко

Кинокритик, журналист, теолог. Автор монографии «Сравнительный анализ доктрины канонических Упанишад в контексте православного мировоззрения (по текстам Дойссена П.Я.)»

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Призрачные надежды мигрантов
«Титли»: Немая диктатура портрета
Я люблю Канделаки
Игра в правду с Гошей Куценко
Обыкновенный терроризм
Галина Кузнецова: «Любовь, морковь и обстоятельства»
Кризис – время, когда нужно начинать
Один «Взгляд» назад


««« »»»