«Титли»: Немая диктатура портрета

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

Титли

В Дхарамшале 5 ноября стартовал четвертый международный кинофестиваль, целью которого является раз в год дать возможность населению так называемой «индийской Лхасы» приобщиться к актуальному мировому киноискусству, коей возможности оно лишено за отсутствием кинотеатров и, видимо, интереса, ибо основная аудитория смотров все-таки не местные.

Любите ли Болливуд?

Loading ... Loading ...

Фильмом открытия стала дебютная в игровом кино для режиссера и сценариста Кану Бехла картина «Титли» (что переводится как бабочка), участвовавшая в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля в 2014 году. Главный герой Титли (Шашанк Арора) живет вместе с двумя братьями и отцом в не самом благополучном районе Дели. Основной промысел семьи – вооруженные нападения и ограбления по ночам на дорогах. Мечтая вырваться из агрессивной, подавляющей среды, он копит деньги, чтобы выкупить долю в строящейся многоэтажной парковке. Однако семья, всячески этому препятствует и, дабы угомонить младшего брата, женит его на девушке Неелу (Шивани Рагхуванши), которая сама выдана родителями против своей воли. Тем не менее, они вдвоем формируют взаимовыгодный союз, целью которого, как и прежде, остается побег от опостылевшего семейного уклада, хоть и отдельный для каждого, ведь у Неелу на самом деле давно роман с женатым агентом по недвижимости Принцем.

Название картины весьма иронично, ведь метаморфозы Титли имеют характер скорее регрессивный, по крайней мере, с определенной точки зрения. Из невинного и подавленного юнца он сам превращается в жестокого, озлобленного монстра, впрочем, еще способного на раскаяние. Очевидно, что Кану Бехл ставит задачей максимально вскрыть всю подноготную существования патриархальной семьи, из которой почти полностью исключено женское присутствие, что неоднократно кинематографистом подчеркивается, в первую очередь регулярно (даже чаще, чем нужно) демонстрируемым портретом деда, который фактически является пятым мужчиной в доме и, по сути, все еще определяет то, как функционирует эта семья, в то время как фото матери стоит полузабытое в пыльном углу. И чем больше Титли пытается восстать против немой диктатуры портрета предка, тем сильнее он начинает походить в своей жестокости на отца и братьев, которые тоже далеко не бесчеловечны, а, напротив, также представляются психологически искалеченными и глубоко несчастными людьми (это очевидно в сцене, когда старшего брата бросает жена, что на время делает пространство фильма абсолютно мужским и, отчасти, подталкивает семью на организацию свадьбы Титли), ставшие лишь продуктами патриархального уклада, укорённого в насилии и доминировании.

«Титли» становится наглядной демонстрацией слов «Враги человеку домашние его». И так любимые ныне многими семейные ценности и традиции, важность которых педалируется в официальном российском дискурсе, оборачивается лишь наследованием холодной, очерствелой, безжизненной озлобленности и тупой замкнутости, не позволяющей даже разглядеть внешний мир. Кану Бехл изобретательно показывает преемственность через обыденный утренний ритуал чистки зубов – кроме протагониста все это делают с невероятным количеством громких, отталкивающих отхаркиваний, хрипяще-клокучущих звуков, но мере развития сюжета, несмотря на внешний бунт, Титли к этой «культуре» становится тоже причастен.

«Титли»/Titli, 2014, Индия, 124 мин.

триллер, драма, криминал

Режиссер: Каню Бехл

Сценарий: Каню Бехл, Шарат Катария, Оливия Стюарт

Продюсеры: Дибакар Банерджи, Смрити Джайн, Мохит Растоги

Оператор: Сиддхартх Диван

Великолепно запечатленные оператором Сиддхартхой Диваном урбанистическое пейзажи Дели, заполненные несметным количеством зданий, застрявших где-то между еще незаконченной стройкой и уже медленно разрушающимся архитектурным мусором, отражают во многом и внутреннее состояние Титли, для которого в открытой концовке фильме еще остается шанс стать полноценной, законченной личностью и обрести покой, как ни парадоксально, в движении: на протяжении всей ленты движение по трассам на мопеде (не «Беспечный ездок», конечно) противопоставляется статичной затхлости помещений как некое успокаивающие и рефлективное исследование, путешествие вглубь себя; поэтому то, что в заключительном кадре Титли и Неелу теряются где-то в дорожной сети Дели совсем не случайно.

Дхарамшал, Индия.


Константин Игнатущенко

Кинокритик, журналист, теолог. Автор монографии «Сравнительный анализ доктрины канонических Упанишад в контексте православного мировоззрения (по текстам Дойссена П.Я.)»

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

«Улетай один»: Город благоприятной смерти
Призрачные надежды мигрантов
Я люблю Канделаки
Игра в правду с Гошей Куценко
Обыкновенный терроризм
Галина Кузнецова: «Любовь, морковь и обстоятельства»
Кризис – время, когда нужно начинать
Один «Взгляд» назад


««« »»»