Кризис – время, когда нужно начинать

Рубрики: [Интервью]  

Как добиться успеха, найти свой путь и устоять в условиях неопределенности нашего времени расскажет Татьяна Рогова – директор школы «Детали», член-корреспондент Российской Академии естественных наук по отделению Дизайн Интерьера и Архитектура.


– Татьяна Николаевна, школа дизайна «Детали» родилась в кризисные 90-е и практически сразу стала одной из лучших в России и Европе. И сейчас, когда в стране кризис, у вас полные классы студентов. В чем секрет?

1998 год: чехарда с правительством, дефолт, в экономике кризис, и все думали, как бы элементарно выжить. Как раз тогда мы стали думать о создании площадки для образования в области дизайна интерьера, хотя на тот момент такое интересовало немногих. Нынешнее время и 90-е в чём-то схожи: с одной стороны непонятно, куда и как двигаться, с другой – это время для запуска самых разных идей, на первый взгляд пусть и нереалистичных. Успех нашей школы – это доказательство того, что в сложных экономических условиях не стоит отбрасывать появляющиеся мысли и задачи. Кризис – время, когда нужно начинать действовать, а не печалиться о ситуации в целом. Именно в кризисные 90-е мы запустили нашу школу.

– Что же придавало уверенности в правильности действий?

Мы считали, что у нас есть всё для организации курсов по дизайну интерьера. На самом же деле, всё было гораздо сложнее. Тогда мы составили короткую программу на пять месяцев и пригласили всех желающих. Кстати, это был единственный раз, когда мы давали рекламу. Мы объявили день открытых дверей и ожидали толпы желающих, но пришло пять человек. Нам сказали: «вот видите, ничего не получается – надо подождать». Но мы не стали ждать и пригласили бесплатно заниматься всех своих знакомых, которым было интересно обучение. Это был большой риск, но наш энтузиазм и огромное желание совершили невозможное. Одновременно с нами, (официально школа «Детали» начала работу в 2000 году) была запущена и новая ТВ-программа «Квартирный вопрос». И наша первая группа делала интерьер для первого ее выпуска. И на протяжении уже многих лет наши выпускники реализуют свои проекты в этой передаче. Время требовало появления нового пространства, наполненного красотой и удобством и не похожего на типовые квартиры, в которых жили наши родители.

– Кто преподает в школе? И какова судьба ваших студентов?

У нас преподавали и преподают исключительно практикующие педагоги-дизайнеры. Любой творческий или образовательный проект живет по одним и тем же законам. Нужны идея, концепция, творческое и техническое обоснование, программа, люди, с которыми можно её реализовать, и, конечно, аудитория, которую эта тема интересует. Два года ушло на то, чтобы все эти составляющие соединились. И уже третий набор школы выстрелил так, что сегодня это реальные звезды нашего дизайна – Ира Дымова, Надежда Ананьева, Наташа Чернейко, Вероника Дронова… Их работы очень востребованы, их печатают в журналах, в ежегоднике лучших мировых дизайн-проектов Andrew Martin Interior Design Review.

– Так в чем же секрет успеха школы?

– Нам посчастливилось за короткий срок привлечь к себе интерес. В этом году школе «Детали» 15 лет, и мы продолжаем расти и идти по выбранному маршруту. Иметь my way – это важное условие успеха. Это не значит, что нужно игнорировать мировой опыт. Конечно же, мы следили за законодателями моды и тенденций в дизайне интерьера во Франции и в Англии. Тогда они казались нам не досягаемыми. А сегодня наши отношения с теми же французами, итальянцами: например, с Lorenzo de’ Medici – The Italian International Institute во Флоренции, со школой KLC School of Design – абсолютно на равных. Мы посылаем к ним своих учеников на стажировку, но уже понимаем, что мы даем в творческом плане гораздо больше, чем они. Это не самореклама, это оценка того, что происходит. Несколько лет назад журнал Architectural digest сделал материал о лучших школах Европы. О лондонском Royal colledge of Art, парижской школе Camondo, в которой учился Филипп Старк и другие звезды дизайна, и в том числе о нашей школе «Детали». А в октябрьском спецномере журнала дан перечень 100 лучших дизайнеров и архитекторов России. Добрая половина имён из топа дизайнеров – выпускники школы.

– Школа неизменна в своих программах и курсах?

Конечно, нет. Потому что это живая материя. Здесь не может быть академизма в прямом смысле этого слова. Эта тема все время вибрирует, развивается. Меняются тенденции, вкусы, предпочтения, производители. И все это необходимо учитывать. Сейчас мы готовим новую брошюру и в ней есть перечень наших принципов, одним из которых является утверждение, что «красота спасет мир». И мы в это верим. «Детали» это не просто школа, а образ жизни. Мы часто устраиваем события, выходящие за рамки учебы. Это и выставки, и участие в различных ТВ-программах, и домашние праздники, и клубные встречи.

– Какого рода встречи у вас происходят в школе?

– Например, последняя с Рустамом Рахматуллиным, который является одним из лучших специалистов по истории, культуре и архитектуре Москвы. Встреча называлась «Метафизика столицы». Такие встречи мы проводим регулярно. Кроме встреч, мы путешествуем вместе с нашими учениками и педагогами. Не только на выставки, такие как лондонская Decorex International и парижская Maison & Objet, посвященные тенденциям в мире дизайна. Например, летом мы были в Вологде, изучали северную архитектуру и удивлялись неожиданному сходству вологодского зодчества с Тосканой. Только что мы вернулись из Италии где, в частности, встречались с вдовой итальянского художника и сценариста Тонино Гуэрра, Лорой Гуэрра, которая поделилась своим взглядом на взаимопроникновение итальянской и русской культур в современном мире. Это не внеклассная работа школы, а наша жизнь.

– А что скажете об импортозамещении в области дизайна? Неужели перевелись на Руси мастера?

– Я считаю, что закрыть границы будет контрпродуктивно не только для России, но и для других стран. Мы стараемся внести свой вклад в производство предметов интерьера в России на уровне европейских производителей. Мебельная отрасль в России развивается очень медленно. До сих пор не появилось законодателей моды в этой области. Да, у нас есть прекрасные мастерские, мебельные в том числе. Да, они могут сделать любую копию, начиная с китайской, заканчивая тонетовскими стульями. Но это мастерские, работающие по эскизу архитектора. Авторских вещей они не создают. Нужна заинтересованность на государственном уровне. Тогда и текстильная, и мебельная отрасли начнут развиваться. Должен быть правильный баланс наших и европейских производителей. Мы все любим нашу керамику, ту же Гжель, но там не хватает свежего взгляда, новизны, талантливых художников, которые заставили бы по-новому взглянуть на эту отрасль. Но вы должны понимать, что нельзя сделать интерьер из одной коллекции. Интерьер это всегда соединение многих предметов. Поэтому мы никогда не сможем обойтись только нашим. Я много путешествовала, в том числе и в советское время, и меня еще тогда поражало отношение к профессиональному образованию в Англии. То, что у нас называлось непотребным словом ПТУ и не вызывало никакого интереса и уважения, в той же Англии называется Vocational school. Это профессиональные училища, в которых рабочим профессиям, начиная с каменщиков, столяров и плотников, учили и учат не менее 3-4 лет. Отсюда качество исполнения работ на стройке и в производстве предметов. От этого не стоит отказываться.

– Какие основные направления в школе?

– Это дизайн интерьера, декор интерьера. За эти годы отношение к этим профессиям в обществе стало намного серьезнее. Если ты хочешь сделать стильный интерьер, ты идешь к дизайнеру и вместе с ним создаешь проект. Но дизайн это не только правильно расставленные столы и стулья, не только правильно рассчитанные размеры кухни – это создание мира, в котором человек проводит свою земную жизнь. Поэтому мы включили в программу дизайн сада. Мы стремимся к тому, чтобы гармония дома и сада создавалась в единстве. В этой области в России еще большие пробелы, чем в архитектуре. Кроме петербургских пригородных парков, у нас нет выдающихся проектов в этой области. Надо что-то делать с нашими огородами и садовыми участками, зачастую захламлёнными. Нередко те, кто может себе позволить большой и дорогой дом, относятся по остаточному принципу к созданию сада. Задача на ближайшие 15-20 лет донести человеку, что он должен жить в красоте и она должна окружать его с пеленок и до конца жизни.

Школа «Детали» – Член Международной Ассоциации дизайнеров интерьеров (IIDA) с 2002 года, действует в соответствии с профессиональными стандартами IIDA. Философия школы – образование как искусство создания красоты, способной преображать жизнь. Цель – профессиональное образование и повышение квалификации в области дизайна интерьера, предметной и внешней среды, развитие креативного мышления и творческого потенциала личности.

www.detali.net

Тел.: +7 (495) 690-45-15.


Екатерина Попова-Гамаюн

Художник и журналист, закончила Московский Государственный Университет, факультет журналистики. Член Московского Союза художников, Член творческого Союза Художников России и Международной Федерации Художников, Член-корреспондент Международной академии Культуры и Искусства.

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

«Улетай один»: Город благоприятной смерти
Призрачные надежды мигрантов
«Титли»: Немая диктатура портрета
Я люблю Канделаки
Игра в правду с Гошей Куценко
Обыкновенный терроризм
Галина Кузнецова: «Любовь, морковь и обстоятельства»
Один «Взгляд» назад


««« »»»