Всегда с победой

У Генриетты Наумовны Яновской, главного режиссера Московского ТЮЗа, юбилей. Круглая дата. И больше половины этих лет отданы театру, нелегкой режиссерской профессии, требующей во многом чисто мужских черт характера: недюжинной силы воли, умения держать в руках творческий коллектив, принимать порой жесткие решения и никогда, ни в чем не позволять себе послабления. Да и само наименование профессии – режиссер – женского рода не имеет. Гета Яновская, как сокращенно привыкли называть ее окружающие, обладает сполна мужским набором режиссерских качеств, что никогда не мешало ей оставаться всегда и всюду красивой, очаровательной женщиной с волной свободно распущенных темных волос.

Сначала был Ленинград, там прошли годы учебы, и состоялся дебют постановкой “Варшавской мелодии” в 1967 году, потом – Красноярск, Театр юного зрителя, куда Кама Гинкас, муж Геты, был направлен главным режиссером. Их приезд, новаторские для провинции спектакли всколыхнули не только весь Красноярск, всю Сибирь, отголосками докатились до Москвы и Ленинграда. И, разумеется, вызвали настороженное отношение в “верхах”. Долго режиссерская чета в Красноярске не продержалась, вернулись в Ленинград. Но спектакли Яновской “Плутни Скапена”, “Сотворившая чудо” и по сей день вспоминают в Красноярске. А в Ленинграде она поставила “Вкус меда”, прошедший 800 раз, и “Стеклянный зверинец”, принесшие признание коллег и широкий зрительский успех.

Первым московским спектаклем Г.Яновской стал “Вдовий пароход” И.Грековой и П.Лунгина на сцене Театра им. Моссовета осенью 84-го года, горькая и одновременно теплая история нескольких женских судеб, опаленных войной. На сцене была самая обыденная, повседневная жизнь коммунальной квартиры, но так проникновенно, с такой душевной болью рассказанная, что зрительный зал воспринимал все происходящее как свои личные беды и радости. Еще один, как бы пробный спектакль, поставила Гета в 86-м в Театре им. Маяковского – “Летят перелетные птицы” А.Галина. Он был не равнозначно принят как публикой, так и прессой, однако же имя Яновской на театральной афише Москвы закрепил и определил ее приход в 87-м году в МТЮЗ в качестве главного режиссера. Как почти всегда бывает, соприкосновение нового художественного руководителя с уже устоявшимся коллективом на первых порах рождает напряженные ситуации. Однако первый же спектакль – “Собачье сердце” по М.Булгакову, созданный в содружестве с художником Сергеем Бархиным (все свои последующие работы в МТЮЗе Яновская будет делать только с ним в качестве сценографа), произвел такой фурор в театральном мире столицы, что любые сомнения отпали сами собой. Тем не менее это не означало, что спектакль был единодушно оценен критикой, а в “верхах” тем более. Мы все жили тогда еще по старым законам, “перестройка” только-только начинала набирать силу, и недреманное партийное око зорко следило за идейной правильностью искусства. А тут тебе вся сцена, засыпанная пеплом, и опаленные коринфские колонны, и всякие шариковы со швондерами как хотят измываются над российской интеллигенцией!

Яновская своим “Собачьим сердцем” бросала вызов всему и всем: курирующим ее начальникам, партийному руководству, публике, воспитанной на образцах соцреализма, и самому соцреализму в целом. Бросила, как перчатку, вызывая на дуэль. Но перчатку никто не поднял. Те, кому она предназначалась, покипятились, поурчали, выпустили пар и стихли в конце концов. А спектакль по сей день остается “визитной карточкой” театра, объездил многие города и страны, вызывая восторг у публики, высокую оценку прессы.

Идут годы. Яновская не гонится за количеством постановок. Она работает вдумчиво, напряженно, но не спеша, чередуя свои премьеры с премьерами Камы Гинкаса. Их блистательный режиссерский тандем и определяет нынешнее лицо МТЮЗа. Ее – “Соловей”, “Иванов и другие”, “Жак Оффенбах, любовь и тру-ля-ля”, “Гуд-бай, Америка!!!”, его – “К.И. из “Преступления”, “Казнь декабристов” “Пушкин. Дуэль. Смерть”, за которые он только что получил Госпремию РФ за 1999, ее – “Гроза”, удостоенная премий “Хрустальная Турандот” и “Чайка”, его – “Черный монах”. Эти спектакли объездили все, какие только существуют, международные театральные фестивали и завоевали на них все, какие только можно было завоевать призовые места. И это при том, что ни к какой “раскрутке” Генриетта Наумовна никогда не прибегала, в шумных “тусовках” не замечена. Талант он и есть талант. Был, есть и будет. С годами прирастет отточенностью мастерства. В чем мы еще много раз сможем убедиться. С днем рождения, Генриетта Наумовна, и дай вам Бог и далее счастья и успеха в жизни и творчестве.

Наталия БАЛАШОВА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ПОКА ГРОМ НЕ ГРЯНЕТ…
ЛЕТО, ЗВЕЗДЫ, SASCH…
REMIX-КОМПИЛЯЦИЯ ОТ ГРУППЫ «DEMO»
ОТДЫХАТЬ С УДОВОЛЬСТВИЕМ
ЛУЧШИЙ ДУЭТ ЕВРОПЫ СОБИРАЕТ ДРУЗЕЙ
Легенда возвращается
Квартирный вопрос зубастого Чебурашки
Эта удивительная профессия
КИНО с 26 ИЮНЯ по 2 ИЮЛЯ
ТЕАТРЫ И КОНЦЕРТНЫЕ ЗАЛЫ с 26 ИЮНЯ по 2 ИЮЛЯ
Страстная площадь
Знаменитый британский фестиваль “Glastonbury Festival” пройдет в Самерсете…
ЦОЯ НЕ ОСТАВЯТ В ПОКОЕ…
Уикенд
“КИНОТАВР-2000” ЗАВЕРШЕН. ДА ЗДРАВСТВУЕТ “КИНОТАВР-2001”!


««« »»»