Эта удивительная профессия

Казалось, только вчера смотрела на маленькой сцене Училища им. Щепкина при Малом театре “Пять вечеров”, “Двух веронцев”, “Не все коту масленица” – дипломные спектакли выпускного курса народного артиста СССР, профессора Виктора Ивановича Коршунова, а оказалось, прошло уже четыре года и очередной коршуновский курс отыгрывает свои последние дипломные показы.

В этом году в экзаменационную афишу вошли пять спектаклей: “Три сестры” А.Чехова, “Зойкина квартира” М.Булгакова, “Прошлым летом в Чулимске” А.Вампилова, “Тартюф” Ж.-Б.Мольера, “Хозяйка гостиницы” К.Гольдони. Все работы – одна другой лучше. На курсе В.Коршунова, как правило, работает постоянная педагогическая “бригада”: профессора Н.Петрова и В.Сулимов (мастерство актера), Н.Шаронова (сценречь), М.Никольская (вокал), В.Тайлер (танец), старшие преподаватели А.Коршунов, Л.Гребенщикова, А.Шуйский (мастерство актера), И.Ильина (сценречь), движение – С.Чудаков. Результат их дружных усилий налицо: молодые актеры легки, изящны, пластичны, отменно танцуют, у них прекрасная речь, уже не говоря о главном – мастерстве актера. Недаром о “Зойкиной квартире” слух разошелся по всей Москве, и на каждом показе зрителей буквально “утрамбовывали” в крошечном зальчике учебного театра.

“Зойкина квартира” – козырный туз на афише любого театра. Щепкинцы показали в этой своей работе такой высокий класс, что не стыдно играть на самых престижных столичных сценах. А для Е.Юдиной, С.Каплунова, Н.Иванова, И.Исаева роли Зои Денисовны, Обольянинова, Аметистова, Гуся стали лучшими из всех ими сыгранных. У В.Склянчиковой крохотная эпизодическая роль, но пластико-акробатический танец, исполняемый ее мадам Ивановой во время демонстрации мод, врезается в память наравне с основными персонажами (режиссер-педагог Н.Петрова, хореография В.Устиновой).

Поразительно тонко и точно переданы в этом спектакле зыбкая атмосфера и характеры людей тех далеких нэпмановских лет, когда все смешалось – страх и отчаянность, неопределенность и решимость, подлость и благородство, искренность и обман. Отсюда вызывающий кураж юдинской Зои Денисовны, ринувшейся в авантюру фиктивного предпринимательства подобно канатоходцу без страхующей лонжи под куполом цирка; отсюда еще сохраняющиеся прежние привычки, манера держаться, речь и уже явная сломленность, духовная мертвенность Обольянинова, его пустой взгляд, дрожание рук. А рядом непотопляемый Аметистов Иванова, хватающий свою удачу на лету, откуда бы она ни исходила; и эти китайцы с наркотиками (отличные работы И.Петренко – Газолин и А.Алексеева – Херувим); и лихая Манюшка – прислуга-”племянница” Зои (Е.Серебрякова); и обреченно поддавшаяся Зойкиным посулам красавица Алла Вадимовна (И.Леонова). Все они – реальность, но уже и тени прошлого.

“Тартюф” (режиссер-педагог Л.Гребенщикова) может по праву считаться экзаменом не только по мастерству актера, но и по пластике, танцу, музыкальности молодых исполнителей. Легкий, изящный, почти воздушный, решенный в нежных розово-голубых тонах (художник З.Чернолис), он оставляет по себе ощущение сопричастности с миром очень чистых, душевно открытых, добрых людей, оказавшихся вовлеченными в силу своей доверчивости в гнусную интригу подлеца, но, к счастью, благополучно из нее выпутавшихся. Хороши все актеры. Особо же хочу отметить А.Янкова. Ему досталась роль резонера Клеанта, произносящего длинные, правильные, только уж слишком назидательные монологи. Оттого эта роль всегда считалась самой невыигрышной для артистов. Не случайно А.Эфрос, ставя в свое время “Тартюфа” во МХАТе, сделал Клеанта фигурой откровенно комической, а его рассуждения – бессмысленной болтовней фанфарона, мнящего себя философом. В “Тартюфе” щепкинцев Клеант Янкова так же молод, импульсивен, искренен, как и остальные, потому и рассуждения его – плод живой мысли и горячего, бьющегося за справедливость сердца, а вовсе не брюзжание пожилого зануды. Следует сказать и о том, что ассистентами режиссера в спектакле были сами выпускники П.Абрамов и А.Алексеев, приобщенные педагогом к азам режиссерской работы.

Не менее живо, темпераментно, с веселым задором была разыграна “Хозяйка гостиницы” (режиссер-педагог В.Сулимов, художник В.Султанов). Несгибаемый Кавалер Рипафратта, разыгрывающий из себя влиятельного вельможу маркиз Фирлипополи, насмешливый граф Альбафьорита, представляемые обычно людьми пожилыми, потертыми жизнью, в исполнении И.Исаева, И.Петренко, А.Янкова молоды, полны сил и каждый по-своему не лишен обаяния. Потому и их увлечение деловитой, расчетливой, хозяйственной умницей Мирандолиной (И.Леонова) вполне искреннее, лишенное гривуазной подоплеки. И опять же хочется обратить внимание на одну из самых незаметных, практически без текста, чисто служебных ролей – слуги Кавалера, не имеющего даже собственного имени в списке действующих лиц. Его играет Н.Иванов. Но как играет! Этот слуга вездесущ и всевидящ. Ему интересно все, происходящее вокруг. Он смышлен, хитер, услужлив, ловя приказания с полуслова, полужеста, полувзгляда. За его легкой, верткой фигуркой не устаешь наблюдать: каждое его движение, взгляд, ухмылка полны скрытого смысла, определенного отношения к окружающим. Яркий характер, вылепленный из ничего!

Тонкий психологизм, ностальгическая грусть объединяют два очень русских по своей атмосфере, душевному настрою спектакля, казалось бы, несовместимых по всем своим параметрам – “Прошлым летом в Чулимске” (режиссер-педагог А.Шуйский, художник О.Коршунова) и “Три сестры” (режиссер-педагог А.Коршунов, художник О.Коршунова). Их изначальная общность разве что в одном – российская провинция: у Чехова на рубеже XIX – XX вв., у Вампилова русская глухомань шестьдесят лет спустя.

Очаровательны в расцвете своей молодости, мечтах о светлом будущем сестры Прозоровы – Ольга И.Леоновой, Маша Е.Юдиной, Ирина Н.Фенкиной, Тузенбах Н.Иванова, неунывающие Федотик и Родэ (И.Петренко, А.Янков). Кажется, впервые я увидела действительно молодую Ольгу, порывистую, нежную, еще не успевшую увянуть от гимназических забот. И каким далеким от первого – чистого и радостного – станет последний акт спектакля с разрывающим душу прощанием Маши с Вершининым (И.Исаев), грустным уходом Тузенбаха, предчувствующим беду, горьким признанием краха прежних иллюзий Андрея (С.Загребнев) и полным торжеством мещанской пошлости Наташи (Д.Подгорная).

А в “Чулимске” только одна Валентина (К.Мишулина), как тоненькая, но крепко вросшая в почву стойкая тростиночка на ветру, будет упрямо противостоять грубым домогательствам Пашки (А.Янков), не обращать внимания на глупые претензии Мечеткина (П.Абрамов), сочувственно, с пониманием принимать пьяные срывы Дергачева (С.Каплунов) и беспомощность старика Еремеева (С.Загребнев). А где-то глубоко и затаенно будет теплиться в Валиной душе безответная любовь к сломленному жизнью, безразлично отдавшемуся ее течению Шаманову (И.Петренко). И только одна Анна Хороших (В.Склянчикова) – бой-баба! – чисто женской интуицией понимает Валентину, хоть и не разделяет многого в ее убеждениях и поступках. Ох, уж эти загадочные русские души! Но как тонко, как глубоко сумели разгадать и показать их молодые актеры.

И наступил, наконец, долгожданный день вручения дипломов. Наверное, даже не каждому опытному актеру за целый год работы достается такое количество аплодисментов и криков “браво”, сколькими был награжден каждый щепкинец в день получения заветной “корочки”. В этом году в Щепкинском выпускалось сразу два курса: Корейская студия, руководителем которой был Юрий Мефодиевич Соломин, и питомцы В.Коршунова.

Два маститых актера, два театральных деятеля, возглавляющих Малый – худрук и директор – непривычно взволнованные сидели по обе стороны от ректора училища профессора Николая Николаевича Афонина за длинным столом “президиума” на сцене Ермоловского зала в окружении всего педагогического синклита. А переполненный папами и мамами выпускников, студентами младших курсов просто “болельщиками” зал буквально искрился, наэлектризованный атмосферой всеобщего ликования. “Вы получили удивительную профессию, ни с какой другой не сравнимую, – обратился к своим ученикам Виктор Иванович, и на его глазах блеснула предательская влага. – Каждому человеку природой уготовано прожить одну жизнь такой, какой она сложится. Вам же актерской профессией дается возможность прожить десятки жизней в ролях своих героев. Желаю вам веры и терпения”. Окрыленные добрыми словами ребята буквально взлетали на сцену: девушки – все, как одна, красавицы, в вечерних туалетах, мальчики – тщетно пытаясь сохранить торжественный вид, и, получив диплом, попадали в объятия учителей. А зал тем временем неистовствовал, исходя аплодисментами и криками. Потом был веселый “капустник”, которым младшие курсы поздравляли выпускников, задорно пародируя их дипломные работы, а дипломники, в свою очередь, в забавных сценках остроумно копировали своих педагогов, метко схватив их самые характерные черты. Дружно смеялись и аплодировали все.

Всеобщая радость была неподдельной. Еще до получения дипломов весь коршуновский курс буквально расхватали по театрам. Ирина Леонова и Дарья Подгорная даже не смогли лично получить дипломы, потому что в этот час репетировали в Малом грядущую премьеру “Горя от ума”. Ира играет там роль Софьи. Николай Иванов уже год, оставаясь студентом, отработал в Московском ТЮЗе. В новом сезоне щепкинцев можно будет увидеть на сценах театров Малого, МХАТ им. Горького, МТЮЗа, имени Пушкина, Российского молодежного, “Сферы”, “Модерна”, “На Покровке”, “На Перовской”… Это не случайно.

В Щепкинском училище учат отменно. И не только профессии. Здесь учат театральной этике, уже давно, как понятие, выброшенной за борт нашей повседневной жизни. Здесь с первых дней прививают студентам уважение, трепетное отношение к творчеству актера. А в дальнейшем уже от самих выпускников будет зависеть, как распорядятся они этими жизненными основами: станут ли они их кредо или сочтут за лишний груз. Время покажет.

Наталия БАЛАШОВА.

Фото Людмилы НЕЛИНОВОЙ.

На снимках: Зоя Денисовна – Е.Юдина, Аметистов – Н.Иванов (“Зойкина квартира”); сцена из спектакля “Три сестры”; Мирандолина – И.Леонова, Рипафратта – И.Исаев (“Хозяйка гостиницы”).


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Уикенд
ОТДЫХАТЬ С УДОВОЛЬСТВИЕМ
“КИНОТАВР-2000” ЗАВЕРШЕН. ДА ЗДРАВСТВУЕТ “КИНОТАВР-2001”!
ЛУЧШИЙ ДУЭТ ЕВРОПЫ СОБИРАЕТ ДРУЗЕЙ
ПОКА ГРОМ НЕ ГРЯНЕТ…
Легенда возвращается
Квартирный вопрос зубастого Чебурашки
КИНО с 26 ИЮНЯ по 2 ИЮЛЯ
ТЕАТРЫ И КОНЦЕРТНЫЕ ЗАЛЫ с 26 ИЮНЯ по 2 ИЮЛЯ
Страстная площадь
Всегда с победой
Знаменитый британский фестиваль “Glastonbury Festival” пройдет в Самерсете…
ЛЕТО, ЗВЕЗДЫ, SASCH…
ЦОЯ НЕ ОСТАВЯТ В ПОКОЕ…
REMIX-КОМПИЛЯЦИЯ ОТ ГРУППЫ «DEMO»


««« »»»