Вполне счастливый человек

На прошедшем в Москве Международном театральном форуме “Золотой Витязь” народная артистка России Нина ДРОБЫШЕВА была признана лучшей исполнительницей женской роли в спектакле по пьесе Юджина О’Нила “Долгое путешествие в ночь”. Эта награда в очередной раз доказала, что Дробышева является одной из лучших актрис Европы. Этот успех – хороший повод рассказать о талантливой актрисе, отметившей в этом году юбилей.

Нина Дробышева родилась в Ленинграде. Она была совсем крохой, когда началась война. Благо, семья успела эвакуироваться. Когда сняли блокаду, Дробышевы вернулись в свой родной город. Вскоре девочка пошла в школу и, к счастью, увлеклась театром. Занималась в драматическом кружке при Дворце пионеров. Большеглазую девчушку заметили кинематографисты, и еще будучи школьницей, Нина сыграет в своих первых фильмах. Роли небольшие, но в девочке уже чувствовалась яркая индивидуальность: “Два капитана” (Саша) и “Дорога правды” (Катя). Закончив школу, Нина поступает в драматическую студию при Ленинградском ТЮЗе, а затем ее зачисляют в труппу этого театра. И вот ей предлагают сыграть Джульетту в бессмертной трагедии Шекспира “Ромео и Джульетта”. Впервые в практике мирового театра актриса была чуть ли не ровесницей героини пьесы. Спектакль имел грандиозный успех. В ТЮЗ стали ходить “на Дробышеву”. Появились первые рецензии и статьи о ней в прессе.

#12p1-5

В год окончания студии (1960) Дробышева узнает, что Григорий Чухрай, ставший всемирно знаменитым после картин “Сорок первый” и “Баллада о солдате”, начинает снимать свой третий фильм “Чистое небо”. Роль Саши Львовой мечтали сыграть многие известные актрисы. Дробышева тоже пришла на кинопробу. На нее надели немыслимого размера ватник, валенки и привели к режиссеру. Григорий Наумович посмотрел на юную ленинградку и сказал: “Пробы не делаем, вы будете играть Сашу”. На съемках актриса познакомилась с молодым актером Виталием Коняевым. Начался роман. Фильм закончили весной 1961 года.

После премьеры “Чистого неба” на II Московском Международном кинофестивале и вручения фильму Большого приза сразу же сделало Дробышеву мировой знаменитостью. Но в состав советской делегации ее не включили. Когда на пресс-конференции зарубежные журналисты допытывались: “Где эта удивительная Нина Дробышева?”, чиновники от кино поняли, что здорово прокололись. А когда началось триумфальное шествие фильма по экранам мира, куда бы не ездила советская делегация, в ее составе непременно были Дробышева и Евгений Урбанский. В течение года они объехали все континенты, кроме Антарктиды, но самый грандиозный успех их ждал в Латинской Америке. Поздним ноябрьским вечером самолет приземлился в Мехико, а дальше путь лежал в курортный городок Акапулько на берегу Тихого океана, где проводился Фестиваль фестивалей. В нем, по заведенной традиции, участвуют только те фильмы, которые чуть раньше уже были удостоены наград на крупнейших международных киносмотрах.

Осенью 1961 года в Акапулько съехалось рекордное количество туристов, мастеров экрана и кинопродюсеров со всего мира. Это и понятно. За звание лучшего фильма того года боролись ленты: “В прошлом году в Мариенбаде” Алена Рене, “Ночь” Микеланджело Антониони, “Голый остров” Кането Синдо, “Анимас Трухано” Исмаила Родригеса, “Снова до свидания!” (“Любите ли вы Брамса?”) Анатоля Литвака, “В субботу вечером, в воскресенье утром” Кеннета Рейса и наша лента “Чистое небо” Г.Чухрая… Все это замечательные картины, но было много и посредственной продукции, по большей части американской. К сожалению, жюри фестиваля состояло из представителей только Северной и Южной Америки. Естественно, представители США навязывали жюри свои предпочтения. Европейского и азиатского кинематографа они в упор не видели.

Наша делегация переживала за свой фильм, но картину встретили чрезвычайно радушно и после сеанса овациям не было конца. Советские актеры в очередной раз доказали, что русская реалистическая школа лучшая в мире. Увидев такой триумф, заволновались американцы. Особенно старался не замечать нашего успеха видный представитель киноиндустрии США Джозеф Штернберг. Незадолго до этого он буквально громил “Чистое небо” на кинофестивале в Сан-Франциско, но вынужден был подчиниться большинству членов жюри, посчитавшему, что “режиссерское мастерство Чухрая требует международного признания”.

Но на этот раз господин все же добьется своего – фильм останется без награды. Однако приз за лучшую женскую роль все-таки достался Нине Дробышевой. После окончания фестиваля радио и телевидение Акапулько объявит Дробышеву королевой экрана, лучшей актрисой года мирового кино и увенчает ее короной инков. Короновали всего на одни сутки, но Дробышевой оказали все необходимые почести. По городу она передвигалась в позолоченной карете в окружении самых красивых юношей страны. А вечером в честь кинокоролевы в океан с сорокаметровой вышки прыгали знаменитые пловцы. Огромная толпа сопровождала наших актеров везде и всюду, Дробышева гордо несла в руках приз – “Золотую головку Паленке”, а со всех сторон скандировали: “Браво, Нина!”, “Браво, Евгений!”, “Вива, Россия!”.

11 декабря 1961 года делегация советских кинематографистов прилетела в Гавану. На Кубе открывалась первая Неделя советских фильмов. Она начиналась показом “Чистого неба”. Такой горячей волны радушия и дружбы наша делегация еще не встречала. В зале поднялась целая буря, когда Урбанский, приветствуя кубинцев, прочитал отрывок из поэмы Маяковского “Ленин”. А когда Дробышева звенящим от волнения голосом крикнула: “Спасибо вам за то, что вы такие!” – в зале все поднялись с мест и приветствовали актрису стоя. Вспыхнули совершенно сумасшедшие, продолжительные аплодисменты.

Мbровая пресса взахлеб писала о молодой советской актрисе, которая смогла перериграть таких звезд, как Ингрид Бергман, Моника Витти, Ширли Мак-Лейн, Жанна Моро, Мария Шелл (все они снялись в фильмах, представленных на фестивале). Потом Дробышева побывает со своим фильмом во Франции, Японии, Австралии, Австрии, Италии, США, Китае и еще в десятках стран, но латино-американские впечатления будут самыми сильными. Да, это был триумф!

1963 год. Дробышева уже москвичка и актриса Театра имени Моссовета, куда ее пригласил сам Юрий Завадский. На столичной сцене она дебютирует в спектакле “Дорога”. Пьесу ставили на Геннадия Бортникова, а получилась постановка о девочке Симе, которую играла молодая актриса. Следующей ролью будет Клеопатра в пьесе Бернарда Шоу “Цезарь и Клеопатра”. Столичные театралы приняли ее.

В состав советской делегации на III ММКФ Дробышеву на этот раз включили. На фестивале она подружится с венгерской актрисой Мари Теречек, познакомится с Джульеттой Мазиной, Федерико Феллини, Лукино Висконти и Жаном Маре. Кстати, Висконти высоко оценил работу актрисы в “Чистом небе” и хотел снимать Дробышеву. Не случилось…

А жизнь продолжалась. Родилась дочь Елена (сегодня она актриса, интересно работает в театре и в кино). Нина Ивановна продолжала сниматься, Но, увы, роли такого масштаба, как Саша Львова, у нее в кино больше не будет. Фильмы “Самые первые”, “Русский лес”, “Про чудеса человеческие” уступали “Чистому небу”. Театр же был более благосклонен к актрисе. Почти каждая роль становилась событием. Ролями десятилетия назвали работу Дробышевой в спектаклях “Эдит Пиаф” (Пиаф) и “Пять углов” (балерина Ляля). Последняя постановка ездила на театральный фестиваль в Западный Берлин, где Дробышева была удостоена звания “Лучшая актриса малых сцен Европы”. Эти спектакли, к счастью сняты на пленку. Но ведь были еще “Лилиом”, “Сердце Луиджи”, “Мать Иисуса”, “Глазами клоуна”, “Чайка”, “Премьера”, Синее небо, а в нем облака”, “Убийственная любовь”, “Похороны в Калифорнии” (прошел три раза и по идеологическим соображениям снят из репертуара Министерством культуры), а еще телеспектакль “Укрощение укротителя”, где гениально играли Дробышева и Леонид Марков. Актриса всегда была требовательна к драматическому материалу, поэтому и не играла в сиюминутных пьесах.

Та же требовательность чувствовалась и в отношениях к близким, друзьям, партнерам. Брак с Коняевым распался, и в ее жизни появился второй муж – актер Театра им. Моссовета Вячеслав Бутенко. Супруги ждали второго ребенка. На время беременности Нина Ивановна несколько отстранилась от работы, а Бутенко активно гастролировал. Как-то он вернулся из поездки внезапно, позвонил в дверь, Нина Ивановна пошла открывать и, увидев мужа, упала в обморок… Ребенок родился семимесячным. Пришлось малютку положить в детскую клинику “под колпак”. Дробышева несколько раз на день ездила в больницу, чтобы грудью кормить малышку, а потом мчалась на репетицию. И вот однажды случилась трагедия. Внезапно перед такси, в котором ехала актриса, резко затормозил самосвал с железобетонными плитами. В какой-то момент она увидела металлические штыри, затем последовали резкий удар, дикая боль и… темнота.

Ее собирали по частям, а жуткий шрам обезобразил лицо актрисы. Год продолжалось лечение, и первой ролью после аварии стала Пиаф. Со страхом я шел в тот вечер в театр. На сцену вышла Эдит – Дробышева. Поначалу я не узнал ее: стильное длинное черное платье, новая прическа, шрам на полщеки, а голос тот же – сильный, страстный и завораживающий. По ходу пьесы Пиаф произносит следующий текст: “Ужасной была моя жизнь, ужасной, но вместе с тем изумительной. Потери родных и близких, операции и болезни, а потом алкоголь, наркотики, автомобильные катастрофы – при этих словах она небрежно показала на лицо, – но всякий раз, когда всем казалось, что Пиаф уже никогда не выкарабкается из ямы, силы возвращались ко мне, и я вновь выходила на сцену. Я подходила к рампе и пела. И песни спасли меня”.

Она победила. Более семисот раз Дробышева сыграла Эдит и ни разу не повторилась. Нет, текст роли оставался прежним, но это была по-новому рассказанная трагическая история. Это я заявляю с полным основанием, так как видел спектакль сто семьдесят пять раз.

Недавно Нина Ивановна вернулась с Дальнего Востока, где была членом жюри Театрального фестиваля “Амурская осень”. На спектакль “Долгое путешествие в ночь” к ней пришли коллеги: Наталья Фатеева, Анна Каменкова, Борис Морозов (главный режиссер Театра Российской Армии) – все они работали в жюри. Не скрою, было так приятно, что они искренне восхищались последней ролью Дробышевой. Но я уверен, что актриса еще не раз поразит зрителей новыми работами. Ведь она одна из тех немногих, кто умеет любить на сцене и на экране.

А жизнь, конечно, не сценические подмостки. С В.Бутенко пришлось расстаться. Дочери от этого брака Нина Ивановна дала имя Христина, уверенная в том, что только Господь спас ее от гибели. У нее прелестные внуки, для которых она – самая любимая и самая добрая бабушка на свете. И сегодня Дробышева – вполне счастливый человек.

Владимир ВАХРАМОВ.


Владимир Вахрамов


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Красное на черном
Юбилейный “Сталкер”
Музыкант и фигуристка спелись
Следи за собой. Будь осторожен
Найдено либретто Гайдна
Кукла Андрея Малахова
Мадонна ищет деньги
Самая скандальная звезда
“Сегодня и сейчас”
Ушел из группы барабанщик
Преданность танцу
Как украсть миллион?
О мышах и чудесах
Синдром Дориана Грея


««« »»»