Преданность танцу

Профессор кафедры хореографии РАТИ – ГИТИС, заслуженный деятель искусств РСФСР Алла ШУЛЬГИНА отмечает юбилей. Возраст достаточно солидный и можно бы почивать на лаврах, но Алла Николаевна продолжает активную деятельность, оставаясь верной подданной богини танца Терпсихоры.

Дочь адмирала флота, Аллочка Шульгина вопреки воле отца упросила матушку отвести ее в Московское хореографическое училище. Талантливую девочку приняли, и она спешила каждое утро в священное для нескольких поколений артистов балета легендарное здание на Пушечной улице столицы. Именно там находилась хореографическая школа Большого театра, некогда принадлежавшая Московской дирекции императорских театров.

Но началась война. Она помнит первые бомбежки. А вскоре балетную школу эвакуируют. В то трудное время страна не забывала о своих маленьких гражданах. Воспитанникам училища выдавали дополнительные продуктовые пайки, ведь занятия в балетном классе предполагали повышенные физические нагрузки.

Шло время, и крошка девочка вдруг стала усиленно расти. Алла со страхом думала: “Ну где я найду такого высокого партнера?” И вот закончено училище. Положенные три года она оттанцевала в театре оперы и балета. И все это время думала о новой профессии, но чтобы она непременно была связана с миром танца. В середине 50-х годов Шульгина поступает на балетмейстерский факультет ГИТИСа в класс выдающегося мастера балета Леонида Лавровского. Именно Леонид Михайлович увидел в своей ученице незаурядные способности хореографа.

Защитив диплом, Шульгина ставит много балетных спектаклей в театрах Львова, Челябинска, Горького… Из десятков постановок самый большой успех выпал на долю балета “Большой вальс”, который в свое время стал рекордсменом кассовых сборов. О молодом балетмейстере с восторгом и много писала пресса, а Алла Николаевна вновь возвращается в ГИТИС, чтобы стать аспиранткой.

Увы, Леонида Лавровского уже не было в живых – он внезапно умер в ноябре 1967 года на гастролях в Париже. Но, как считает Шульгина, на небе кто-то есть, кто ее очень любит. Ее взяла под свою опеку ведущий специалист историко-бытового танца Маргарита Васильева-Рождественская. Маргарита Васильевна была поистине легендарной женщиной и балериной. Тридцать пять лет она танцевала на сцене Большого театра (1906 – 1941), участвовала в Русских сезонах Сергея Дягилева в Париже и Лондоне (1909, 1911). В мире хореографии она считалась непререкаемым авторитетом в историко-бытовом танце и умению преподнести себя.

Общаясь с такой выдающейся личностью, Шульгина не могла не влюбиться в этот вид хореографии. После смерти Васильевой-Рождественской в 1971 году Алла Николаевна стала профессором и передавала секреты исторического танца студентам ГИТИСа. У нее учились звезды мирового балета – В.Васильев, Э.Власова, В.Ковтун, М.Лавровский, М.Лиепа, Е.Максимова, Н.Павлова, Т.Таякина, В.Тедеев и другие мастера. Мало того, она открыла на балетмейстерском факультете первое в СССР отделение бальной хореографии, студентами которого стали ведущие пары и мастера бальной хореографии: Ольга и Владимир Андрюкины, Бруно Белоусов, Людмила и Станислав Поповы, Алла и Петр Чеботаревы, .

В это же время Шульгина работает над продолжением книги М.Васильевой-Рождественской “Историко-бытовой танец”. Труд учителя Аллы Николаевны заканчивался описанием исторического танца вплоть до конца XIX века. А на исходе был уже XX век. И после кропотливой работы вышло в свет и моментально стало раритетом описание бытового танца прошлого века. Вообще Шульгина помимо практических занятий много времени уделяла теоретической работе, упорно изучала танцевальные архивы.

Разумеется, у нее была и личная жизнь. От первого брака родился сын Михаил, который пошел по стопам матери. И как бы ей не было страшно оставить сына без отца, она не могла терпеть издевательства. Оставила мужу квартиру, всю мебель и забрав только книги, которые тщательно собирала с юности, ушла с маленьким сыном прочь от произвола.

Но вскоре она встретила мужчину всей своей жизни, который стал Мише вторым отцом. Наконец-то мир, счастье и покой поселились в ее доме. Теперь она полностью могла посвятить себя хореографии. Шульгина создает первый в СССР Театр бального танца, который за короткий срок стал сверхпопулярным на всех континентах. Шульгина много ездить за рубеж, где преподает, проводит мастер-класс.

И хотя годы берут свое, Алла Николаевна продолжает активную жизнь в мире хореографии. Шульгина постоянно работает над усовершенствованием методики подготовки балетмейстеров бальной хореографии. А еще ею написано либретто балета “Рождество”. Впервые на балетной сцене поднимается тема Библейского Сказания о Рождении Христа, жития Святого семейства и счастливого спасения в Египте от иудейского царя Ирода. Сюжет, изложенный в Библии, излагается с учетом возможностей хореографического воплощения всех стилистических тонкостей музыкального материала, созданного Вячеславом Гороховским.

Как говорится, балет создан – осталось только его поставить. А вот с этим небольшая загвоздка. Шульгина не может найти источник финансирования. Тема, которую Шульгина стремится поднять на балетной сцене, как никогда актуальна в свете обретения духовности и терпимости, которые крайне необходимы сегодня в несовершенном российском обществе (кстати, как и в любом другом). Шульгина уповает только на помощь мэра столицы. Если чудо случится, Москва станет центром нового направления в мире балетной хореографии. Это и будет самым большим вознаграждением Алле Николаевне за все ее замечательные дела в жизни.

Владимир ГОЛИЦЫН.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Вполне счастливый человек
Красное на черном
Юбилейный “Сталкер”
Музыкант и фигуристка спелись
Следи за собой. Будь осторожен
Найдено либретто Гайдна
Кукла Андрея Малахова
Мадонна ищет деньги
Самая скандальная звезда
“Сегодня и сейчас”
Ушел из группы барабанщик
Как украсть миллион?
О мышах и чудесах
Синдром Дориана Грея


««« »»»