(и это сказал фараон)
Мое последнее публичное выступление в адрес “Наутилуса Помпилиуса” было продиктовано реакцией на их новый альбом “Крылья”. Не самой положительной реакцией, надо признаться.
Мне казалось тогда, что у Бутусова начал заканчиваться порох в пороховницах. Мерещилось, что на серьезное группа уже не способна. И я был абсолютно твердо уверен в пагубности существования побоку музыкантов вроде как “мозгового центра” всего коллектива Ильи Кормильцева.
Часть претензий к “Нау” я и теперь не снимаю, но… Если бы не одно “но” – показанная при содействии FeeLee Promotion в первых числах весны программа “Акустика – лучшие песни” – то и вторая их часть осталась бы. А так: были концерты, была ДРУГАЯ, нежели раньше, музыка, – и есть что поставить группе в заслугу.
Давно муссируемая тема записи исключительно акустической программы нашла свое вещественное воплощение. “Наутилусы” хмыкнули и взялись пересмотреть все сделанное ими от самого рождения. Результат был представлен на сцене ДК имени Горбунова.
И это естественно. Только “горбушка” могла компенсировать слегка подуставшему екатеринбургскому составу ту долю теплого зрительского приема, от которой с такой легкостью отказалась администрация коллектива, устраивая три месяца назад презентацию “Крыльев” в пафосном зале Дворца Молодежи. Только на “горбе” новый проект не выглядел бы чересчур уязвленным.
Мне сложно сейчас судить, насколько искренне пошла команда Бутусова на эксперимент с unplugged. Три месяца назад я слышал из уст капитана “Титаника” слова о том, что в данном деле первое место занимают деньги. То есть относительно простая возможность их заработать, не создавая ничего принципиально нового. “Сыграл концерт – записал диск – продал CD и кассеты – получил прибыль”, – самая банальная цепочка событий в шоу-бизнесе. Однако если даже установка эта сохранилась такой, какой и была, то “Нау” обманул всех своим выступлением очень искусно. По крайней мере, будь я рядовым слушателем, в голове моей и тени мысли будто меня “надувают”, не возникло бы. Но мыслить вопреки очевидному – вот профессия журналиста.
А очевидным было следующее: как нельзя лучше идут “Наутилусу” его старые песни, как нельзя лаконичнее и честнее выглядят они в обрамлении неэлектрических инструментов. Две трети песен из альбома “Разлука” звучали, как веселое свердловское кантри. “Князь Тишины”, “Дети любви” и половина пластинки “Родившийся в эту ночь” прошли под размашистый аккомпанемент рояля и психоделический перезвон гитар. А каждый раз, когда в палитру звука “капал” саксофон Алексея Могилевского или пронзительно кричала его труба, публика взрывалась громовыми аплодисментами, придавая поистине неповторимое мистическое качество происходящему молебну.
“Нау” сознательно не пели своих традиционных хитов “Я хочу быть с тобой” и “Гуд бай, Америка”. Они хотели показать как можно больше из того, что исполнялось в последнее время очень редко. Еще более минимальным был упор на диски “Титаник” и “Крылья” – по той же причине. Но вот что я заметил. У новых творений группы как-то не слишком хорошо получается соседствовать с созданным годы и годы назад. Контраст убеждает: в новом у “Наутилуса” отсутствуют завод и энергия и нет того самого жидкого топлива, на котором работала глубинная лодка в конце 80-х. Право же, Бутусову и Ко по силам еще “выложиться”, спев “Рвать ткань” или “Последний человек на Земле”. Но не по силам уже вдохнуть полноценную жизнь в какой-нибудь “Русский рок” или “Чугаду”.
Так что записывайте теперь только “Greatest Hits”, ребята. А новое пусть придумывают другие.
Константин С’АВОСЬКИН.