СКВЕРНЫЙ АНЕКДОТ

December, 1998

В современной России каждый день происходит столько ужасных событий, что газеты всего мира, специализирующиеся на новостях-страшилках, могут выбирать горячую информацию по своему вкусу и не бояться, что этот источник когда-нибудь иссякнет. Огромная страна постоянно находится в состоянии хаоса и распада. В новых государствах – бывших братских республиках то и дело вспыхивают небольшие войны. Постепенно разрушающееся здание бывшей советской инфраструктуры влечет за собой непрекращающуюся цепь человеческих трагедий. Рубль обесценивается день ото дня. Ужасающий рост нищеты и всплески преступности. Все это лишь небольшой перечень событий, сопутствующих переходу России к рыночной системе.

Эти ужасы являются каждодневной действительностью для миллионов русских людей. Жизнь в предрыночной России превратилась в войну всех против всех. Для многих жизнь действительно стала удручающей, грубой и короткой.

Однако исторически сложилось так, что российская нация – это нация парадоксов. Наряду со всеми вышеупомянутыми ужасами в России идет и другая жизнь. Например, если вы впервые посетили Москву, то у вас не остается никаких сомнений: вы приехали в процветающий европейский город. Новые бутики, рестораны, торговые центры и ночные клубы, открытые даже днем, предложат вам все блага цивилизации, о которых и не подозревали люди, живущие в этой стране последние семьдесят лет.

Заправленная легкими деньгами, как горючим, жадная до сенсаций, забывшая о морали сегодняшняя Москва напоминает Нью-Йорк 80-х гг., разбавленный причудами Достоевского. Если советская элита вела разработку богатейших природных ресурсов страны для последующего строительства танков и военной авиации, то новая русская элита вовсю использует эти богатства для удовлетворения собственных потребительских пристрастий. Недавнее экономическое исследование, проведенное западными аналитиками, показало, что сегодня в России более 100 тыс. человек обладают состоянием в 1 млн долл. и более. Благодаря наличию твердой валюты иностранцы, приезжавшие раньше в Советский Союз, воспринимались всеми без исключения русскими гражданами как хозяева жизни. Сегодня многие из обеспеченных москвичей смотрят на иностранных туристов, как на нищих.

Возможность наслаждаться плодами западного образа жизни в России предоставлена лишь небольшой части населения. Российская капиталистическая революция вынесла на гребень волны представителей верхних ступеней советской номенклатуры и “новых русских”, имеющих криминальное прошлое. Простой народ, которому не по карману роскошная жизнь, ограничивается сочинением анекдотов про представителей нового класса богатых людей. Городской фольклор последних лет непременно содержит набор анекдотов про “новых русских”. В них хозяева жизни предстают в образе не очень умных людей, с обязательной золотой цепью на толстой шее, в красном пиджаке и постоянно кричащими всякие глупости в свои мобильные телефоны.

Пародию на людей, принадлежащих к этому новому классу, можно увидеть даже в произведениях традиционных русских ремесел. В шикарном, сверкающем множеством огней торговом центре под Манежной площадью недавно появились расписные палехские шкатулки с сюжетами из жизни “новых русских”: “новые русские”, играющие в теннис, разговаривающие по сотовому телефону, катающиеся на современных снегокатах. Как ни странно, этот кич пользуется успехом у представителей нового класса богатых людей.

Справедливости ради следует сказать, что эти люди любят приобретать все, что дорого стоит. Быстрее всех в этой ситуации сориентировались западные компании, торгующие дорогими товарами, и дома мод, для которых появление таких потребителей, как “новые русские” с их многочисленными подружками, стало поистине золотым дном. Бутики, открытые в Москве и других крупных российских городах компаниями Ив Сен Лоран, Келвин Кляйн и Труссарди привлекли “новых русских”, которые готовы купить любую вещь, если только она дорого стоит и имеет этикетку известной западной фирмы.

Богатые российские потребители сходят с ума по западным товарам, причем не всегда лучшего качества. Продавцы модных магазинов отмечают, что они сначала смотрят на этикетку, а уже затем на саму вещь. При этом цены на дорогие западные товары в Москве гораздо выше цен в любой другой европейской столице. Стоимость услуг в ночных клубах, ресторанах и отелях часто является не столько отражением качества, сколько признаком престижности заведения.

В преддверии рождественских и новогодних праздников вся Москва охвачена магазинной лихорадкой, и, как всегда, российская публика отдает предпочтение западным товарам. При этом нельзя не заметить, что лучшими подарками на Рождество и Новый год могли бы стать исключительно российские товары. Тонкий вкус и традиции российских мастеров отражены в прекрасном фарфоре, изделиях народных промыслов и образцах экспериментального искусства, которые можно встретить в небольших московских художественных галереях.

Визит в сегодняшнюю Россию дает возможность наблюдать процесс глобальных изменений фантастического общества, обладающего богатейшей историей и культурой. Как и везде, большие деньги попадают не к самым лучшим представителям российского общества. Возможно, это благоприятствует западным торговым компаниям, пришедшим на российский рынок, но не очень хорошо для российских культурных традиций.

Обзор подготовила Марина МЕДВЕДЕВА


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ!
ВОЛГОГРАДСКАЯ НИЛОВНА
ВСЛЕД УХОДЯЩЕМУ ГОДУ
Что бы Вы хотели пожелать россиянам в будущем году?
ПРИШЛА КОЛЯДА НАКАНУНЕ РОЖДЕСТВА
МЕЧТЫ У НОВОГОДНЕЙ ЕЛКИ
До первой звезды
БЕЛЫЕ ТРОПЫ ПО СИНЕМУ ЛЬДУ
ПРАЗДНИК ОЖИДАНИЯ ПРАЗДНИКА
Дорогие читатели!
“НОВОГОДНИЙ ПОДАРОК” НАРОДУ ОТ ВЛАСТИ
САМОВАРНОЕ ЗОЛОТО
СНПР В ЯКУТИИ
ПОСЛЕДНИЙ ГЕРОЙ КУБЫ


««« »»»