ЕДВА ОТЪЕХАЛИ, А УЖ ДАЛЬШЕ НЕКУДА

В Питере рассказывают. В махровый застойный год призрачно-прозрачной белой ночью какой-то человек, остановившись у Александровской колонны на Дворцовой площади, начал громко декламировать:

Товарищ верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Отдельные прохожие шарахались по сторонам, уж слишком смело, с вызовом и оттого диковато звучали хрестоматийные строки. Когда в поэтический праздник нынешним 6 июня с трибуны у бронзовой фигуры поэта рядом с кинотеатром его имени кто-то, совсем как юродивый, возопил: “Нет, нет, нельзя молиться за царя Ирода…” – милиционеры, блюдущие порядок, несколько поежились: все-таки самый центр первопрестольной да и до Кремля рукой подать…

По-спортивному говоря, был дан старт пушкинскому марафону длиной в целый год. И сразу же глубокой ночью по НТВ – “Борис Годунов” польского производства. Попервоначалу показалось, что это всего-навсего экранизация знаменитой постановки оперы на американской сцене. Вот только почему-то среди зрителей в партере нам долго показывали крупную, какую-то неопрятную, с вылезшими из орбит глазами голову человека, отхлебывающего основательными порциями горячительное из бутылки. Ба, да это Модеста Петровича Мусоргского собственной персоной заставили пожаловать в кадр. Зачем? Да все затем, чтобы наглядно проиллюстрировать тезис, что гениальность – качество, аномальное для русского и должно непременно компенсироваться какой-либо патологией – горьким пьянством или распутством, к примеру.

Далее экран демонстрирует неописуемое, богатейший словарь языка Пушкина недостаточно всеобъемлющ, чтобы выразить впечатление от увиденного. Мы видим замазанные сажей лица хористов, им велено понатуральнее изображать народ России – “тысячелетней рабы”; сцену в корчме на литовской границе: голый Гришка зашелся в сексуальном раже с хозяйкой, поспешно сорвавшей одежды с дебелой груди; энкаведешников в сопровождении овчарок – “верных Русланов”, караулящих загнанный за гулаговскую колючку российский плебс. Русофобский пафос произведения столь явен и откровенен, что его не в силах ослабить даже первоклассные исполнительские силы, в частности неповторимый бас Николая Гедды.

Ну, допустим, то делали поляки, у них с нами давний неоконченный спор. Но вот новый российский журнал зачем-то именует себя “пушкиным” с малой буквы. Хотя, впрочем, никому не запретишь добровольно вываливаться на обочину культуры, а вот читающую по-русски публику тащить в маргиналы, в бомжи от литературы, пожалуй, что и не стоило. Или вот газета “Культура” (!) отметила 199-летие национального поэта, выставив себя с ним на весьма приятельской ноге. Два качества личности поэта обсуждается: он был страстный, чуть ли до потери рассудка, игрок и любил любовь, назовем это так. Картиночки тут помещены, принадлежащие руке некоей дамы, конечно же, получившей международное признание. В постели – каждый раз с новой прелестницей – мужчина голяком, в котором нам рекомендуют, напрягши фантазию, опознать самого Александра Сергеевича. Не слабо, однако… Получается, признав вослед Аполлону Григорьеву, что Пушкин – это наше все, следует начать абсолютизировать это “все”, включив сюда и низость, и слабость, и подлость?

По счастью, имевший понятие дворянина о личной чести и неприкосновенности частной жизни, умница Пушкин наперед, загодя, словно предвидя будущие разоблачения (разоблачение в прямом смысле слова – стаскивание одежды), которые так возлюбят неразумные потомки, высказался обо всех этих предметах. “Толпа жадно читает исповеди, записки etc., потому что в подлости своей радуется унижение высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы: он и мал и мерзок – не так, как вы, – иначе”. Это из письма П.А.Вяземскому от ноября 1825 года. А это наставление Наталье Николаевне Пушкиной, отправленное 18 мая 1834 года из Петербурга в Ярополец: “Никто не должен знать, что может происходить между нами; никто не должен быть принят в нашу спальню. Без тайны нет семейственной жизни”.

Блок просил старшего собрата помочь в непогоду. Александр Сергеевич Пушкин помогает. Его призыв “Да здравствует солнце, да скроется тьма!” – сегодня актуален как никогда. Во имя Пушкина поборемся с тьмой. Тьмой низких истин. Тьмой собственных дурных поступков и непросветленных помыслов. Тьмой бескультурья, рядящегося в тогу цивилизаторства в краю дикарей.

Татьяна СЕРГЕЕВА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ПЛАНЫ ВАЛЕРИЯ ЛЕОНТЬЕВА
ЛИДЕР DODGY ПОКИНУЛ СВОЮ ГРУППУ
СТАКАН ВИНОГРАДНОГО СОКА
ПЕРОВА СКОРО БУДЕТ “БЛЕСТЯЩЕЙ”
БИЛЛИ ДЖОЭЛ ОТМЕНИЛ ВСЕ КОНЦЕРТЫ
БЛАГОДАРНОСТЬ МОСКОВСКИХ ЛЕНИНГРАДЦЕВ
ДИСК, ПОСВЯЩЕННЫЙ DEPECHE MODE, ВЫЙДЕТ В АВГУСТЕ
“ОБРУЧАЛЬНАЯ НОЧЬ” ФИЛИППА КИРКОРОВА
ПАФФ ДЭДДИ ВМЕСТО СВОИХ ИНИЦИАЛОВ ПОЛУЧИЛ “FU”
ЗАБЫТЫЕ ЛЮДИ?
ВТОРАЯ ЗОЛОТАЯ ИОСИФА КОБЗОНА
САБИНА РАБОТАЕТ НАД НОВОЙ ПЕСНЕЙ
МАДОННА ПОДАРИЛА ОТЕЛЮ СВОИ ТРЕНАЖЕРЫ
Коротко
УМЕР МЕНЕДЖЕР ДЖЕК МАКФЭДДЕН
МУЗЫКАНТЫ HUM ПОПАЛИ В АВАРИЮ
НОЭЛ ГЭЛЛАХЕР ПРИСМОТРЕЛ ЗАМОК В ИСПАНИИ
ЗАЩИЩАЯ СВОБОДЫ, ЗАГЛЯНИТЕ В СВОД ЗАКОНОВ
СЕГОДНЯ ВСЯ СТРАНА СЛУШАЕТ НОВЫЙ СБОРНИК “ГОРЯЧАЯ ДЕСЯТКА-ЧЕТЫРЕ”!
СЕРЬЕЗНО БОЛЕН МУЗЫКАНТ PROPELLERHEADS
У ГАЛАНИНА ЕСТЬ ЭКСПОНАТ, НО ОН ЕГО НЕ ОТДАСТ
ПРИ ОБЩЕНИИ С ТОБОЙ ПОСТАРАЮСЬ ОБОЙТИСЬ БЕЗ ТОПОРА
Анонсище 23-1998
ЖУРНАЛИСТЫ ПЕРЕДРАЛИСЬ ПОСЛЕ ЦЕРЕМОНИИ
Привет или, если хотите, здравствуйте!
“БРОНЯ КРЕПКА И ТАНКИ НАШИ БЫСТРЫ”
ПАТРИЦИЯ ГУЧЧИ ИСКАЛА КИЛЛЕРА ДЛЯ СВОЕГО МУЖА
Здравствуй, уважаемая газета!
HADDAWAY НЕ ЖЕЛАЕТ ПЛАТИТЬ НАЛОГИ
ЖАРКИЕ НОЧИ МЕЛАНИ БИ
Здравствуй, милая, любимая “МузПравда”!
КЕВИН ШАРП ОТПРАВИТСЯ В БОЛЬНИЦУ
БОЙ ДЖОРДЖ ПОСТЕПЕННО МЕНЯЕТ ОРИЕНТАЦИЮ
Уикенд
SPICE GIRLS НАЧАЛИ АМЕРИКАНСКОЕ ТУРНЕ ВЧЕТВЕРОМ


««« »»»