ЕДВА ОТЪЕХАЛИ, А УЖ ДАЛЬШЕ НЕКУДА

В Питере рассказывают. В махровый застойный год призрачно-прозрачной белой ночью какой-то человек, остановившись у Александровской колонны на Дворцовой площади, начал громко декламировать:

Товарищ верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Отдельные прохожие шарахались по сторонам, уж слишком смело, с вызовом и оттого диковато звучали хрестоматийные строки. Когда в поэтический праздник нынешним 6 июня с трибуны у бронзовой фигуры поэта рядом с кинотеатром его имени кто-то, совсем как юродивый, возопил: “Нет, нет, нельзя молиться за царя Ирода…” – милиционеры, блюдущие порядок, несколько поежились: все-таки самый центр первопрестольной да и до Кремля рукой подать…

По-спортивному говоря, был дан старт пушкинскому марафону длиной в целый год. И сразу же глубокой ночью по НТВ – “Борис Годунов” польского производства. Попервоначалу показалось, что это всего-навсего экранизация знаменитой постановки оперы на американской сцене. Вот только почему-то среди зрителей в партере нам долго показывали крупную, какую-то неопрятную, с вылезшими из орбит глазами голову человека, отхлебывающего основательными порциями горячительное из бутылки. Ба, да это Модеста Петровича Мусоргского собственной персоной заставили пожаловать в кадр. Зачем? Да все затем, чтобы наглядно проиллюстрировать тезис, что гениальность – качество, аномальное для русского и должно непременно компенсироваться какой-либо патологией – горьким пьянством или распутством, к примеру.

Далее экран демонстрирует неописуемое, богатейший словарь языка Пушкина недостаточно всеобъемлющ, чтобы выразить впечатление от увиденного. Мы видим замазанные сажей лица хористов, им велено понатуральнее изображать народ России – “тысячелетней рабы”; сцену в корчме на литовской границе: голый Гришка зашелся в сексуальном раже с хозяйкой, поспешно сорвавшей одежды с дебелой груди; энкаведешников в сопровождении овчарок – “верных Русланов”, караулящих загнанный за гулаговскую колючку российский плебс. Русофобский пафос произведения столь явен и откровенен, что его не в силах ослабить даже первоклассные исполнительские силы, в частности неповторимый бас Николая Гедды.

Ну, допустим, то делали поляки, у них с нами давний неоконченный спор. Но вот новый российский журнал зачем-то именует себя “пушкиным” с малой буквы. Хотя, впрочем, никому не запретишь добровольно вываливаться на обочину культуры, а вот читающую по-русски публику тащить в маргиналы, в бомжи от литературы, пожалуй, что и не стоило. Или вот газета “Культура” (!) отметила 199-летие национального поэта, выставив себя с ним на весьма приятельской ноге. Два качества личности поэта обсуждается: он был страстный, чуть ли до потери рассудка, игрок и любил любовь, назовем это так. Картиночки тут помещены, принадлежащие руке некоей дамы, конечно же, получившей международное признание. В постели – каждый раз с новой прелестницей – мужчина голяком, в котором нам рекомендуют, напрягши фантазию, опознать самого Александра Сергеевича. Не слабо, однако… Получается, признав вослед Аполлону Григорьеву, что Пушкин – это наше все, следует начать абсолютизировать это “все”, включив сюда и низость, и слабость, и подлость?

По счастью, имевший понятие дворянина о личной чести и неприкосновенности частной жизни, умница Пушкин наперед, загодя, словно предвидя будущие разоблачения (разоблачение в прямом смысле слова – стаскивание одежды), которые так возлюбят неразумные потомки, высказался обо всех этих предметах. “Толпа жадно читает исповеди, записки etc., потому что в подлости своей радуется унижение высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы: он и мал и мерзок – не так, как вы, – иначе”. Это из письма П.А.Вяземскому от ноября 1825 года. А это наставление Наталье Николаевне Пушкиной, отправленное 18 мая 1834 года из Петербурга в Ярополец: “Никто не должен знать, что может происходить между нами; никто не должен быть принят в нашу спальню. Без тайны нет семейственной жизни”.

Блок просил старшего собрата помочь в непогоду. Александр Сергеевич Пушкин помогает. Его призыв “Да здравствует солнце, да скроется тьма!” – сегодня актуален как никогда. Во имя Пушкина поборемся с тьмой. Тьмой низких истин. Тьмой собственных дурных поступков и непросветленных помыслов. Тьмой бескультурья, рядящегося в тогу цивилизаторства в краю дикарей.

Татьяна СЕРГЕЕВА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

“ОБРУЧАЛЬНАЯ НОЧЬ” ФИЛИППА КИРКОРОВА
ЗАБЫТЫЕ ЛЮДИ?
ПРОДАЮТСЯ БИЛЕТЫ НА НЕСОСТОЯВШИЕСЯ ШОУ LED ZEPPELIN
HADDAWAY НЕ ЖЕЛАЕТ ПЛАТИТЬ НАЛОГИ
Здравствуй, милая, любимая “МузПравда”!
САБИНА РАБОТАЕТ НАД НОВОЙ ПЕСНЕЙ
Коротко
МАЛЬЧИКИ HANSON НЕ ИГРАЮТ С ДЕВОЧКАМИ B*WITCHED
КЕВИН ШАРП ОТПРАВИТСЯ В БОЛЬНИЦУ
Уикенд
МУЗЫКАНТЫ HUM ПОПАЛИ В АВАРИЮ
ЗАЩИЩАЯ СВОБОДЫ, ЗАГЛЯНИТЕ В СВОД ЗАКОНОВ
KORN НЕ ВЫСТУПЯТ НА ФЕСТИВАЛЕ “OZZFEST”
SPICE GIRLS НАЧАЛИ АМЕРИКАНСКОЕ ТУРНЕ ВЧЕТВЕРОМ
“КАННСКАЯ” АВАНТЮРА
СЕРЬЕЗНО БОЛЕН МУЗЫКАНТ PROPELLERHEADS
ПРИ ОБЩЕНИИ С ТОБОЙ ПОСТАРАЮСЬ ОБОЙТИСЬ БЕЗ ТОПОРА
ЛИДЕР DODGY ПОКИНУЛ СВОЮ ГРУППУ
КОМПОЗИЦИИ PEARL JAM ПРОЗВУЧАТ В НОВОМ ФИЛЬМЕ
НЕ ВЕРЬТЕ ЧУВСТВАМ, ПОВЕРЬТЕ ЗЕРКАЛУ
ЖУРНАЛИСТЫ ПЕРЕДРАЛИСЬ ПОСЛЕ ЦЕРЕМОНИИ
БИЛЛИ ДЖОЭЛ ОТМЕНИЛ ВСЕ КОНЦЕРТЫ
В СЛЕДУЮЩЕМ ГОДУ GRAMMY ПРОЙДЕТ В ЛОС-АНДЖЕЛЕСЕ
ДОНОР – ТОТ, КТО ДАРИТ
ПАТРИЦИЯ ГУЧЧИ ИСКАЛА КИЛЛЕРА ДЛЯ СВОЕГО МУЖА
ДИСК, ПОСВЯЩЕННЫЙ DEPECHE MODE, ВЫЙДЕТ В АВГУСТЕ
ПАФФ ДЭДДИ ВМЕСТО СВОИХ ИНИЦИАЛОВ ПОЛУЧИЛ “FU”
“РОЛЛИНГИ” ОТМЕНИЛИ ШОУ В БИЛЬБАО
УНИВЕРСАЛЬНОЕ СРЕДСТВО ОТ СТАРЕНИЯ
ЖАРКИЕ НОЧИ МЕЛАНИ БИ
ВТОРАЯ ЗОЛОТАЯ ИОСИФА КОБЗОНА
МАДОННА ПОДАРИЛА ОТЕЛЮ СВОИ ТРЕНАЖЕРЫ
СРАЗУ ТРИ “ПЕСНИ ГОДА”
МЕД – ПИЩА ДЛЯ УМА
БОЙ ДЖОРДЖ ПОСТЕПЕННО МЕНЯЕТ ОРИЕНТАЦИЮ


««« »»»