Указы надо выполнять
Так назидательно звучит лейтмотив пространных выступлений представителей АООТ “Моснефтепродукт” (МНП), которые сегодня пытаются отстоять свое правое дело в споре с администрацией Московской области по поводу приватизации нефтебаз Подмосковья.
Во-первых, насчет прав. Здесь большие сомнения. Например, такие. Да, до начала девяностых годов, когда грянула обвальная приватизация с тягостными, как дурные воспоминания, последствиями, – все подмосковные предприятия по обеспечению нефтепродуктами входили в состав объединения “Моснефтепродукт”. В ту пору жесткой централизации такая система взаимоотношений государственных структур была вполне оправданной. Однако вот что гласит пункт 2 Постановления номер 1737-1 Верховного Совета РСФСР от 11.10.1991 года:
“Запретить всем созданным на территории РСФСР концернам, ассоциациям, корпорациям и всем другим объединениям предприятий осуществлять властные функции по отношению к входящим в эти объединения предприятиям, в том числе распоряжаться их имуществом, выступать арендодателем государственных предприятий, учреждать, реорганизовывать и ликвидировать государственные предприятия, назначать и увольнять руководителей государственных предприятий, давать другие обязательные для исполнения указания”.
То есть, “Моснефтепродукт” являлся не государственным предприятием – объединением самостоятельных юридических лиц, каковыми были 95 процентов нефтебаз Подмосковья.
Следовательно, в случае приватизации МНП следовало формировать уставный капитал за счет 38 процентов акций своих дочерних предприятий. И это максимум того, что можно было выжать московским “нефтяникам” из подмосковного нефтепродуктового шланга.
Ан нет, словно по мановению волшебной палочки большинство нефтебаз вдруг стали филиалами МНП. Вот уж действительно, ловкость рук на глазах изумленной публики. Каким же образом белое вдруг сделалось черным? Да очень просто, черным по белому.
Перед нами документ, протокол общего собрания коллектива Можайского предприятия по обеспечению нефтепродуктами от 31 октября 1994 года. Текст лаконичный, как короткое замыкание – умещается на одной странице машинописного текста. Но эффект оглушительный, словно взрыв на АЗС. Чего стоит такой пассаж: “…Слушали информацию директора предприятия Елина А.И. об акционировании Можайского предприятия в составе объединения “Моснефтепродукт” или АО “Мособлнефтепродукт”. Откуда взялась последняя организация – не знает никто ни в Москве, ни в области. Но это так, легкая оторопь. А вот – полное изумление, поскольку буквально через шесть строчек ниже звучит текст постановления: “Обсудив предложенную схему акционирования и приватизации предприятий нефтеобеспечения, расположенных на территории Московской области, коллектив Можайского предприятия по обеспечению нефтепродуктами не против реорганизации предприятия путем акционирования в составе государственного предприятия-объединения (?) “Моснефтепродукт” с дальнейшим преобразованием (?!) в дочернее акционерное общество”. Если не счесть за труд и взглянуть в уже процитированное Постановление ВС РСФСР №1737-1, то легко увидеть грубейшее нарушение Закона “О приватизации”: в мгновение ока МНП превращается из объединения в головное предприятие, а самостоятельное предприятие – в “удочеряемое” дитя.
Насильственным образом. Но как бы по согласию всех заинтересованных лиц.
Эти же лица из Москвы, точно так же проделали фокус с другими юридическими лицами системы нефтеснабжения Подмосковья. Вот, к примеру, выдержки из протокола номер 4 собрания трудового коллектива Каширского предприятия:
“Постановили: осуществить приватизацию Каширского предприятия по обеспечению нефтепродуктами в составе Московского объединения “Моснефтепродукт” путем его преобразования в акционерное общество открытого типа “Моснефтепродукт” на основе распоряжений Государственного Комитета РФ по управлению государственным имуществом 2395-Р от 22 сентября 1994 года и № 2461-р от 4 октября 1994 года”.
Вот так просто “преобразовали”, будто поменяли запасное колесо.
Лишь поначалу шаги приватизаторов из МНП были робкими, локальными. Запутать мозги неискушенным в Законах работникам нефтебаз и АЗС, под музыку разговоров о демократическом выборе, оказалось гораздо легче, чем провести сеанс гипноза или рукотворного волшебства. Тем более, что группа бензиновых иллюзионистов не стеснялась апеллировать к законодательным актам. Ну, а кто же ходит на собрания акционеров с Конституцией в кармане?! И кто не поднимет руки вверх, когда на стол бросается аргумент в виде правительственного документа, скрепленного печатями и подписями на уровне кабинета Министров России – все, сливай бензин.
Приехали. Озаглавлен сей манускрипт просто – “Дополнения”. Речь идет о дополнениях к Уставу Открытого Акционерного Общества “Моснефтепродукт”, датированного 4-м октября 1994 года.
А где утвержден означенный Устав? В Госкомимуществе РФ.
А дополнения?
Там же. Причем, поскольку со своим Уставом на нефтебазу – равно как и в монастырь, не ходят, ходоки от МНП с благословения Госкомимущества РФ “пригласили” – теперь уже принудительно – бывших подмосковных партнеров: ознакомиться с новым содержанием старых отношений. Напомним читателю, что до приватизации по МНП-варианту нефтебазы Московской области состояли в этом объединении в статусе самостоятельных предприятий и юридических лиц. Но…
Цитируем:
“Устав открытого акционерного общества “Моснефтепродукт”, утвержденного распоряжением Госкомимущества России от 04.10.94 г. № 2461-р, дополнить приложением следующего содержания:
Перечень филиалов открытого акционерного общества “Моснефтепродукт”, не являющихся юридическими лицами…”
Полный абзац: былой статус выветрился быстрее бензиновых паров! А далее следует означенный перечень 19 предприятий, которые после цитируемых “Дополнений” враз стали натуральным дополнением к ОАО МНП – не “дочерьми”, не падчерицами – просто вассалами.
Кто же он, тот волшебник и маг, фокусник-иллюзионист, коему под силу такие масштабные превращения: прямо из-под носа Администрации Московской области исчезла целая структура нефтебаз и АЗС.
Фамилия скромного гения коротка, как вздох выхлопной трубы – Альфред Кох. Все утверждающие документы подписаны этим деятелем, в ту пору временно исполнявшим обязанности председателя Госкомимущества России.
Одному человеку вряд ли удалось бы справиться-расправиться с таким громадным хозяйством. Но помогла ситуация с бесшабашной кампанией “прихватизации” в России. Видимо способствовала приставка “врио”, а также то, что тогда случилась кадровая чехарда в руководстве МНП. Помогли и некоторые заинтересованные лица. Например, генеральный директор МНП Олег Низьев, от которого теперь никто не знает как избавить подведомственное ему предприятие – долги растут снежным комом, ряды деловых партнеров редеют, а отношения с подмосковными коллегами по бизнесу – хуже некуда: ОАО “Центральная топливная компания” уже откровенно ставит вопрос о “плодотворной” деятельности этого начальника.
Есть еще один интересный персонаж в нашем повествовании – Светлана Матвеевская. Дама сия в свое время трудилась в Госкомимуществе РФ и участвовала в операции по оригинальной приватизации МНП. Затем благополучно перешла работать в “приватизированное” АООТ “Моснефтепродукт”, а потом не менее благополучно вернулась – была “откомандирована” – в Госкомимущество: впечатляющий акробатический номер! Но на этом цирковое представление не заканчивается: сегодня г-жа Матвеевская представляет в арбитражном суде интересы МНП на правах консультанта из Госкомимущества. То бишь государственный чиновник защищает… Вот тут уж совсем темно, словно в нефтяной скважине – не разобрать октановое число заинтересованности Матвеевской: насколько велики все-таки доли частного, личного и государственного в ее мотивации и действиях по защите МНП.
Теперь о самом судебном деле.
Кажется, сомнительный характер законности приватизации МНП ясен.
Жаль, что до некоторых посвященных в суть проблемы людей тяжело доходит очевидное.
Впрочем, что говорить о замотанных сотнями ежедневных тяжб юристах, если даже в руководстве московской области не сразу сообразили – налицо форменное надувательство. Когда прозрели – было поздно: представители МНП таким количеством государственных бумаг замахали и с таким усердием, что даже у арбитражных судей голова закружилась – и жалоба администрации Подмосковья на незаконность приватизации МНП была отклонена. Интересно, что на рассмотрение судебного дела потребовалось всего минут двадцать. Оно и понятно, трудно спорить с такой солидной организацией, как Госкомимущество – давление ощутимое. Ответственности, например.
Любопытно, однако, что же ответит уважаемый суд 10 марта сего года на многочисленные вопросы истца, в качестве коего выступает Московская областная Дума. Среди прочих неясностей есть и такая: как удалось МНП приватизировать ранее уже приватизированные нефтебазы в Серпухове, Воскресенске, Подольске?!
Вот только одна иллюстрация.
Комитет по управлению имуществом Московской области принял решение о приватизации Воскресенской нефтебазы 19 ноября 1993 года. Однако, в упоминавшемся распоряжении Госкомимущества РФ № 2461-р от 04.10.94 г., уже год как приватизированное имущество ОАО “Воскресенск-НЕФТО” включили в план приватизации “Моснефтепродукта”. Последний озаботился тем фактом, что у одного и того же имущества оказались два хозяина и… подал в суд – спустя полтора года после приватизации приватизированной Воскресенской нефтебазы.
Вы еще не устали, читатель? Наверняка, да: непростое дело.
Видимо судебные инстанции также устали от настырных ходатаев за МНП – иск был удовлетворен. Безуспешно закончились и другие попытки нефтебаз – по одиночке или объединенными усилиями отстоять свои законные права. Областное руководство обратилось тогда за помощью к правительству Российской Федерации. После некоторой паузы верховная власть прореагировала – появился на свет документ под названием “Поручение Правительства РФ” от 13 февраля 1995 года № АЧ-П6-04373 “О преобразовании объединения “Моснефтепродукт”. Столичное и подмосковное начальство, Минтопэнерго России, Госкомимущество РФ, ГП “Роснефть” – компетентные товарищи проводили часы и дни в поисках приемлемого решения вопроса, предлагая различные варианты достижения консенсуса. Однако итоговые тексты проектов соглашения постоянно грешили одним и тем же недостатком: во главу угла ставилась незыблемость позиции МНП, а правомочность его приватизации не подвергалась никакому сомнению.
Оно и понятно: не может же МНП выступать против собственных интересов, тем более, что если лишить его четырех основных нефтяных “доек” – Серпуховская, Подольская, Воскресенская и Повельцовская нефтебазы (а это почти половина суммарной мощности предприятий по обеспечению нефтепродуктами!), то нет никакого смысла заниматься остальными объектами – МНП просто-напросто умрет, как самостоятельное предприятие. Из-за этого собственно и разгорелся весь сыр-бор.
Госкомимущество РФ также не желает признаваться в собственной оплошности, в том, что план приватизации МНП был составлен с грубыми нарушениями элементарных положений Закона “О приватизации”…
В конечном итоге Московская областная Дума вынуждена была всерьез задуматься над дальнейшей судьбой предприятий по нефтеснабжению Подмосковья. Шутка сказать, из-за нестабильной ситуации реализация нефтепродуктов неуклонно падает, мельчает река налоговых поступлений, что очень сильно сказывается на бюджете районов и на Московском регионе в целом. Только за прошлый год федеральная казна недополучила более 10 млрд.рублей и почти столько же – Московская область!
Нетерпение и возмущение последней вполне понятно: практически вся структура нефтяных предприятий, которую МНП считает своей, находится в области, а ее-то, область, и пытаются игнорировать в решениях вопросов по контролю за деятельностью областных предприятий отрасли. И сколько не говорилось умных слов да благих пожеланий на переговорах разного уровня – вопрос о приватизации МНП остается на прежней стадии. Вот любопытный протокол совещания в Управлении по приватизации предприятий ТЭК Госкомимущества РФ от 29.03.95 г.: ни один из участников встречи, кроме председательствовавшего А.Белоусова, не подписал итогового решения о приватизации объединения “Моснефтепродукт”. Между тем документ этот сейчас фигурирует в судебном деле, как доказательство правомочности притязаний МНП на нефтебазы Подмосковья.
Законодательное собрание области приняло решение взяться за дело всем миром. Собрав многочисленные обращения глав городов и районов, руководителей трудовых коллективов и акционерных предприятий Московской области о нарушении законодательства при приватизации нефтепредприятий на территории Московской области, областная Дума приняла решение от 9 июля прошлого года № 6/141 “О приватизации производственного объединения “Моснефтепродукт”. Подмосковный парламент направил также обращения в Правительство РФ, Генеральную прокуратуру Российской Федерации и Теруправление государственного антимонопольного комитета России с просьбой созвать наконец согласительную комиссию с участием администрации Московской области и провести тщательную проверку соблюдения законодательства при приватизации МНП. На это обращение из Правительства РФ пришло поручение за № КХ-П 7-23777 от 23.07.97 г., в котором Мингосимущество РФ обязывалось рассмотреть вопрос о приватизации МНП вместе с Минтопэнерго России при участии правительства Москвы и администрации Московской области. Но сославшись на отсутствие мнения Минтопэнерго России, Мингосимущество России фактически устранилось даже от рассмотрения вопроса, не говоря о его решении.
Не удовлетворившись полученными ответами – вернее, не дождавшись ответов на свои вопросы, областная Дума обратилась в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением от 18.11.97 г. “О признании недействительным плана приватизации ПО “Моснефтепродукт” и дополнения к Уставу ОАО “Моснефтепродукт”.
Помимо этого в администрации Московской области неоднократно созывались встречи и совещания с приглашением заинтересованных сторон, дабы урегулировать наконец все разногласия. Однако из-за неприступной позиции руководства ОАО “Моснефтепродукт” никакого решения так и не было принято.
Тогда за дело взялись юристы. Вот выдержки из пояснения к исковому заявлению Московской областной Думы:
“… 1. План приватизации ПО “Моснефтепродукт” подлежит признанию недействительным по следующим основаниям:
В соответствии с планом приватизации ПО “Моснефтепродукт” балансовая стоимость его основных фондов составляла 65.141 тыс.руб., а уставный капитал создаваемого на его базе Акционерного общества уже 430.296 тыс.руб., причем при приватизации и акционировании ПО “Моснефтепродукт” в уставный капитал АООТ “Моснефтепродукт” было включено имущество 18-и самостоятельных предприятий, самостоятельных юридических лиц, перечисленных в пункте 217 приложения № 1 к Указу Президента РФ от 17.11.92 г. № 1403. Все 18 предприятий были зарегистрированы в администрациях городов и районов Московской области.
В соответствии с ч.2 п.6 ст.14 Закона РФ “О приватизации государственных и муниципальных предприятий РФ” недопускается слияние, присоединение предприятий, а также лишения предприятия статуса юридического лица. Следовательно, Госкомимущество РФ, утверждая план приватизации АООТ “Моснефтепродукт”, незаконно включило в план приватизации имущество 18 самостоятельных предприятий, тем самым осуществив присоединение предприятий и их слияние в единое предприятие, в результате чего произошло значительное увеличение уставного капитала АООТ “Моснефтепродукт”, что прямо противоречит Закону РФ “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ”, так как не одно из 18-и предприятий не было ликвидировано с последующей продажей их активов в установленном законом порядке (ликвидационные балансы отсутствуют).
Кроме того, в нарушение п.3 Указа Президента РФ от 17.11.92 г. № 1403 реорганизация ПО “Моснефтепродукт” в АООТ не была осуществлена Правительством РФ, таким образом Госкомимущество РФ, осуществив приватизацию ПО “Моснефтепродукт”, превысило собственные полномочия, выйдя за рамки полномочий, предоставленных ему законом…
2. Дополнения к Уставу АООТ “Моснефтепродукт” должны быть признаны недействительными, как противоречащие Закону по следующим основаниям:
Госкомимуществом РФ в нарушение постановления Правительства РФ от 10.02.94 г. за № 96 “О делегировании полномочий Правительства РФ по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности” не были согласованы вопросы ликвидации 18-ти федеральных предприятий с органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого они были размещены, так как администрацией Московской области, как исполнительным органом власти самостоятельного субъекта Федерации не было дано согласие на ликвидацию и включение указанных предприятий в состав АООТ “Моснефтепродукт”.
Распоряжением Госкомимущества РФ от 15.12.95 г. № 1820 в Устав АООТ “Моснефтепродукт” без прав юридического лица были включены Воскресенская нефтебаза – ГП “Воскресенск – НЕФТО” и Серпуховская нефтебаза – Серпуховское межрегиональное предприятие по обеспечению нефтепродуктами, которые были приватизированы и акционированы в июне 1994 г. и зарегистрированы как АООТ “Воскресенск-НЕФТО” 21.02.95 г. администрацией Воскресенского района (свидетельство № 1490) и АООТ “Юг-НЕФТО” администрацией Серпуховского района 12.10.94 г. (свидетельство № 60). Таким образом без судебной процедуры ликвидации АООТ “Юг-НЕФТО” и АООТ “Воскресенск-НЕФТО” Госкомимущество РФ приватизировало и включило в Уставные документы АО “Моснефтепродукт” уже приватизированные предприятия, чем нарушило как п.6 ст.14 Закона РСФСР “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР”, так и п.2 ст.14 указанного Закона, который прямо запрещает Госкомимуществу и его органам проводить приватизацию, если предприятие было приватизировано ранее.
Кроме того, на имущество уже приватизированных предприятий, которые выпустили собственные акции и распределили их среди членов трудовых коллективов, с передачей 38% государству без признания первоначальной эмиссии недействительной, были выпущены акции АООТ “Моснефтепродукт”, которые были распределены среди работников и вновь частично вошли в те 38% акций, закрепляемых в федеральной собственности. Таким образом, на одно и то же имущество, имущество находящееся на балансах Серпуховского и Воскресенского предприятий, дважды были выпущены акции”.
Сюда же можно добавить, что план приватизации МНП, как выясняется, не имеет ни номера, ни даты, ни визы председателя Госкомимущества России.
Вот резюме Павла Лыкова, председателя комиссии по проблемам народнохозяйственного комплекса Московской областной Думы:
“Объединение Моснефтепродукт зарегистрировано не в области, а в Москве. Если подмосковные предприятия окажутся у него в подчинении, то и прибыль отойдет к Объединению, а налоги прямиком потекут не в областной, а в столичный бюджет. Прибыль большая и налоги не малые, так что Москве это выгодно.
Не зря Моснефтепродукт так борется за прибыльные подразделения, крепко вставшие на ноги, благодаря полученной свободе. Сам он при всей видимой мощности дряхлеет день ото дня, доля “могучего” общества в обеспечении Московской области нефтепродуктами сегодня составляет даже не 50%, как это заявлялось недавно, а всего 10-15% в розничной торговле, и почти ничего – в оптовой.
Пожалуй, самым оптимальным решением данной проблемы могло бы стать заключение примирительного соглашения на принципах “нулевого” варианта, то есть полное аннулирование прошлых документов о приватизации и ее новое, в законном порядке, проведение.
Причем дело не терпит отлагательств – стоят нефтебазы и все больше растет безработица на предприятиях отрасли. Столица не в состоянии контролировать деятельность подмосковных предприятий, и уж тем более осуществлять экологическую защиту регионов. Тогда как созданные в 30-40-х годах объекты давно нуждаются в капитальном ремонте, конструктивно устарели и без серьезных финансовых вливаний на ноги уже не встанут.
Но на сегодня неоднократные попытки собрать за круглым столом согласительную комиссию из представителей заинтересованных сторон успеха не имеют. И продолжается переписка руководителей разного ранга:
“Первому Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации – Министру топлива и энергетики РФ Б.Е.Немцову:
Уважаемый Борис Ефимович!
Работники АООТ “Воскресенск-НЕФТО” обратились ко мне за помощью по поводу надлежащей регистрации АО “Воскресенск-НЕФТО”.
Решениями арбитражных судов учредительные документы АООТ “Воскресенск-НЕФТО” признаны недействительными, но государственная регистрация предприятия не аннулирована и имущественный вопрос ни кем не разрешался…
В целях разграничения собственности АО “Моснефтепродукт”, распределения налоговых поступлений между г.Москва и Московской области, а также для преодоления ущемления интересов Московской области как субъекта Российской Федерации и развития конкуренции на рынке нефтепродуктов Подмосковья прошу Вас созвать заседание четырехсторонней согласительной комиссии в составе Минтопэнерго России, Госкомимущество России, ГАК России и администрации Московской области для принятия решения о надлежащей регистрации АООТ “Воскресенск-НЕФТО” в соответствии с п.3 Указа Президента РФ от 17.11.92 г. № 1403.
С уважением председатель Комитета по вопросам местного самоуправления Госдумы РФ А.А.Поляков”.
Пока бессильна помочь в разрешении конфликта даже прокуратура. Вот цитата из письма заместителя Главы администрации Московской области А.Савинова прокурору Московской области от 4.12.97 г.:
“Обращаю Ваше внимание на то, что с 29 октября 1997 года ОАО “Юг-НЕФТО” приостановило свою деятельность на основании определения Арбитражного суда. Работники предприятия заработную плату за время вынужденного простоя не получают, предприятия и учреждения Серпуховского и Чеховского регионов не имеют возможности заправлять автотранспорт нефтепродуктами; из-за приостановки деятельности ОАО “Юг-НЕФТО” местный и областной бюджет не получает соответствующих налоговых поступлений, чем ущемляются интересы Московской области и соответствующих регионов.”
Только ведь Москва слезам не верит. Из белокаменной мытарства подмосковные не видать – не то, что осязаемые денежные знаки, которые “Моснефтепродукт” качает из области в свою кубышку напрямую: с 1996 года МНП ввел прямую инкассацию средств от реализации товаров на АЗС, то есть стал запросто вывозить из Московской области всю наличность в столицу.
Кто остановит беспредел?
Олег ПАРОВ.