С 15 по 21 апреля в Нью-Йорке состоялся Фестиваль российских фильмов “Кинотавр”. Открытие кинофорума происходило в театре “Миллениум”. В эти дни зрители встречались с известными режиссерами, сценаристами. актерами, писателями, музыкантами, продюсерами – Станиславом Говорухиным, Марком Рудинштейном, Михаилом Глузским, Владимиром Машковым, Александром Абдуловым, Леонидом Ярмольником, Ириной Скобцевой, Натальей Гвоздиковой, Евгением Жариковым, Александром Лазаревым-младшим, Аркадием Аркановым, Левоном Оганезовым, Романом Качановым и другими.
В программе фестиваля – новые фильмы, многие из которых демонстрировались впервые – “Ландыш серебристый”, “Приходи на меня посмотреть”, “Бременские музыканты”, “Репете”, “ДМБ”, “Даун Хаус”, “Лунный папа”, “Любовь и другие кошмары”, “В августе 44-го” и др.
Предлагаем вашему вниманию беседу с М.РУДИНШТЕЙНОМ, крестным отцом “Кинотавра”, опубликованную в нью-йоркской эмигрантской газете KONTINENT-EXPRESS WEEKLY.
– Марк Григорьевич, как вы оцениваете итоги недавнего Оскара?
– К сожалению, не очень высоко. Меня удручает, когда побеждают фильмы типа “Гладиатор”. Блокбастеры уходят, и когда в прошлом году была награждена картина “Америкен бьюти”, мне казалось, что Америка раньше нас возвращается к европейскому стилю, к чувственности, а не к блокбастерам. Но оказалось, что не так.
Вообще американского чистого кино нет. Есть много талантливых людей, которые переехали в Америку и делали кино, связанное традициями с кино заокеанским.
– Насколько сегодняшнее российское кино, на ваш взгляд, испытывает влияние американского?
– Сегодня уже не испытывает. С 1991 по 1995-й многие картины, особенно типа боевиков, были сделаны на американский манер. На день сегодняшний с полной гарантией говорю: вы не увидите ни одной картины, которая сделана под влиянием американской.
Несмотря на то, что все кричат о гибели российского кино, за десять лет, как закончилась советская власть, российские фильмы на крупных международных фестивалях собрали в десять раз больше наград, чем советские фильмы. Были всплески раньше, но это были единичные случаи. Они были вопреки всему. А в основном все просто было подавлено физически.
– Раньше символом советского кино была картина “Летят журавли”. А сейчас такие фильмы-символы есть?
– Я считаю, что такая картина – “Утомленные солнцем” Никиты Михалкова. Я очень хорошо отношусь к картинам Сокурова. У нас есть интересное авторское кино, есть взлеты и в кино массовом. Наши картины получают призы в Венеции, в Берлине, в Каннах.
– Сюда приехало много известных артистов. Мы их знаем по великолепным старым ролям. Так складывается жизнь, что не все смотрят новые российские картины. Вот эти знаменитые актеры изменились в чем-то?
– “Кинотавр” – здоровое явление, и мы не любим, когда с нами ездят люди, у которых талант несравним с претензиями. Великолепные работы у Михаила Глузского, Олега Янковского.
Но все-таки некоторые актеры ущемлены немного. Лет десять относительной безвестности все-таки сказываются. Это звучит как шутка, но это правда. Внук Янковского, увидев, как Олег Иванович разговаривает с Дмитрием Певцовым, который играет в “Бандитском Петербурге”, подошел к деду и, затаив дыхание, спросил: “Дедушка, неужели ты его знаешь?” То есть Певцов для него звезда, а деда он уже давно не видел на экране.
Зрительный ряд у поколения сместился за десять лет и его надо восстановить. Да, артисты работают, причем отлично, но ушло время, когда Янковский стал героем страны после фильма “Щит и меч”.
– Вы, наверное, один из немногих продюсеров, которые и сами выступают как артисты. Вам это близко?
– Я всегда шучу – до чего же должен был дойти российский кинематограф, чтобы воспользоваться моими услугами. Это кризис российского кино.
– Вы такой киноволк – извините, ничего плохого в это понятие не вкладываю. Когда вы снимаетесь, когда вы перед камерой, вы волнуетесь?
– Безусловно. Конечно, волнуюсь, как все. Вы знаете, я несколько фильмов снял с Олегом Янковским, я с ним вместе снимался. Всегда им восхищаюсь. А вообще кино – это адская работа.
Михаил БУЗУКАШВИЛИ.