Субкультурный диалог

Недавно одним из гостей «Познера» (ТВ-мэтра, передачи и парохода) был мэтр эстрадный (столь же пароходного масштаба), Иосиф Давыдович Кобзон. Титан советской эстрады убежденно и стилистически безупречно говорил об агонии, о гибели культуры. И о том, что для сохранения оной нужны бюджеты.

Трудно возразить.

Но есть желание.

Оба ТВ-собеседника – советские деятели культуры. А в Советском Союзе под собственно «культурой» понимали на самом деле… субкультуру творческой интеллигенции. Впервые этот тезис я услышал лет пятнадцать назад из уст директора института культурологии Кирилла Эмильевича Разлогова, обсуждая с ним какую-то очередную ТВ-новацию. Мысль проста, как все гениальное, отметил я про себя.

И субкультура та была бесспорно качественна и чудо как хороша. Но! Ведь нельзя же утверждать что она лучше и достойней, скажем, субкультуры канадских эскимосов или калифорнийских рэпперов. Не говоря уже о конфессиональных субкультурах. Судьи-то кто? Статистически у помянутых интеллигентов фанатов меньше, чем поклонников рэпа. И коль скоро мы решили жить по противоестественным лекалам демократии, не будем забывать её, демократии, дефиницию: власть большинства, народовластие (от греческих demos – народ и kratos – власть). Кого больше, тому и эфиры…

А у интеллигенции свои, отличные от электората представления о прекрасном. Именно поэтому на Гостелерадио СССР безраздельно доминировала симфоническая музыка, в то время как покорный зритель полуподпольно внимал на кухнях проникновенному пре-рэпу Владимира Семёновича Высоцкого. В кинотеатрах демонстрировали ладно сработанные гламуризированные полотна, фанфарно трактующие события Второй мировой, при этом хорошим тоном считалось обсуждать работы Тарковского, а рекорды домашних видео-просмотров била «Греческая смоковница» (и прочая эротическая развлекуха).

Не было и нет смысла полемизировать, пытаясь понять, что «полезней для подрастающего поколения» или «культурней» – Чайковский или Окуджава? Абсурд. Jedem den Seinen.

Примадонна отечественной попсы Алла Пугачева не имела в СССР и сотой доли эфирного времени, которое жертвовалось камерным концертам. Хотя количество эфиров, по логике вещей, должно быть обратно пропорционально нотному качеству. Так что ныне все просто стало на свои места. И в контексте рыночных отношений спасать культуру бессмысленно. Если под последней понимать не масс-культ, а, повторюсь, ту субкультуру, которая тождественна – в лексиконе респектабельных мэтров – КУЛЬТУРЕ.

Призыв спасать «разумное, доброе, вечное» в нынешнем контексте есть просто глас вопиющего в пустыне. Снявши голову, по волосам не плачут. И без того неоправданно долго в России поэт был больше, чем поэт, а писатели числились инженерами душ человеческих. Совокупность норм & ценностей отечественной творческой интеллигенции более не смеет претендовать на звание «Культуры как таковой». А утратив властную крышу, субкультура интеллигенции не может рассчитывать на то, что будет массовой.

Массовой будет другое. «Люди Икс». И трио «Виа Гра». Биг-мак. Это не значит, что у нашей творческой интеллигенции нет шансов на реванш. Субкультура хиппи в свое время стала доминирующей в США. Однако мы живем в стране, где элита люмпенизирована… Поэтому ТЭФИ и прочие премии будут вручаться не в соответствии с пресловутым Гэллапом, а термин «фестивальное кино» – как и во всем мире – будет антонимом кино популярному.

Рейтинговая ТВ-продукция (речь не только об отечественном ТВ) мне не по нраву. И никому из моих знакомых (среди коих, между прочим, есть руководители и совладельцы теле-каналов) тоже не мила. Ну и? Против лома массового спроса нет приема насаждения того, что отвечало бы Критериям.

Бесспорным представляется тезис Иосиф-Давыдыча о необходимости дотаций. Только вопрос (риторический вполне) в том, кто будем определять – кого и в каких объемах спонсировать? Чья это прерогатива – отличать сумбур от музыки? Буквально через день после эфира Кобзон vs Познер, другой знаковый певец эпохи презентовал дело своей жизни: Александр Борисович Градский представил публике оперу «Мастер и Маргарита». Гениальное произведение гениального автора. Которому 3 ноября – 60. И я вовсе не уверен, что нынешняя власть отметит юбилей «отца советского рок-н-ролла» (по приговору прессы) & великого композитора (по факту) достойной наградой. Хотя его труд является продуктом той самой Культуры с большой буквы, о спасении которой стенает творческая интеллигенция страны бесполезных советов. Рискну однако предположить, что наградные отделы в современных рыночных условиях функционируют так, как и положено в люмпенизированном обществе… Впрочем, полагаю, при коммунистах Александр-Борисычу тоже орден не светил бы. Потому что судьи – те же. Потому что такие, как Градский – это отдельные субкультуры. Потому что субкультура – по определению – «трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры, получившая своеобразную мировоззренческую окраску». А на вкус и цвет, как известно, товарищей нет (De gustibus et coloribus non est disputandum) – тезис творческой интеллигенции античного периода, переживший музыкальные образцы не самого безвкусного времени.

Евгений Ю.ДОДОЛЕВ.

Редуцированный вариант статьи опубликован в № 04 журнала “Однако” (редактор Михаил Леонтьев).


Евгений Ю. Додолев

Владелец & издатель.

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Коротко
Я фотографирую улицу
«Крайслер» – ненадежный партнер?
Oasis берет паузу
Остров сокровищ
«Ласковый май»: педагогическая поэма
сидишки
Куда Михалок вырулит дальше?


««« »»»