«Ласковый май»: педагогическая поэма

Наш корреспондент делится своими впечатлениями о биографической драме «Ласковый май» (Россия, 2009, режиссер – Владимир Виноградов, в ролях – Вячеслав Манучаров, Дмитрий Блохин, Екатерина Федулова, Виктор Вержбицкий, Людмила Зайцева, Раиса Конюхова, Максим Костромыкин, Максим Литовченко, Инга Стрелкова-Оболдина).

Группы «Ласковый май» не существует уже без малого два десятка лет, но ее история все еще не дает покоя отдельным режиссерам. В 2004 году Владимир Пичул снял документальный фильм «Мой ласковый и нежный май», а теперь дошла очередь и до художественной картины. Экранизировать биографию «Ласкового мая» взялся сериальный режиссер Владимир Виноградов. В итоге на выходе получился очередной телефильм, который по странному стечению обстоятельств решено было выпустить в кинопрокат. События, показанные в картине, имеют мало общего с настоящей историей «Ласкового мая», а герои фильма – со своими реальными прототипами. Андрей Разин показан эдаким Антоном Семеновичем Макаренко, подбирающим воспитанников исключительно из альтруистичных побуждений, желая вырастить из них творческих личностей и «настоящих людей». В ленте есть немало сцен, раскрывающих незаурядные педагогические таланты «главного мошенника российского шоу-бизнеса», репутацию которого снискал себе Разин в годы своей продюсерской деятельности. Одна сцена с поиском учительницы для юных артистов чего стоит. «Она терпеть не может наши песни? Вот и замечательно!» – говорит «Андрей Разин» в исполнении Вячеслава Манучарова, радуясь, что педагог не будет делать поблажек его воспитанникам из ложного пиетета перед их творчеством. А многочисленные клоны «Ласкового мая» Разин, следуя логике создателей картины, создавал исключительно из желания дать своим любимцам передышку в плотном гастрольном графике. По ходу сюжета Разин охотно делится гонорарами с юными подопечными, а те, в свою очередь, благородно возвращают продюсеру на свою дальнейшую раскрутку оставшиеся от покупки мороженого смятые рубли. Эти сцены вызывали бы умиление, если бы речь в фильме шла не о реальной группе «Ласковый май», но именно это все и губит.

Впрочем, к игре В.Манучарова претензий нет – он сыграл прекрасно, вот только положительный герой из А.Разина – как из песка столбик, правда, тут, повторюсь, претензия вовсе не к актеру. С ребятами, исполнившими роли музыкантов «Ласкового мая», все намного хуже. Такого вопиющего непопадания в образы отечественный кинематограф не знал со времен «Мастера и Маргариты» Владимира Бортко. Достаточно того, что «Ласковый май» в представлении создателей фильма состоял исключительно из неполовозрелых детей, которых непонятно с какими целями преследовали грудастые размалеванные фанатки. Зритель, может быть, и простил бы внешнее несходство актеров с кумирами юности, но представлять «Ласковый май» в образе детского ансамбля «Непоседы» – весьма неосторожный шаг со стороны съемочной группы. Вряд ли кто-то из бывших фанаток (а «Ласковый май» в конце 80-х слушали и вполне сформировавшиеся девицы лет по 17-18) сможет поверить, что кидал на сцену поющим детям свое нижнее белье. Это уже педофилия какая-то получается. Для желающих поностальгировать по эпохе конца 80-х в этом фильме тоже мало чего полезного найдется. Из всех примет времени здесь присутствуют только старые автомобили производства советского автопрома да многочисленные денежные купюры с изображением Владимира Ильича. Аутентичной «вареной» джинсовки создателям фильма не хватило даже на то, чтобы пошить актерам полноценные концертные костюмы – в результате артисты щеголяют на сцене в жилетках и коротеньких детских штанишках, украшенных разноцветными стразами. Зато остальные герои фильма носят вполне себе современные джинсы с заниженной талией.

А ведь глядя на этот телевизионный капустник, непонятно как оказавшийся на большом экране, понимаешь, что из авантюрной истории «ЛМ» вполне мог получиться хороший фильм. Если убрать из него всю «клюкву в сахаре» и добавить жесткой биографической фактуры, вышла бы серьезная драма о сломанной судьбе воспитанников детского дома, на которых внезапно обрушилась бешеная популярность. Или наоборот – убрать весь драматизм второй части ленты, с бандитскими наездами и сценой изнасилования и самоубийства фанаток, и получилась бы добрая рождественская сказка для семейного просмотра. Но режиссер попытался сесть сразу на два стула и в результате промахнулся между обоими – не драма, не сказка, а просто «Ласковый май» какой-то.

Евгения ЧАЙКИНА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Субкультурный диалог
Коротко
Я фотографирую улицу
«Крайслер» – ненадежный партнер?
Oasis берет паузу
Остров сокровищ
сидишки
Куда Михалок вырулит дальше?


««« »»»