Николай Басков пришёлся не ко двору

Николай Басков

Как известно, большое видится на расстоянии. По прошествии некоторого времени, когда на второй план уходят эмоции и все незначительное, а на поверхности остается главное и самое важное, впору подводить итоги и делиться своими впечатлениями. Наиболее значительным событием прошедшего лета несомненно стал 18-й Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске». По единодушному мнению участников, гостей и представителей средств массовой информации, нынешний “Базар” получился самым ярким и насыщенным праздником за последние несколько лет. Может быть, именно так и следует отмечать совершеннолетие, которое встретил легендарный белорусский фестиваль.

Накануне официального открытия фестиваля свой сольный концерт «Люблю, скучаю, жду!» дал Валерий Леонтьев, отметивший в этом году свое 60-летие, или три раза по 20, как утверждает сам Валерий Яковлевич. Певец был в замечательной форме, энергичен и обаятелен, но практически полностью фонограммный концерт («живьём» артист исполнил не более 4-5 песен) резко испортил приятное впечатление. Когда исполнители такого уровня начинают халтурить, чего же ждать от молодых представителей арт-цеха, берущих пример с мэтров? Однако, несмотря ни на что, на следующий день, во время Церемонии открытия фестиваля, глава государства Александр Лукашенко вручил Народному артисту России Валерию Леонтьеву специальную награду Президента Республики Беларусь «Через искусство – к миру и взаимопониманию».

Александр Рыбак

Своими сольными концертами в рамках фестиваля порадовали многие известные российские артисты. Про вечную фонограмщицу Ротару можно, собственно, особо и не говорить. Хотя как раз в данном случае все понятно – петь под «минус» певице тяжело по состоянию здоровью. Но вот самокоронованный «король российской поп-музыки» Филипп Киркоров почему-то не показал королевского уровня, и, как минимум, полконцерта все зрители были вынуждены слушать его фонограммы. В пику всем «королям» и «королевам» сцены Борис Моисеев, никогда не претендующий на «живого» исполнителя, показал своё поистине блестящее шоу.

Павел Майков

Павел Майков

Читателю этих строк может показаться, что на фестивале вообще не было «живых» выступлений, но, к счастью, это не так. Высший исполнительский класс продемонстрировали Валерий Меладзе и Николай Расторгуев. Лидер группы «Любэ», в конце апреля перенёсший тяжелейшую операцию по пересадке донорской почки, находился в достаточно меланхоличном настроении, что отразилось и на репертуаре – заводных песен было очень мало. Однако и Меладзе, и Расторгуев великолепно отработали свои сольники, не запятнав себя фонограммными подменами.

Ярким событием фестиваля стало выступление на церемонии его открытия победителя прошедшего в мае в Москве «Евровидения» Александра Рыбака, который, несмотря на то, что представлял Норвегию, родом из Беларуси. На своей пресс-конференции юная «звезда» вела себя достаточно немногословно и скованно, оправдываясь якобы плохим знанием русского языка (при этом в приватных беседах с журналистами он предпочитал общаться без переводчика). На вопрос же моего друга, известного критика и шоумена Сергея Соседова про очень жёсткие условия его контракта с организаторами «Славянского базара» Рыбак вообще отвечать не стал. Суть вопроса такова: почему требования и условия Александра Рыбака гораздо более пафосные и трудновыполнимые, нежели условия артистов, имеющих куда больший звёздный статус. Вместо ответа победитель «Евровидения-2009» откровенно нахамил С.Соседову, проехавшись по специфической манере говорить одиозного журналиста, как когда-то в 1995 году сделала Алла Пугачёва. Правда, в отличие от Рыбака, Примадонна тогда принесла свои извинения.

Сергей Соседов и Василий Козлов (2009)

Сергей Соседов и Василий Козлов (2009)

Главной интригой «Славянского базара» в этом году стал выбор победителя певческого конкурса фестиваля. Международное жюри присудило Гран-при «Лира» и 10 тысяч долларов 26-летнему студенту Санкт-Петербургской консерватории Дмитрию Даниленко, который по сумме двух выступлений набрал 192 балла из 200 возможных.

Эта победа вызвала неоднозначную реакцию и в СМИ, и среди участников фестиваля. Дело в том, что главный скандал этого года напрямую связан с Николаем Басковым, который, во-первых, должен был председательствовать в жюри, а, во-вторых, принимать участие в концерте Дня России. О крайне тяжёлых, даже конфликтных взаимоотношениях Баскова со своим бывшим тестем-продюсером, бизнесменом и политиком Борисом Шпигелем наслышаны, наверное, почти все. И на этом фоне по-шекспировски драматично выглядела бы ситуация, когда Басков должен был возглавить жюри, которому предстояло оценивать конкурс молодых исполнителей, среди которых находился новый протеже Шпигеля – Дмитрий Даниленко – чуть ли не полная копия самого Баскова, как внешне, так и в исполнительском плане. Какое бы решение жюри не приняло, Николай Басков всё равно оказался бы в двусмысленном положении. В итоге, уж неизвестно по чьей инициативе, Басков вообще не приехал в Витебск. Вместо него жюри пришлось возглавить Лайме Вайкуле, а в концерт включили «купленных» в экстренном порядке Анжелику Варум и Леонида Агутина, чье присутствие, по моему твердому убеждению, только украсило представление.

Николай Расторгуев

Николай Расторгуев

Кстати говоря, именно День России, по общему мнению, стал одним из самых ярких эпизодов фестиваля. Концерт мастеров искусств России, получивший название «Россия приглашает вас на бал», произвёл на зрителей неизгладимое впечатление. А вот что сказал про подготовку этого мероприятия директор Международного центра фестивалей Владимир Линчевский:

Последние годы попсовый праздник захлестнул «Славянский базар»: из года в год показывают одно и то же. Поэтому, планируя День России, мы поставили себе задачу уйти от попсы. В прошлом году внесли элементы драматургии, а в этом году пошли еще дальше. Главным «действующим лицом» стал классический балет и танец во всех его проявлениях. Мне кажется, что у нас это получилось. И в следующем году будем продолжать в том же направлении. Мы уже сейчас начинаем вести переговоры с артистами, в том числе, например, с Дмитрием Хворостовским: предлагаем выступить лучшему баритону мира с программой, посвященной 65-летию Победы…

И действительно, концерт мастеров искусств России просто блистал выдающимися именами, ведь в нём приняли участие солисты Большого театра Надежда Грачёва и Андрей Уваров, знаменитая солистка Мариинки Софья Гумерова, солисты Михайловского театра Ирина Пиррен и Марат Шемиунов и многие-многие другие великолепные танцоры. Закрывал концерт «главный распорядитель балов» Александр Малинин, исполнивший свой знаменитый романс «Напрасные слова», песню «Памяти Карузо», переведённую им с итальянского, и совсем новую композицию «Русская».

В этом году «Славянский базар» порадовал очень мощной театральной программой. С большим успехом состоялся режиссерский дебют известного киноактера Павла Майкова, показавшего ностальгическую комедию «Две комнаты» по пьесе драматурга Александра Вампилова. В ролях, помимо самого Майкова, блестяще выступили Максим Виторган и Григорий Сиятвинда, но по неизвестной причине отсутствовала заявленная Анастасия Стоцкая, которая также занята в спектакле. Тремя днями позже свой спектакль «Трио» показал в Витебске народный артист России Эммануил Виторган. С сыном ему так и не удалось пересечься, но Виторган-старший в личной беседе со мной признался, что пока, к сожалению, не видел спектакль «Две комнаты», где играет Максим, но очень хочет посмотреть его и постарается сделать это уже в Москве.

Максим Виторган

Максим Виторган

Два лучших своих спектакля привёз на «Славянский базар» московский театр «На Юго-Западе». Постановки Валерия Беляковича «Мастер и Маргарита» и «Куклы» вызвали в Витебске настоящий фурор. Причём не только среди белорусских зрителей, но и, как ни смешно это звучит, среди московских журналистов, аккредитованных на фестивале.

Евгений Евтушенко

Евгений Евтушенко

Свои творческие вечера на «Славянском базаре» провели актёр и режиссёр Михаил Козаков и поэт Евгений Евтушенко. Последний, кстати, поделился новостью о возрождении творческого тандема – композитора Раймонда Паулса и поэта Евгения Евтушенко (несколько лет назад они уже написали совместную песню для А.Малинина). Как признался поэт «акулам пера», за одну ночь в Витебске он сочинил два текста (журналисты стали и первыми слушателями этих поэтических строк) – теперь задача Паулса, который еще не знаком со стихами, состоит в том, чтобы написать к ним музыку.

Надеюсь, Раймонд на меня не обидится, но если что, думаю, мы с ним договоримся, – пошутил Евтушенко.

Василий КОЗЛОВ.


Василий Козлов

Журналист, продюсер, режиссёр-постановщик концертных шоу-программ, поэт-песенник, член Союза Журналистов России и Международной Ассоциации Журналистов.

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Содружество юных
Волшебный институт
Культ личностей
“Золотой минбар” за диалог культур


««« »»»