Первый Открытый фестиваль кинодокумента “Окно в Россию – XXI век” прошел в Москве.
Современная молодежь и не подозревает, что когда-то в столице существовали кинотеатры “Хроника”, “Наука и жизнь”, где шли только документальные фильмы. Двадцатилетние не могут себе представить, что в зале кинохроники кинотеатра “Россия” (теперь “Пушкинский”) когда-то с огромным успехом демонстрировались полнометражные документальные ленты – “Обыкновенный фашизм” и “Все-таки я верю” Михаила Ромма, “Пылающий континент” и “Великая Отечественная” Романа Кармена, “Память” Григория Чухрая, “Поезд в Революцию” и “Зима и весна сорок пятого” Джеммы Фирсовой и многие-многие другие.
Причем эти картины при полных аншлагах показывались месяцами. Таков был интерес к документальному кино каких-то четверть века назад. “Перестройка” и “демократизация” в нашей стране чуть было не уничтожили художественное кино как вид искусства и напрочь отучили зрителей воспринимать кинохронику. А ведь в доперестроечные времена перед началом художественного фильма обязательно демонстрировались киножурналы “Новости дня”, “Зарубежная хроника”, “Наука и жизнь”… На детских сеансах в обязательном порядке показывались киножурналы “Пионерия”, “Хочу все знать”. И это воспринималось как само собой разумеющееся.
Сегодня россиян приучили к телевизионным новостям. Но в них нет правды о жизни не только в столице и крупных городах, но и в провинции. Теленовости нивелированы. А ведь жизнь России сложна и разнообразна. И об этом снимают свои фильмы современные документалисты. Увы, их работы зритель не видит.
– Задача нашего фестиваля – встреча зрителей с современной Россией в самом широком охвате тем, материалов, героев, – говорит автор идеи и Генеральный директор фестиваля Галина Романова. – Поэтому были составлены тематические блоки фильмов, которые показывались в своеобразных “клубах по интересам”. Таких, например: фильмы про дипломатов; кино, посвященное культуре, искусству, народному творчеству; киноленты о гуманитарных проблемах, волнующих современный мир; картины о российской глубинке и о русском зарубежье.
А вот сверхзадачей фестиваля является возрождение Первого Московского кинотеатра документального фильма как постоянного штаба и главного экрана нашего киносмотра и как центра культуры, который будет пропагандировать документальное кино России и других стран.
Что ж, идея благородная и требует самого серьезного подхода к решению этой задачи. Тем более, что девиз фестиваля – “Автор сценария – жизнь”.
Затем та же творческая команда (Галина Романова и Елена Ратунская, пресс-секретарь) провела кинофестиваль “Фрески Севера”, который с огромным успехом прошел в Вологде. С чисто северным радушием и теплотой принимали кинематографистов со всей России на вологодской земле.
Конкурсная программа выявляла победителей в двух номинациях: документальное кино и анимационный фильм. Приятно отметить, что победителями стали прекрасные и талантливые дамы – Мария Мира за документальную ленту “Черная” и Галина Беда, создавшая прелестный мультик “Приключения кота Мурлыки”.
Владимир ВАХРАМОВ.