Восхождение на Музыкальный Олимп

Поводом для очередной встречи с молодым музыкантом Еленой Симонянц стал тот факт, что мой материал (семимесячной давности) о ней в “Музыкальной Правде”, который назывался “Рихтер в юбке”, нашел отклик не только у столичных читателей, но и у жителей других российских городов. Статья была перепечатана во многих изданиях. И мне захотелось узнать мнение о собственной работе у героини материала. Встретиться удалось только на днях. Причем Елена в начале разговора сразу же заметила:

– В тот день в зале музея имени Глинки я играла не 2-й концерт Сергея Рахманинова, а не менее сложную композицию Сергея Васильевича “Вариации на тему Корелли”.

– А название статьи тебя не смутило?

– Нисколько – это сугубо личное ощущение любого человека. Сравнение с великим пианистом почетно, приятно и, чтобы достичь его уровня, необходимы талант, трудолюбие и упорство. А главное, что подкупает в этом исполнителе – самокритичность и сам процесс исполнения произведений, где было больше музыки, нежели кривляний и делания вида, что поглощен своим исполнением, музыкой. Такое наблюдается у многих современных пианистов, которые манеру исполнения перевели в манерность. Сейчас многие мужчины-пианисты играют “по-женски”, поэтому мне вдвойне приятно сравнение моей игры с “мужским исполнением”.

– А что можешь сказать о сравнении тебя с Денисом Мацуевым и Барри Дугласом?

– Это все о том же, о “мужском исполнении”. Эти качества стали у меня появляться с началом выступлений в концертах с большими симфоническими оркестрами: Ставропольским, Московским филармоническими оркестрами и особенно после того, как я стала солисткой Государственной филармонии на Кавказских Минеральных Водах, за это большая благодарность ее руководителю С.Бережной, которая трепетно относится к молодым исполнителям.

Я играла с такими дирижерами, как Р.Белышев, Д.Васильев, И.Гайсин, Э.Дядюра, Ю.Каспаров, С.Коган, П.Сорокин, и один этот факт и опыт не могли не дать “мужских” результатов в моей фортепианной игре.

– Что ты можешь сказать о мировой премьере в Кисловодске концерта-рапсодии А.Хачатуряна?

– Почти сорок лет никто из музыкантов не пытался исполнить это сложнейшее произведение Арама Ильича Хачатуряна. Ряд дирижеров ввиду определенной трудности, специфической ритмики, полиритмии и незнания этого произведенеия отказались дирижировать оркестром. В том числе и зарубежные маэстро. Дал свое согласие воскресить это незаслуженно забытое произведение народный артист Росси, профессор Семен Коган. С удивлением узнала, что партии для оркестра нашли только в архиве Дома композиторов России, в Москве. И они поступили в Кисловодск за два дня до концерта.

***

Прослушав на DVD тот концерт, мне ничего не оставалось, как согласиться с мнением своих коллег: “В Кисловодске виртуозная музыка А.Хачатуряна исполнена вновь и исполнена блестяще. Были выдержаны все ритмические интонации, сложнейший музыкальный язык передан в ярких красках. Юная пианистка продемонстрировала “высочайший пилотаж” выразительного пианизма. Хрупкая на вид, с тонкими изящными пальчиками, она оставила поразительное впечатление крепкого и мощного музыканта, сумела передать своеобразный хачатуряновский стиль и колорит. Зрители стали невольными свидетелями того, как в один из моментов Семен Коган “бросил” исполнительнице “Браво!”

Да, действительно, не сдержался, – сказал после игры Семен Аркадьевич. – Такой, знаете, великолепный сложился ансамбль солистки и оркестра. Рад, что у Лены уже в феврале состоится сольный концерт в новом камерном филармоническом зале им. П.И.Чайковского, в апреле запланирован концерт фортепианного ансамбля, выступления в Армении и в городах Ессентуки, Кисловодск. А она только студентка третьего курса Московской консерватории, где совмещает обучение на фортепиано и орагне. Ведь Леночка получила вторую премию на Международном конкурсе органистов в Архангельске. И как призер выступит в столице Севера в мае будущего года.

Добавить поистине нечего. Таланты у нас не перевелись. Что касается Елены Симонянц, то она действительно фактически через 40 лет организовала новую премьеру произведения величайшего композитора XX столетия, но это событие, увы, прошло мимо столичных ценителей и почитателей высокой музыки. Данную несправедливость, как мне кажется, следует исправить в канун 105-летия рождения А.И.Хачатуряна и 40-летия написания концерта-рапсодии для фортепьяно с оркестром, дав возможность “реаниматору” сыграть это произведение в Москве. Мы желаем Елене творческих успехов, а трудолюбия и таланта у нее не отнять.

Владимир ВАХРАМОВ – специально для “Музыкальной Правды”.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Свет звезд уходящего года
Пароль на вход
Кому они подражают?


««« »»»