Школа «Кинотавра»

На последнем главном национальном кинофестивале «Кинотавр» произошла презабавнейшая штука. Организаторы фестиваля – честь им и хвала – приложили немало усилий для поддержки процесса создания «киноиндустрии, которой у нас нет» (последние слова, как заклинание, звучали чуть ли не на каждой дискуссии в рамках этого знакового мероприятия). Частью программы был скрытый, но очевидный процесс обучения участников азам американского ноу-хау в этой области.

Центральным, хотя и не самым заметным, мероприятием в этой связи оказался «Питчинг» – презентация проектов новых фильмов с целью получить финансирование. Поскольку, кроме представителей ведущих телеканалов, сколько-нибудь значимых инвесторов в аудитории не было, то этот экзерсис превратился в своеобразный «мастер-класс» петербургского продюсера Андрея Дерябина. Мэтр объяснял, как именно следует представлять проекты, и, не стесняясь в выражениях, устраивал выволочку нерадивым ученикам – продюсерам и режиссерам.

Особенно досталось одному из первых выступающих – молодому (по возрасту, но не по опыту) продюсеру Роману Борисевичу: и то он не так говорит, и это не так делает, одним словом, не профессионал по тем лекалам, которым гуру обучился на многочисленных курсах для начинающих кинопромышленников, организуемых программой «Медиа» Европейского союза.

Жесткая отповедь со стороны организаторов фестиваля прозвучала на «круглом столе», посвященном проблемам кинодраматургии, в адрес Сэма Клебанова – прокатчика, телеведущего и начинающего продюсера, который посмел что-то сказать о реальном непрофессионализме продюсеров некоторых отечественных блокбастеров в области выстраивания драматургии своих проектов. «Прежде чем выступать, пойдите поучитесь на наших курсах, если, конечно, по конкурсу пройдете, а уж потом мы вас, может быть, и послушаем», – таков был ответ на критику.

Не буду анализировать обоснованность аргументов каждой из сторон – это разговор особый. Меня, честно говоря, поразил менторский тон. «Мы – представители большого бизнеса (имелось в виду в первую очередь телевидение), мы сотрудничаем с голливудскими «мейджорами» и вас – кинематографистов – «выстраиваем», – звучало в подтексте, а иногда и в тексте.

Два в социокультурном плане весьма отличных друг от друга мира (не только у нас, но и в Голливуде, и в Европе) полукустарного кино и индустриального ТВ очевидно столкнулись между собой.

Парадокс и комизм ситуации раскрылся на церемонии закрытия фестиваля, когда два упомянутых выше обруганных и раскритикованных персонажа – соответственно продюсер (Борисевич) и прокатчик (Клебанов) – оказались абсолютными победителями «Кинотавра» этого года с фильмом «Простые вещи» Алексея Попогребского, картиной скромной, несколько архаичной, но, безусловно, качественной.

Не буду обсуждать здесь обоснованность решения жюри, тем более, что, на мой взгляд, дать множество призов одной картине при достаточно высоком уровне конкурсной программы в целом – не вполне профессионально.

Важно другое – своим решением жюри однозначно поддержало тех кинематографистов, которые, с точки зрения новых менторов, являются абсолютными непрофессионалами. А если учесть, что Борисевич был продюсером и картины «Коктебель», признанной международным критическим сообществом лучшим кинопроизведением 2003 года вообще (об этом свидетельствует специальный приз Международной федерации кинопрессы, присуждаемый по результатам общего голосования членов этой влиятельной организации), то разрыв между ценностными установками киномира и медиагламура предстанет во всей своей красе.

Кирилл РАЗЛОГОВ.

Редуцированная версия статьи опубликована в журнале “Компания” (www.ko.ru) №23 (466) за 2007 г. (главный редактор Евгений Ю.Додолев).


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Закончить свое
DVD-обзор
Ловелас постарел, но талант не утратил
Смелость города берет
Уважаемый Эдвард Станиславович!
Реквием по мечте
Хит Московского кинофестиваля


««« »»»