С наступлением весны много чего появляется из-под снега. Вот и сейчас, стоило пригреть солнышку, как в отдельных торговых точках Москвы обнаружилась новая книга – «33 рассказа про любовь». Автор книги – или рассказов, как хотите, – Алексей Вишневецкий, довольно известный в алкогольно-журналистских кругах персонаж. Под стать ему и его персонажи, – все, как один, пьяницы и развратники.
Вообще книга является настоящим обманом с самого начала. Рассказов в ней не 33, а 24. И не про любовь они вовсе. Элегические пассажи, звучащие изредка со страниц, есть не что иное, как пьяные бредни молодых московских пропойц, в понимании которых любовь – это исключительно занятие сексом, коим они, кстати, и не занимаются. Просто им либо девушки не дают, либо дают, но у этих бездарей ничего не получается по причине безудержных возлияний.
Зато приятно, что, в отличие от всей современной прозы, в книге Вишневецкого никто не обжирается мухоморами, не обнюхивается кокаином, не обкалывается героином и не обклеивается марками с ЛСД. Нет здесь и пространных авторских рассуждений о сущности бытия, заумных метафорических гипербол и завернутых глюков. Хронология, к счастью, не запутана и вообще все предельно ясно – как в милицейском протоколе. Автор избегает модных теперь головоломок и щадит своего читателя, мозги которого, по идее, тоже должны быть размягчены спиртным.
Главное же состоит в том, что «33 рассказа» возвращают нас к событиям 80-х годов, к лихому расцвету и одновременно излету бескомпромиссного и безответственного советского пьянства. Тогда людям не надо было думать о том, как продать партию китайских пуховиков, как сбежать от бандитов и как обвести вокруг пальца налогового инспектора. Единственной проблемой в те годы, особенно после 85-го, было найти водку вечером, после закрытия гастрономов, а рано утром – опохмелиться.
Действие почти всех рассказов начинается именно утром, когда главный герой Витя Лихоборский просыпается с бодуна и мучительно пытается вспомнить, где он и как его зовут. Потом он постоянно пьет, блюет и знакомится с девушками, которым вешает лапшу на уши и рассказывает об отступлении от традиционной концепции рока в трагедии Эсхила «Царь Эдип». Как бы между делом воссоздается быт 80-х, атмосфера, взлелеянная тогдашними пивными-автопоиловками и нехитрыми закусочными.
Те, кому за 30, смахнут слезу. Люди помоложе пожмут плечами, а женщинам подобная литература и вовсе противопоказана, хотя они, по моим наблюдениям, с особой ретивостью берутся перелистывать страницы «33 рассказов». Благо проиллюстрированы они талантливыми, хоть и весьма скабрезными гравюрами известного в алкогольно-живописных кругах художника Давида Бараб-Тарле.
Если «Евгения Онегина» называли энциклопедией русской жизни ХIХ века, то книгу Вишневецкого можно окрестить маленьким карманным справочником 80-х годов ХХ века. А тех, кто соберется ее (или его) прочитать, следует предостеречь: перевернув последнюю страницу, очень важно заставить себя не уйти в длительный запой, поскольку описанные ситуации очень даже к этому располагают.
Я лично в запой ушел и, что следует из всего вышенаписанного, до сих пор из него не вернулся.
P.S. Быть может, у прочитавшего эти строки еще осталось желание полистать творение, с позволения сказать, Вишневецкого? Тогда позвоните 299-33-44 и считайте, что книжка у вас в кармане.
Виктор СМИРНОВ.