«Первый мститель: Противостояние»: Мститель. Герой. Человек

Первый мститель

«Первый мститель: Противостояние», по словам режиссёров, на самом деле – «Мстители 2,5». Но это не совсем верно.  Суть «Мстителей» – это командный отпор общему врагу. А тут происходит раскол героев на два противоборствующих лагеря, добро против добра. Смысл такого конфликта? В теории больше чем на «махач ради махача» не тянет. Однако триквел Капитана Америки на удивление убедителен и на уровне классических трагедий показывает всю сложность конфликта. «Противостояние» – первый фильм третьей фазы Marvel, третьего акта их большого спектакля. И если это только начало конца, то сложно представить, чем же нас ещё удивят Кевин Файги и компания. 

Разговаривая о триквеле «Первого мстителя», нельзя не упомянуть «Бэтмена против Супермена». Всё же этот год получился своеобразным «противостоянием противостояний» от DC и Marvel. И в этом плане «чудо-компания» начисто уделывает своего мрачного конкурента. Третий «Первый мститель» не наступает на те же грабли. Возможно, только пару зубчиков затрагивает, но черенком по лбу не получает – новый фильм про Кэпа получился на порядок слаженнее, чем схватка Тёмного рыцаря и Человека из стали. Он не растянут, не провисает и гораздо лучше объясняет мотивацию конфликта и его предтечи.

Расставим точки над «i» – в угоду политкорректности российские локализаторы (скорее всего, по случайности) дали имя триквелу «Капитана Америки» лучше оригинального. Перед нами не гражданская война, а именно противостояние – для настоящей войны тут маловато как официального обоснования, так и самих участников. Это не значит, что фильм от такого теряет в драматизме – масштаб «Противостояния» довольно велик, а расставляемые акценты удивляют высотой задранной планки.  Мир действительно раскалывается на две части, только вот внутренней борьбой Мстителей это не назовёшь – обе стороны выступают пешками в крупной игре для достижения абстрактных целей третьих лиц. Не для этого ли и ведутся войны?

Разберём вторую часть названия – «Капитан Америка» (он же «Первый мститель»). Вот что поразило в фильме больше всего – по количеству персонажей в нём сверх всякой меры, у каждого есть сюжетная арка и мотивация, и в то же самое время на экране всё равно разворачивается история Стивена Роджерса. Это действительно его собственный фильм, даже несмотря на то, что в совокупности Капитана Америку можно увидеть едва ли не реже, чем Тони Старка. И можно даже закрыть глаза на несколько надуманные причины участия в конфликте отдельных персонажей – всё перекрывает общая атмосфера логичности, которой так не хватало «Бэтмену против Супермена».

Концовка третьего «Первого мстителя» нестандартна, необычна и вообще выделяется из общего клише супергеройских фильмов. В то время, как Зак Снайдер мямлит: «Дружба крепкая не сломается», братья Руссо гораздо более реалистичны, осознают весь трагизм сочетания в одной команде двух противоположных индивидуальностей и приводят такую ситуацию к логичному завершению. Как бы смешно и субъективно ни звучало, «Противостояние» – фильм, в котором поднимаются не самые очевидные проблемы насущного, а не просто набор экшен-сцен. Даже с учётом всего продемонстрированного спектра любви, братства и предательства. 

Но давайте будем честными – большинство зрителей пойдут в кино не ради философских размышлений и сопереживаний, а ради самой мякотки сражений команд двух хороших парней. И с этим «Противостояние» справляется более чем на «ура» – как ветераны в лице Соколиного глаза и Чёрной вдовы, так и дебютирующие в кинематографической вселенной Человек-паук и Чёрная пантера показывают такие классные схватки, что можно сбиться со счёта отвисаний челюсти. Питер Паркер, кстати, почти что крадёт фильм у Капитана Америки – несмотря на его небольшую роль в «Противостоянии», он вызывает исключительно и стопроцентно положительные эмоции. 

В то время, когда в конце своих сольников гений, миллиардер, плейбой и филантроп самодовольничает на камеру: «Я – Железный человек», столетний солдат устало, но уверенно парирует: «Я – Стив Роджерс».  И это действительно финишная прямая Капитана Америки. Но не парня из Бруклина.  «Противостояние» – пожалуй, самый психологичный фильм Marvel со времён дебютного «Железного человека». Главная его заслуга в том, что в кои-то веки это кино об умеющих думать и чувствовать людях, а не об одарённых личностях. «Супер» здесь лишь для фона. «Противостояние» слово «герой» превращает в слово «человек». И это лучшая похвала для фильма такого жанра.  


Даниил Голубев

Не пароход, но человек. Учится на факультете журналистики РГГУ, любит кинематограф и хочет привить эту любовь зрителю. Считает, что любой фильм — нечто большее, чем «нравится» и «не нравится».

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Виртуальное пространство
Преображение кодов да Винчи
Леонид Ярмольник о своём друге Владе Листьеве
Ожерелье Каннского кинофестиваля
«Angry Birds в кино»: Сейчас бомбану
«Ночной администратор»: Бонд для лордов
«Всё, что у меня есть»: Борьба за равноправие полов


««« »»»