«Машина времени» – «Вы» ****

Рубрики: [Музыка]  [Рецензия]  
Метки:

2016, Sintez Records

Сообщения о том, что ветеранистые ветераны рока вроде Rolling Stones подумывают о новом альбоме, неизменно вызывают восторги мировых СМИ. Правда, восторги редко касаются будущей музыки – в основном пресса умиляется тому, что старички ещё способны друг друга терпеть и их не разбивает инсульт при мысли о совместной работе в студии. У нас известия о новом альбоме «Машины времени» занимают важное, но не центральное место в новостной повестке дня. В принципе, заранее понятно, что там можно будет услышать: свой «Поворот» группа уже спела, да и вообще новые песни пишут те, у кого старые плохие, а это не случай Андрея Макаревича и Ко. Помните, как «Машина», воплотив давнюю мечту, поехала записывать пластинку на Abbey Road? Так место записи тогда обсуждалось гораздо более активно, чем привезённые оттуда песни (хотя они были ожидаемо качественными). С новым альбомом всё должно было произойти примерно так же. Вы записали, мы послушали – все молодцы, все свободны. Новые песни? Спасибо, нам и старых достаточно.

В России, однако, всё всегда не так, тут и поэт – больше, чем поэт. С момента выхода предыдущего номерного альбома «Машины не парковать» Андрей Макаревич превратился в человека, к которому прислушиваются почти так же внимательно, как в лучшие годы «Машины времени». И ведь мало что предвещало такое: первую часть этой семилетки Андрей Вадимович провёл в амплуа солидного представителя культурного истеблишмента. Главным «оппозиционером» в группе «Машина времени» был, представьте себе, Александр Кутиков, который мягко покритиковывал Макара за его осторожность. Но Макаревич – фигура более публичная, и после известных политических событий даже вполне взвешенные высказывания Андрея дали повод для травли, обвинений в предательстве и запрете концертов. И тут уж лидер «Машины» из «почётного пенсионера» превратился в бойца. Борется он всего лишь за здравый смысл и свободу высказываний, рамок корректности почти не переступает – но для многих вынужденно удалившихся во внутреннюю эмиграцию является важной ролевой моделью: промолчать – значит, согласиться с ликующей толпой; если вредный Макаревич не готов называть голого короля одетым даже ради разрешения концертов – значит, и им не стоит опускать рук.

Я бы никому не пожелал повышать интерес к своим работам с помощью таких вынужденно экстремальных методов, как у «Машины времени» – но по факту всё это привело к тому, что альбом «Вы» изучат более пристально. Причём и поклонники Макаревича, и его недруги. И те, и другие получат в пластинке подтверждение своей картины мира. Открывающая диск «Миром правит любовь» наследует битловским и вообще гуманистическим традициям мира, в котором «All You Need Is Love», а в «Крысах» легко узнают себя гонители Макаревича. Правда, вынужден отметить, что подобные злободневные песни, как правило, испытанием временем не выдерживают – но здесь и сейчас воспринимаются весьма остро. В этом есть и плюс: печальные «Чужие среди чужих», написанная более тридцати лет назад, и «Там, где светел день», выходившая на одном из сольных альбомов Андрея, сегодня выглядят крайне актуально.

Но, как ни странно, лучшими на альбоме «Вы» оказались не песни с недавних синглов и давних закромов, а свеженаписанные треки. Видимо, ситуация, в которую попал Макаревич, благоприятно отразилась на его творческом тонусе – бодрые композиции «Сорок лет тому назад», «Завтра был снег» и «Вот край» звучат свежо и боевито, настойчиво просясь в плейлисты радиостанций.

Алексей МАЖАЕВ.


.


Оставьте комментарий



««« »»»