«Первый мститель. Противостояние»: Пора взрослеть

Первый мститель

Постепенно догоняя по охвату и влиянию греческую мифологию, кинематографическая вселенная Marvel гордо вступила на следующую ступень своего развития, возможно, со своим самым зрелым и самодостаточным проектом. Амбиций удачно подвернувшихся под руку студийным боссам братьев-режиссеров по фамилии Руссо оказалось достаточно, чтобы сдирижировать самым многочисленным на данный момент оркестром из персонажей вселенной и параллельно виртуозно представить двух новых солистов с потрясающими перспективами.  «Первый Мститель. Противостояние» стилистически продолжает заданное в «Другой войне» движение в сторону более взрослого и мрачного кино, однако при этом не теряет в развлечении и гордо вышагивает там, где в своё время споткнулся Джосс Уидон со своими вторыми «Мстителями».

Тринадцатый по счету фильм киновселенной Марвел подхватывает самый популярный тренд в экранизациях комиксов этого года – противостояние героев, обычно сражающихся на одной стороне. В основу третьего фильма о Капитане Америка легла культовая и горячо любимая фанатами серия комиксов от Марка Миллара и Стива МакНивена под названием «Гражданская война». В ней повествуется о расколе в рядах героев, вызванном так называемым «Актом о регистрации супергероев», согласно которому, все, у кого есть способности или кто просто носит маску и защищает людей от преступников, должны в обязательном порядке рассказать о своей личности и зарегистрироваться. От сценаристов, Кристофера Маркуса и Стивена МакФили, требовалось не только адаптировать первоисточник  под доступное студии количество персонажей (в комиксе их раз в 10 больше), но и логично вписать завязку истории в рамку общей линейки фильмов. В итоге, у них получилось сохранить не только дух «Гражданской войны», но предельно рационально обусловить конфликт Стива Роджерса и Тони Старка.

Весь первый акт фильма (условно можно выделить три акта) Энтони и Джо Руссо наглядно демонстрируют зрителю необходимость так называемой Инициативы «Заковия» (аналог «акта о регистрации»), согласно которой все Мстители должны перейти под контроль ООН. Кроме многочисленных разрушений и смертей во время инопланетного вторжения Читаури в Нью-Йорке, падения воздушной базы Щ.И.Т.а и судьбоносных для многих событий в Заковии, мы становимся свидетелями инцидента международного масштаба, произошедшего с Мстителями под руководством Капитана Америки в Африке. Это событие становится последней каплей для большинства мировых правительств, убежденных, что супергероям нужен контроль. Поддержать инициативу решает Тони Старк (Роберт Дауни мл.), а вот его верный друг и боевой соратник Стив Роджерс (Крис Эванс) не особо горит желанием становиться чей-либо марионеткой. Определяющую роль в конфликте играет неожиданно появившийся после 3 лет бегства бывший брат по оружию Капитана Америки – Баки Барнс, теперь известный, как Зимний солдат (Себастьян Стэн).

В плюс картине можно занести великолепно поставленный экшен и хореографию драк, в своё время ставшую визитной карточкой «Другой войны» братьев Руссо. Однако здесь удалось избежать постоянно трясущейся камеры. Сцена в аэропорту, которой нас дразнили в трейлерах, обещала стать апогеем противостояния двух сторон. К большому удивлению, она превзошла даже самые смелые догадки, по разнообразию и драйву оставив позади весь последний акт вторых «Мстителей». Сражение  идёт открытое: то Железный человек вступает в бой с Соколиным Глазом, а уже через минуту уклоняется от бионической руки Баки; Капитан Америка оказывает «тёплый» прием новоприбывшим, нет разницы, школьнику из Куинса или королю Ваканды. Однако получая даже самые болезненные оплеухи, большинство воюющих не скупится на тактический подкол соперника шуткой. Кстати об оплеухах, «Первый Мститель. Противостояние» заметно прибавил в суровости и брутальности. Каждый удар чуть ли не с намерением проломить череп или сломать пару-тройку костей, мы слышим лязг по металлу, слышим, как воздух выходит из лёгких Стива Роджерса. В этом фильме зрителю предстоит буквально почувствовать каждый удар на себе. Будто бы братья Руссо говорят этим: «А на что ты рассчитывал, сынок? У нас тут война». Кости ломаются, кровь льётся. А ведь большинство из этих костей и крови сражается за добро.

Еще одним примером разнообразного и стремительного экшена является сцена обнаружения Баки. Адреналиновый поединок на лестничной площадке (привет, второй сезон «Сорвиголовы») моментально превращается в продолжительную сцену погони. В третьем акте фильм сбавляет обороты, сделав акцент на одном из самых душераздирающих событий всей вселенной Марвел. Как оказалось, Баки играет огромную роль не только в начале фильма. И это событие, если за первые два часа фильма вы сомневались, кто же действительно прав в этом конфликте – армия Кэпа или армия Старка – окончательно сотрёт любую вашу аргументацию. Руссо удалось выделить как пункты «за», так и пункты «против» у каждого персонажа, таким образом оставив исход поединка на усмотрение зрителя. И терзавший до самого просмотра вопрос – кто победил? – уже после завершения истории теряет всякий смысл. Ведь, как известно, в противоборстве двух друзей возможен лишь один исход – поражение. И та самая фраза из трейлера, поначалу вызывавшая улыбку, где Стив говорит, что Баки его друг, а Старк с сожалением признает, что и он им был, в фильме звучит как гром среди ясного неба. В «Противостоянии» Дауни младший выдаёт один из самых любопытных образов Тони Старка (не Железного человека), а вот Эванс блистает в форме Капитана как никогда раньше, будто бы гордо показывая зрителю на имя своего персонажа в названии картины.

События, описанные в фильме, выглядят крайне логичными и убедительными как для фанатов комиксов и предыдущих фильмов, так и для зрителя, пришедшего развлечься. Нам по полочкам раскладывают каждый «подвиг» супергероев в прошлых фильмах и наглядно демонстрируют их последствия. Особенно радует работа с персонажами, которой не могли похвастаться вторые «Мстители». Уидон чрезмерно углубился не в самые нужные для сюжетного темпа линии (Соколиный Глаз) и выбрал не совсем правильное развитие персонажей (Вдова + Халк), а вот Руссо удалось скомпоновать большинство второплановых героев таким образом, что у каждого, несмотря на небольшое количество экранного времени и реплик, самодостаточная мотивация и предельно обоснованная точка зрения. Причем даже в таком огромном клубке из героев комиксов, большинству из них удается развиваться по ходу фильма. Наташа Романофф (Скарлетт Йоханссон), заметно прибавившая в сюжетной важности Алая Ведьма (Элизабет Олсен), главный ответственный за юмор в фильме Сэм Уилсон, он же Сокол (Энтони Маки) – каждый из них в начале и в конце «Противостояния» совсем разные люди. Наташа раздирается между Старком и Роджерсом, а Ванда боится принять себя такой, какая она есть на самом деле. В этом ей пытается помочь Вижн (Пол Беттани), так же терзающий себя мыслями о том, что же он такое. Уилсон и лейтенант Роудс (Дон Чидл) – верные помощники Кэпа и Старка соответственно. Не забыли и про Соколиного Глаза (Джереми Реннер), появившийся на празднике жизни уже под конец, но также сыгравший свою роль в сюжетных перестановках. Что касается юмора, то тут шутки уровнем повыше, чем «не ругайся», да и буквально каждый персонаж в фильме оказывается замешан в комическую, а иногда и гомерическую ситуацию (даже вечно мрачный Баки и Вижн, которому априори чужды смех и веселье).

Но произошло и другое событие в третьей части приключений Кэпа, столь ожидаемое и громкое, что по предварительным опросам по важности обошло даже битву титульных героев. Да, речь идёт об официальном присоединении Человека-паука к заждавшейся его семье. Причем фильм сам по себе настолько насыщенный событиями, что появление на экране Питера Паркера (Том Холланд) становится настоящим сюрпризом. Да и спустя какое-то время, увидев его в действии и в своем замечательном (!) костюме, всё равно не верится, что это действительно правда. Что Тони Старк подкатывает к тёте Мэй, что Человек-паук признается в любви Кэпу и одновременно пытается обезвредить его паутиной, что какой-то школьник подкалывает каждого второго Мстителя. А ведь у нас тут классический Человек-паук: неумолкающий и раздражающий всех вокруг своим юношеским азартом. Безусловно, Человек-паук удался, и осталось лишь взглянуть на его сольный фильм, а потом уже официально провозглашать Холланда лучшим экранным вариантом любимого героя. Еще один хохмач и новичок в ряду Мстителей, но уже с сольным фильмом в запасе – Скотт Лэнг, он же Человек-муравей (Пол Радд), так же очень славно вписался в коллектив. К слову о развитии персонажей, именно у Муравья получило добиться самого большого роста в фильме, если вы понимаете, о чем я (у Лэнга опять получилось расширить наше сознание). Забавно, насколько хитроумны маркетологи Дисней, им удалось вставить упоминание «Звездных войн» в фильм Марвел (как раз таки совместная сцена Паучка и Муравья).

Мартину Фриману удивительно удаётся оставаться Мартином Фриманом почти во всех проектах, где он снимается.  А вот еще одним новичком вселенной Марвел с сольным фильмом в будущем стал вакандский принц Т’Чалла, он же Черная пантера (Чедвик Боузман). Это просто великолепный персонаж, который в фильме оставляет, наверное, самое приятное впечатление после себя. Да, даже Человек-паук не так крут. У Пантеры собственные правила игры, переплетенные с традициями своего народа и исключительной физической подготовки. Боузман прекрасно смотрится в этой роли, отчего хочется как можно скорее увидеть полный фильм с этим героем. Среди антагонистов также два пополнения: первый – это Кроссбоунс (Фрэнк Грилло), которого лучше бы не было в фильме, и барон Земо (Даниэль Брюль). Нет, у него здесь нет розовой маски или других комиксных атрибутов, да и злодей он тут номинальный. Большинство зрителей он разочарует, хотя финальная с ним сцена, где также присутствует грациозный уроженец Ваканды, получилась весьма эмоциональной. Братья Руссо намеренно не хотели перетягивать одеяло в сторону «классических» злодеев, ведь был же Альтрон, был Локи, зачем повторяться. Режиссеры четко и ясно дают понять, что этот фильм не о борьбе добра со злом, а о противостоянии в рядах одной армии. В этом и есть вся суть гражданской войны. В ней не бывает победителей. Только неисправимые последствия.

Первый мститель: Противостояние / Captain America: Civil War (2016)

«Первый мститель» Постер

Жанр: фантастика, боевик

Страна: США

Режиссер: Энтони Руссо, Джо Руссо

Оператор: Трент Опалок

Композитор: Генри Джекман

В ролях: Крис Эванс, Роберт Дауни мл., Скарлетт Йоханссон, Себастьян Стэн, Энтони Маки, Дон Чидл, Джереми Реннер, Чедвик Боузман, Пол Беттани

Премьера в РФ: 5 мая 2016


Вадим Богданов

Постоянный критик "Нового Взгляда". Главный редактор портала THECONVERSATION.RU (контакты для связи можно найти там).

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Коротко
Он ведь – Киркоров!
Александр Градский. Театр одного актера
«Мимонот» Олега Газманова
МузНовости
ЗасРаК Марк Рудинштейн
«Экстрасенсы»: Головоломка гениального маньяка
Сюжет этой песни
«Разрушение»: Пресловутая зона комфорта


««« »»»