Виртуальное пространство

Рубрики: [Хайтек]  

Андрей Савельев

Для того, чтобы попасть по этим адресам совсем не нужно бронировать авиабилеты или ждать электричку. По этим адресам можно попасть, не отрываясь от любимого гаджета. Эти пункты назначения – адреса пространства всемирной Сети – домены. Простые цифро-буквенные сочетания в строке браузера могут открыть вид на любую точку мира, ответить на самые интересные вопросы и объединить людей, находящихся за тысячи км друг от друга. Домены – это ключевой элемент интернета. Все самое интересное о доменах и структуре виртуального пространства мне рассказал эксперт Андрей Савельев – предприниматель, основатель группы компаний «Полимерхолдинг», руководитель проекта «Домены.рф».

- Андрей, что такое домены? Давай дадим определение этому понятию.

- У доменного имени достаточно много определений, но я бы сформулировал так – это фундамент бизнеса. А если говорить о стандартном определении, то домен – это имя, идентификация ресурса, адрес в сети интернет.

- Существует иерархия доменов?

- Да. Функционированием доменных имен управляет американская компания ICANN, она распределяет домены каждому государству. Домены можно разделить на две категории. Первая – это общие домены. К ним относятся .com, .net, .biz, .info и еще несколько зон. К этой же категории относятся национальные домены. У каждой страны есть свой национальный домен (у России – .ru, у Германии – .de, у Америки – .us и т.д.). Кроме этого, у многих стран есть домены на национальных языках, в России – это зона .рф.

- Разве это удобно? Как заходить на такой домен из-за границы? Ведь китайские иероглифы или кириллическая раскладка, например, на клавиатуре есть не везде.

- Действительно, вбить адрес на кириллице при отсутствии кириллической раскладки на клавиатуре невозможно. Но зона рф. больше ориентирована на внутренний российский рынок.

- Другими словами, можно поставить знак равенства между национальным доменом и внутренним доменом?

- Нет, нельзя, поскольку это совершенно разные инструменты. Многие их сравнивают, говорят, что рф. хуже, чем .ru. Но их бессмысленно сравнивать. Ru – это основной домен, ему уже больше двадцати лет, а .рф – очень мощный инструмент маркетинга. Например, сайт города Жуковский. Жуковский.рф будет гораздо удобнее, чем jukovskiy.ru.

- Почему?

- Потому что на латинской раскладке слово «Жуковский» можно писать по-разному. В конечном итоге, можно потратить много времени на поиск необходимого ресурса.

- А у России есть еще доменные зоны, кроме .рф ?

- Да, есть домен .su. Это первый национальный домен, который был присвоен Советскому Союзу. Несмотря на то, что через год после присвоения Советского Союза не стало, этот домен продолжает использоваться на постсоветском пространстве. В этой зоне существует около 100 тысяч доменных имен, но ценностью этот домен не пользуется. Он не является национальным доменом. Это единственная мировая практика, когда домен есть, а страны нет. В ситуации с Чехословакией и Югославией, к примеру, национальные домены компания ICANN ликвидировала.

- ICANN регулирует вопросы доменов мирового масштаба. А какая организация администрирует национальные домены внутри России?

- Координационный центр. Он находится в Москве. Координационный центр наделяет полномочиями регистраторов. Регистратор – это компания, которая уполномочена оказывать услуги по регистрации доменов любому физическому и юридическому лицу при условии, что домен свободен. В России около тридцати регистраторов. Координационный центр работает над правилами, назначает цену регистрации доменов в зоне .ru и .рф для регистраторов. На сегодняшний день у регистраторов цена 77 рублей, т. е. регистратор каждый год должен перечислять КЦ 77 рублей за каждое доменное имя в зоне .ru и .рф, КЦ в свою очередь эти деньги тратит на поддержание интернета, какие-то отчисления выплачивает компании ICANN. А регистратор продает домены физ. лицам за цену, которую считает нужной. В основном средняя цена за домен – 600-700 рублей в год.

- Расскажи о преимуществах и недостатках доменов .ru и .рф.

- Начну с недостатков .рф, они же соответственно будут преимуществом домена .ru. Первое: почта используется преимущественно на латинице. На кириллице тоже есть почта, но на практике она неудобна. Если домен например, мосправда.рф, то в качестве почты я рекомендую зарегистрировать например четырехцифровой домен в зоне .ru, который соответствует году основания газеты. В этом случае на помощь еще может прийти зона .su. Второй недостаток – это сложность донесения до конечного пользователя, что эта зона появилась, что она есть, так как она появилась относительно недавно. Многие даже не знают, что есть такая доменная зона. Но это отдельная тема для разговора. Маркетинг, продвижение и популяризация национального домена РФ – это задача координационного центра и регистраторов.

Первое преимущество зоны .рф – это то, что очень легко запомнить, она адаптирована для русскоговорящих людей. Когда ты едешь на скорости 120 км в час по Новой Риге, то ты вероятнее запомнишь доменное имя РФ на рекламном баннере, так как запоминаемость кириллических знаков выше для жителей России. Второе преимущество перед зоной .ru, не менее важное, – это то что Яндекс при выводе результатов поиска русские домены поднимает вверх. Кроме этого, при написании домена на кириллице не теряется трафик посетителей. Пример – сайт оператора мобильной связи Мегафон. Букву «ф» на латинице можно написать двумя способами: как «f» и как «ph». На кириллице таких проблем не возникло бы.

- Существуют принципы «красивого» доменного имени?

-Как такового определения красивого домена не существует, но, на мой взгляд, более популярны двухбуквенные доменные имена. Их цена, кстати, выше миллиона рублей. Еще я бы к таким отнес имя или фамилию в качестве доменного имени. Например, путин.рф или владимир.рф – это красивый домен, а вот владимир-путин.рф – уже не совсем, он длинный. При этом, бывает, что и два, и три слова в имени домена звучат красиво, бизнесплан.рф, например.

- То есть устойчивые выражения?

- Да. А в Германии и еще в ряде стран недавно ввели однобуквенные домены.

- А в системе .рф?

- К сожалению, нет.

- Зона .рф давно существует? Ru и .рф начали функционировать одновременно?

- Нет. Это совершенно разные истории. Российский домен .ru был делегирован в 1994 году, а зона .рф в 2010 году.

- Относительно недавно.

-Да.Сначала в зоне .рф была приоритетная регистрация, она длилась около года– только для владельцев товарных знаков, для СМИ и т.п. А 11 ноября 2010 года открылась регистрация в этой зоне для всех желающих. Любопытно, что в первый день регистрации в доменной зоне .рф зарегистрировано столько же имен, сколько и за последующие годы.

- А в других странах национальные домены также популярны, как и в России?

- Не везде. В Китае очень популярны. У индусов и арабов тоже популярны.

- Ты обозначил цифру в миллион рублей, когда говорил о двухбуквенных доменах. А какой самый дорогой домен за всю историю существования доменов .рф и .ru?

- В зоне .ru, насколько я знаю, это sms.ru и vodka.ru – 450 000-500 000 у. е. Хотя, конечно, зачастую цены приукрашены, поэтому точно сказать не могу. Домейнеры любят приукрашивать – выгодно и им самим, и покупателям. Это пиар-ход.

- Продавец тем самым показывает, как он виртуозно продает, а покупатель – как много он может себе позволить?

- Что-то вроде того. А в зоне .рф самый дорогой домен – это аптека.рф. Мы продали его за 270 тысяч долларов.

- Опираясь на то, что ты сказал про пиар-ходы домейнеров, я должна сейчас эту сумму разделить на два?

- Нет, это настоящая цена. Этот домен купил один из самых крупных фармацевтических поставщиков. В целом красивые домены обеих зон стоят примерно одинаково.

- А если сравнивать ценовую политику с доменом .com?

- В зоне .com «красивые» домены стоят на порядок больше. Самый дорогой домен из зоны .com был продан примерно за 30 000 000 долларов.

- С позиции закона существуют какие-нибудь ограничения? Есть список слов, которые нельзя использовать в регистрации доменного имени?

- Да, есть так называемый «стоп лист». Таких слов около 4 000, как правило, это нецензурные выражения. Их можно на google.ru посмотреть, стоп лист в открытом доступе.

- А домен .sucks действительно существует?

- Да. Около 10 лет назад ICANN расширил доменную зону первого уровня. Сначала появились домены .pro , .info, .aero и т.д. Они называются New gTLD (новые домены). Любой желающий может запустить процедуру создания новой оригинальной доменной зоны, правда стоит это от двух миллионов долларов. На сегодняшний день таких зон более тысячи.

- Регистрация на таких зонах стоит дороже, чем, к примеру, .ru или .сom?

- Да, гораздо! С одной стороны, конечно, это лучше, что есть выбор доменных зон. Но с другой, помимо высокой цены, существует и риск потерять сайт на таких доменах, поскольку все зависит от владельца доменной зоны : он может разориться или поменять правила. Я такими доменными зонами пользоваться не рекомендую. В России недавно открылись для регистрации домены .moscow и .москва. На мой взгляд, они могут быть полезны только как маркетинговый ход.

- Я знаю, что судебным делам, касающихся доменов, можно посвятить отдельную книгу. Расскажи напоследок про самый яркий и неординарный случай судебного разбирательства.

- Самые громкие и интересные судебные дела связаны с товарными знаками. Если, к примеру, ты зарегистрируешь домен, совпадающий с товарным знаком, то его владелец подаст на тебя в суд и, скорее всего, отсудит у тебя этот домен. Правда, если регистрация домена произойдет до появления товарного знака, тогда суд не передаст домен владельцам товарного знака. Хотя лет 5 назад было по-другому: было неважно домен зарегистрирован до или после появления товарного знака, в любом случае домен переходил владельцам товарных знаков. Очень интересный случай есть в зарубежной практике – это история компании-автопроизводителя Nissan. Естественно, они хотели, чтобы домен nissan.com принадлежал им. Правда, Nissan.com был уже занят. Он принадлежал мужчине, фамилия которого была Nissan. Владельцы автопроизводителя подали на него в суд. И несмотря на то, что Nissan – очень крупная корпорация, им не удалось отсудить домен. Они до сих пор пытаются судиться.

- А купить они не пытались этот домен у владельца?

- Пытались. Они предлагали ему 20 000 000 долларов. Он отказался и более того, на этом сайте на главной странице можно увидеть картинку – значок Nissan, перечеркнутый красной линией.

Евгения ХОДОС.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Леонид Ярмольник о своём друге Владе Листьеве
Ожерелье Каннского кинофестиваля
«Angry Birds в кино»: Сейчас бомбану
«Ночной администратор»: Бонд для лордов
«Первый мститель: Противостояние»: Мститель. Герой. Человек
«Всё, что у меня есть»: Борьба за равноправие полов
Преображение кодов да Винчи


«««
»»»