До 30 декабря ГМИИ им. А.С. Пушкина проводит XXXV Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» с посвящением 100-летию великого музыканта. В далеком 1981 году директор музея Ирина Антонова и великий музыкант Святослав Рихтер сформулировали его основную идею – единство культуры через синтез изобразительных искусств, музыки и поэзии. И вот уже 35 лет накануне новогодних праздников это единство культуры является во всей своей полноте.
И все-таки в первую очередь этот диалог искусств устраивается вокруг музыки – она играет главную роль. Очень насыщенная программа юбилейного фестиваля составлена как из хорошо знакомых произведений, например, прозвучат Крейцерова и Патриотическая сонаты Бетховена, так и малоизвестные вещи, с охватом от барокко до современной музыки. Фестиваль традиционно проводится в Белом зале музея, задуманном И.В. Цветаевым как «Зал русской славы». По словам И.А. Антоновой, «отличие «Декабрьских вечеров Святослава Рихтера» от других известных нам примеров исполнения музыки в «неконцертных» помещениях – в том, что Музей не «используется под концерты», а включает музыку в свои проекты, ищет созвучий в разных видах художественного творчества». Откроет Вечера концерт камерного ансамбля «Солисты Москвы» и художественного руководителя фестиваля после смерти С.Т. Рихтера Юрия Башмета и пианистки Ксении Башмет, прозвучат произведения Бриттена, Стравинского, Шенберга. «Неоклассика, или Большое музыкальное путешествие» – так называется концерт (18 декабря), составленный из произведений XVII–XX вв. в аранжировке XXI века.
Оперные певцы выступают в камерной обстановке – например, замечательное сопрано Юлия Лежнева 22 декабря исполнит музыку Перголези и Генделя. Скрипач и контратенор Дмитрий Синьковский с ансамблем барочной музыки “La voce strumentale” и певица Яна Иванилова порадуют слушателей музыкой Вивальди, Джеминьяни, Скарлатти. Наталия Гутман (виолончель) выступит дважды (17 и 23-го), пианист Даниил Трифонов – 29 декабря (Бах – Брамс, Шуберт, Рахманинов), французский виртуоз, вызвавший фурор на XV конкурсе им. Чайковского, Люка Дебарг (фортепиано) 30 декабря завершит фестиваль (Скарлатти, Моцарт, Шопен, Лист, Равель). Имя Рихтера пользуется огромной популярностью, звучит в памяти и сердцах его коллег, в том числе и очень молодых музыкантов. Если эту часть программы ежегодно представляют лучшие отечественные и зарубежные исполнители, звучат классика и авангард, то адекватное решение можно видеть и в произведениях живописи, графики, скульптуры, а стихи поэтов разных эпох читают актеры или сами авторы.
И все подчиняется общей концепции, которая год от года – всегда разная. Нынешние Вечера подчинены идее «Вечных тем искусства» – лишь на первый взгляд простой, но слишком уж многогранной для того, чтобы, с одной стороны, внести в нее необходимые составляющие, полностью ей отвечающие, а, с другой – не переусердствовать, суметь ограничить отбор. Но как тут устоять перед искушениями, как ограничить бесконечный поток искусства, «подходящего» к данной всеобъемлющей концепции?..
По мнению устроителей, таких тем четыре: любовь в разных ее пониманиях – духовная и чувственная, личная и социальная, земная и небесная (Афродита и Ева, Венецианов и Ватто, Пикассо и Шагал, Буше и Самохвалов); герои в их мужественном противостоянии злу во все времена – как в эпоху Античности, так и в годы Великой Отечественной войны (две картины Никола Пуссена – из ГМИИ и Эрмитажа – парные, и сейчас, после долгой разлуки, они воссоединились в одной экспозиции. Революционная графика Д. Бисти и бронзовый «Ветер» В.Мухиной, «Марсельеза» Ф.Рюда, «Восстание» О.Домье, модель памятника Суворову М.Козловского); жизнь и судьба в их романтическом или драматическом воплощении («Суета сует» М.Витхоса, «Аллегория бренности» Б.Строцци, «Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила» Николая Ге, эскиз к знаменитой картине «Над вечным покоем» И. Левитана, «Рок. Красная стена» В.Кандинского); человек и окружающий его мир – размышления о мироздании или контакт с природой, согласие с окружающим миром или противостояние ему (С.Щедрин и А.Иванов, Коро и Сезанн, Кузнецов и Рерих, возвышенный сюжет некоего космического характера – абстракция Н. Гончаровой «Пространство»)…
«Я мог бы стать не только музыкантом, да, мог бы… художником», – так говорил о себе Рихтер, и в ГМИИ хранится коллекция пастелей, исполненных маэстро, весной выставлявшихся в Музее личных коллекций. Пластические искусства на «Декабрьских вечерах» представлены произведениями из собраний ГМИИ, Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русского музея, Астраханского художественного музея, Серпуховского художественного музея и Государственного музея-усадьбы «Архангельское».
В этом году фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» представляется особенным – все-таки сразу два юбилея…
Арина АБРОСИМОВА.