Искусство в диалогах

Рубрики: [Анонсы]  [Музыка]  

До 30 декабря ГМИИ им. А.С. Пушкина проводит XXXV Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» с посвящением 100-летию великого музыканта. В далеком 1981 году директор музея Ирина Антонова и великий музыкант Святослав Рихтер сформулировали его основную идею – единство культуры через синтез изобразительных искусств, музыки и поэзии. И вот уже 35 лет накануне новогодних праздников это единство культуры является во всей своей полноте.

И все-таки в первую очередь этот диалог искусств устраивается вокруг музыки – она играет главную роль. Очень насыщенная программа юбилейного фестиваля составлена как из хорошо знакомых произведений, например, прозвучат Крейцерова и Патриотическая сонаты Бетховена, так и малоизвестные вещи, с охватом от барокко до современной музыки. Фестиваль традиционно проводится в Белом зале музея, задуманном И.В. Цветаевым как «Зал русской славы». По словам И.А. Антоновой, «отличие «Декабрьских вечеров Святослава Рихтера» от других известных нам примеров исполнения музыки в «неконцертных» помещениях – в том, что Музей не «используется под концерты», а включает музыку в свои проекты, ищет созвучий в разных видах художественного творчества». Откроет Вечера концерт камерного ансамбля «Солисты Москвы» и художественного руководителя фестиваля после смерти С.Т. Рихтера Юрия Башмета и пианистки Ксении Башмет, прозвучат произведения Бриттена, Стравинского, Шенберга. «Неоклассика, или Большое музыкальное путешествие» – так называется концерт (18 декабря), составленный из произведений XVII–XX вв. в аранжировке XXI века.

Оперные певцы выступают в камерной обстановке – например, замечательное сопрано Юлия Лежнева 22 декабря исполнит музыку Перголези и Генделя. Скрипач и контратенор Дмитрий Синьковский с ансамблем барочной музыки “La voce strumentale” и певица Яна Иванилова порадуют слушателей музыкой Вивальди, Джеминьяни, Скарлатти. Наталия Гутман (виолончель) выступит дважды (17 и 23-го), пианист Даниил Трифонов – 29 декабря (БахБрамс, Шуберт, Рахманинов), французский виртуоз, вызвавший фурор на XV конкурсе им. Чайковского, Люка Дебарг (фортепиано) 30 декабря завершит фестиваль (Скарлатти, Моцарт, Шопен, Лист, Равель). Имя Рихтера пользуется огромной популярностью, звучит в памяти и сердцах его коллег, в том числе и очень молодых музыкантов. Если эту часть программы ежегодно представляют лучшие отечественные и зарубежные исполнители, звучат классика и авангард, то адекватное решение можно видеть и в произведениях живописи, графики, скульптуры, а стихи поэтов разных эпох читают актеры или сами авторы.

И все подчиняется общей концепции, которая год от года – всегда разная. Нынешние Вечера подчинены идее «Вечных тем искусства» – лишь на первый взгляд простой, но слишком уж многогранной для того, чтобы, с одной стороны, внести в нее необходимые составляющие, полностью ей отвечающие, а, с другой – не переусердствовать, суметь ограничить отбор. Но как тут устоять перед искушениями, как ограничить бесконечный поток искусства, «подходящего» к данной всеобъемлющей концепции?..

По мнению устроителей, таких тем четыре: любовь в разных ее пониманиях – духовная и чувственная, личная и социальная, земная и небесная (Афродита и Ева, Венецианов и Ватто, Пикассо и Шагал, Буше и Самохвалов); герои в их мужественном противостоянии злу во все времена – как в эпоху Античности, так и в годы Великой Отечественной войны (две картины Никола Пуссена – из ГМИИ и Эрмитажа – парные, и сейчас, после долгой разлуки, они воссоединились в одной экспозиции. Революционная графика Д. Бисти и бронзовый «Ветер» В.Мухиной, «Марсельеза» Ф.Рюда, «Восстание» О.Домье, модель памятника Суворову М.Козловского); жизнь и судьба в их романтическом или драматическом воплощении («Суета сует» М.Витхоса, «Аллегория бренности» Б.Строцци, «Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила» Николая Ге, эскиз к знаменитой картине «Над вечным покоем» И. Левитана, «Рок. Красная стена» В.Кандинского); человек и окружающий его мир – размышления о мироздании или контакт с природой, согласие с окружающим миром или противостояние ему (С.Щедрин и А.Иванов, Коро и Сезанн, Кузнецов и Рерих, возвышенный сюжет некоего космического характера – абстракция Н. Гончаровой «Пространство»)…

«Я мог бы стать не только музыкантом, да, мог бы… художником», – так говорил о себе Рихтер, и в ГМИИ хранится коллекция пастелей, исполненных маэстро, весной выставлявшихся в Музее личных коллекций. Пластические искусства на «Декабрьских вечерах» представлены произведениями из собраний ГМИИ, Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русского музея, Астраханского художественного музея, Серпуховского художественного музея и Государственного музея-усадьбы «Архангельское».

В этом году фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» представляется особенным – все-таки сразу два юбилея…

Арина АБРОСИМОВА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Светлана Разина. Попытка не пытка
Коротко
Николай Зиновьев. Болезни вопреки
Гол под Бэллу Ахмадулину
Владимир Матецкий в новом проекте «Мимонот»
По ширине и долготе
Пробуждение звездных войн
«Браво»: Рождественский концерт в Мюзик-Холле
Алексей Романов: презентация книги стихов «Все сначала…»
Андрей Макаревич: выставка «Женский портрет»
«Иерей-Сан. Исповедь самурая»: Отпуск в сентябре
«Невероятная тайна Лулу»: Есть или не есть?


««« »»»