Так уж сложилось, что жители одной шестой части суши, считая до четырех, делают неосознанный акцент на один и три, а не на два и четыре, как иностранные граждане. Поэтому исторических корней блюза в России нет и быть не могло, это медицинский факт. Тем не менее, играть его у нас научились на вполне приличном уровне, что и показал прошедший недавно в саду Эрмитаж международный фестиваль Blues Summit.
Интересно выступили российские группы: T.BLAKK, образец тяжелого, “ураганного” блюз-рока; Kashin & Upfront, исполняющие белый блюз в британском стиле (а их лидер Кашин еще и лицом похож на Джона Мэйалла); Треф, играющие приблюзованный электронный арт-рок; Modern Blues Band, тяготеющие к чикагскому стилю. К сожалению, неудачно выступила очень хорошая, техничная группа Blues Cousins – ее игра была слишком рыхлой и незахватывающей.
Пожалуй, наибольший сюрприз преподнесли прибалты. Перед выступлением группы из Эстонии Kolumbus Kris многие иронизировали, дескать, что там “горячие эстонские парни” могут сыграть в блюзе? Но после первых же аккордов все поняли, что имеют дело с классными музыкантами, которые “на всю катушку” наяривали очень стильный традиционный блюз-рок и быстро завели весь Эрмитаж. Особо у эстонцев выделялись постоянно импровизирующий гитарист Айвар Оя, игравший нестандартно и разнообразно, и артистичный вокалист Урмас Варе. Два других коллектива из Прибалтики – литовский Road Band и латвийский Rebel – также произвели сильное впечатление, главным образом, своими оригинальными идеями и напором.
Датчане Kenn Lending Blues Band выступили грамотно, но слишком отмороженно; польская группа The Blues Nightshift, наоборот, играла с экспрессией, но без достаточного мастерства. На хорошем профессиональном уровне было выступление российской группы Blues Hammer Band, которую возглавляет легендарный Михаил Соколов (он же Петрович), в прошлом барабанщик группы “Удачное Приобретение”, ныне блестящий исполнитель на гармонике.
Как и следовало ожидать, наибольший восторг у зрителей вызвало появление группы “Кроссроудз”. Собравшиеся замерли на некоторое время, услышав неповторимое звучание коллектива – такого плотного, фирменного звука больше не было ни у кого; игра группы была так монолитна, как будто играл один человек. “Да-а, вот это профи…”, – слышались комментарии меломанов.
Ну а настоящим героем фестиваля стал знаменитый британский гармошечник Пол Лэмб. Его гармоника извлекала такие звуки, что оставалось только поражаться, как ему удается создавать такое разнообразие тембров и интонаций – она звучала то как тромбон, то как гобой, то как виолончель, причем все это сопровождалось наивысшей техникой игры.
Завершился фестиваль, как и принято, джемом, когда музыканты разных групп исполнили вместе, без подготовки, несколько блюзовых стандартов – кульминация была великолепна. Будем теперь ждать новых фестивалей, тем более что блюз в России умеют как играть, так и слушать.
Александр ОСИПОВ.
Фото автора.