Я не большой поклонник театра, но спектакль “Есть ли жизнь на Марсе?”, показанный в Драматическом театре имени Станиславского, вызвал во мне не просто восторг и восхищение, но некое экстатическое состояние, которое последний раз я испытывал в 1977 году на “Гамлете” в постановке Тарковского. Если соединить воедино трагикомедию, гротеск, стебалово, сарказм, фантасмагорию, пантомиму, мюзикл и блестящую актерскую игру – это и будет “Есть ли жизнь на Марсе?”, а сотворил этот антрепризный моноспектакль всего один человек – Петр Мамонов. Здесь он выступает в роли драматурга, режиссера-постановщика, сценографа, автора музыки и единственного исполнителя.
Об уникальном актерском таланте Мамонова писали много, но, пожалуй, именно в данной постановке он проявился во всей полноте. Это было лицедейство в высшем смысле этого слова, где сочетались неповторимые мамоновские мимика, жесты, пластика, пение и драматическая игра; причем все – с полной отдачей, без всяких поблажек самому себе (в отличие от многих наших театральных актеров, играющих “в полноги”). Режиссура – безупречная, действие развивается динамично, упруго, без занудства; скучно не становится ни на одну секунду. Петр Мамонов, постоянно перевоплощаясь, заставляет зрителей то содрогаться от хохота, то застывать в изумлении, то призадумываться, узнавая в сценических образах самих себя.
Сама пьеса, сочиненная Мамоновым, представляет собой экзистенциальную версию чеховского “Предложения” с добавлением отдельных сюжетных линий в виде зарисовок из российской жизни, а также фактов биографии Антона Павловича, представленных в саркастическом ключе. Оформление сцены выполнено в духе минимализма, свет – психоделический, красно-зеленых тонов.
Музыка в спектакле просто потрясающая. По своей концептуальности она выдержана в лучших традициях “Звуков Му”, плюс усилена современным компьютеризированным, но очень органичным звучанием. Я уверен, что ни один приглашенный композитор не создал бы чего-либо, так точно соответствующего духу этого произведения.
Пожалуй, за многие годы это был первый спектакль, на который мне захотелось приходить еще и еще. Но, увы – в конце июня “Есть ли жизнь на Марсе?” исполняется в последний раз, после чего прекращает свое существование; так что, кто не успел – тот опоздал. А осенью Петр Николаевич Мамонов, если все будет в порядке, порадует всех нас своей новой постановкой, чего мы ему искренне желаем.
Александр ОСИПОВ.