Выход на сцену этой актрисы зал неизменно встречает громом аплодисментов. Зрительскую любовь, глубокое уважение коллег, товарищей по сцене она завоевала в равной мере как талантом, так и феноменальной, редкой трудоспособностью, полной самоотдачей в любой из играемых ролей. О таких говорят – трудоголик. И еще одна черта, становящаяся уже редкой в наше время, определяет ее характер – верность раз и навсегда избранному. В творчестве, в личной жизни. Пятьдесят три года служит она сцене одного театра – Центрального театра Российской армии, куда Людмила Ивановна Касаткина, ныне народная артистка СССР, лауреат многих премий и наград, пришла прямо со студенческой скамьи по окончании актерского факультета ГИТИСа, нынешней Российской академии театрального искусства. Сколько ролей сыграно на этой сцене – не счесть. И каждая следующая не похожая на предыдущие. А сколько еще в кино! Собственно, кино-то и принесло ей вселенскую славу сразу же после первого ее фильма “Укротительница тигров” в 1955 году. А потом тоже ошеломляющий успех “Укрощения строптивой” – экранизации, сделанной Колосовым, мужем актрисы, по замечательной постановке этой шекспировской комедии А.Поповым на сцене ЦТСА.
Всю свою творческую жизнь они идут рука об руку – актриса Людмила Касаткина и режиссер Сергей Колосов, первый из отечественных кинорежиссеров начавший снимать многосерийные телефильмы. И в каждой его работе она в главной роли. Еще не отравленные американскими телеподелками, с каким напряженным вниманием впивались мы тогда в телеэкраны, следя за перипетиями героев “Операции “Трест”, “Вызываем огонь на себя”, с каким захватывающим интересом, болью в сердце смотрели “Помни имя свое” и “Мать Марию”. Съемки отнимали массу времени и сил, а в театре шла своя ежедневная напряженная работа: утром репетиции, вечером спектакли.
Сегодня, вспоминая прежние роли актрисы, чаще всего называют ее героических женщин, как та же Мать Мария или отважная разведчица Нила Снижко в спектакле “Барабанщица”, а я не могу забыть ее совсем простенькую Анечку из спектакля “Океан”, молоденькую медсестричку, выскочившую с ходу замуж за выпускника-офицера и угодившую с ним на Дальний Восток. Бытовые неурядицы, рабочая текучка, ЧП у мужа на корабле, болезнь крохотных дочек чуть не приводят Анечку к семейному краху. И сколько мудрости, терпения, находчивости, природной чисто женской интуиции открывается в этой незаметной, казалось бы, женщине, когда дело доходит до спасения домашнего очага. Каждый раз в сцене ночного объяснения Анечки с мужем (его блестяще играл покойный Андрей Попов) в зрительном зале начинали мелькать носовые платки. На мой взгляд, Анечка Касаткиной была лучшей актерской работой всего многонаселенного “Океана”, а играли там все тогдашние звезды ЦТСА, начиная с того же А.Попова, В.Зельдина и других.
Сегодня у Людмилы Ивановны в родном театре две роли, яркие, контрастные: актриса Марго в острой трагикомедии американских драматургов М.Оро и Э.Денем “Шарады Бродвея”, уже давно идущей на сцене Театра армии, и великолепная королева Елизавета в пьесе Л.Разумовской “Ваша сестра и пленница”. А на своем юбилейном вечере 18 мая Л.Касаткина вместе с В.Смирнитским и И.Жорж предстала в одноактной комедии М.Задорнова “Хочу купить вашего мужа”, продемонстрировав еще одну новую грань своего неиссякающего дарования.
С юбилеем, дорогая Людмила Ивановна! Новых успехов вам, новых ролей на радость ваших верных поклонников-зрителей.
Наталия БАЛАШОВА.
На снимке: Л.Касаткина в роли Лейди (“Орфей спускается в ад”).