СВЕТ ЗВЕЗДЫ ПО ИМЕНИ ЮНГ

Год назад мы потеряли друга. Он умер так неожиданно и так рано, что и сегодня многие не могут до конца поверить в его смерть. Ведь, когда гаснет звезда, еще долго не меркнет ее свет.

«Художник по свету – Игорь ЮНГ», – вы могли не слышать это имя, но не могли не видеть его СВЕТ, свет “Рождественских встреч Аллы Пугачевой”, знаменитого шоу Ф.Киркорова в с/к «Олимпийском», лучший свет в романтическом “Замке из дождя” Владимира Преснякова-мл. и в хулиганском шоу “Прикинь, да!” группы “На-На”, на церемониях “Звезда”, “ТЭФИ”, «Чайка», дефиле Пако Рабана, популярных телепроектах – «Утренняя звезда» (ОРТ), «Шарман-шоу» (РТР), «Империя страсти» (НТВ), «Музобоз» (ТВ-6), а также новогодних проектов телеканалов ОРТ, НТВ, ТВ-6 и сольных концертов звезд популярной музыки.

Этот взрослый, красивый человек с фамилией знаменитого психоаналитика, внешностью мачо и репутацией блестящего профессионала прожил жизнь, занимаясь зримым и при этом по-детски сказочным делом, – Он “рисовал” светом.

Его талант, вкус, требовательность к себе, фонтанирующая способность постоянно генерировать и щедро делится творческими идеями – и как следствие всего этого удивительная красота «сценической картинки» привели к тому, что должность – «осветитель» стала Профессией – «Художник по свету». Юнг изменил не только «картинку» – теперь ее почтительно называли «световой палитрой», но и отношение к своей работе, которая перестала быть лишь производственной необходимостью – ремеслом мастерового, а стала работой Мастера, полноправного соавтора шоу, наравне с исполнителем и режиссером.

Вспоминает Алла ПУГАЧЕВА:

Он был первым человеком, с которым вообще можно было говорить о световой палитре, о световой партитуре. В то время он, пожалуй, единственный понимал, что это такое… Он был осветителем Богом данным для праздника.
Сама фамилия была такая короткая и артистичная, что ему подходила – быть звездой среди всех осветителей, мастеров. Как всякий талантливый человек, он мог внедриться в режиссуру любой программы – телевизионной и концертной. К его мнению прислушивались. Иногда благодаря Его свету мог поменяться номер.

С Примадонной в творческой биографии Юнга было связано пикантное недоразумение.

Это случилось несколько лет назад на съемках новогоднего «Шарман-шоу». Накануне вечернего выступления проводилась досъемка, для участия в ней прибыла и августейшая чета Пугачева – Киркоров. Видимо, особая творческая атмосфера в зале вдохновила Аллу Борисовну, так или иначе, но неожиданно для всех она стала самостоятельно режиссировать свет на номер супруга Филиппа. После короткой паузы общего замешательства по громкой связи во всеуслышанье Некто корректно напомнил о присутствии в зале Художника по свету. Подобную «дерзость» мог позволить себе только «Лучший», – именно так говорили о Юнге все. Ведь, если для публики Он всегда оставался в тени своего света, то для профессионалов он был легендарной фигурой уже при жизни. На такую оценку Юнг реагировал по-детски смущаясь, говоря обычно: «Я только вывожу лошадь главного героя». Подобные ироничные высказывания снискали ему славу острослова (многие афористичные и емкие характеристики, данные Юнгом, до сих пор цитируются, а фирменные словечки украшают лексикон деловых переговоров, как только речь заходит о свете).

Сам же Игорь высказывался о фантастических возможностях своей работы так.

ЮНГ: Моя работа – процесс интимный. Мне кажется, это сугубо индивидуальное, личное творчество. Это работа на уровне вкусовых ощущений. Если есть какой-то вкус, то любую музыкальную вещь или любое сценическое действие ты воспринимаешь относительно своих вкусовых ощущений и переносишь их на свою работу – на сцену. Вот и все…

Даже для тех, кто работал с Игорем, наблюдал, как Он «рисует светом», создаваемое им «полотно» оставалось невидимым до самого начала шоу. И лишь когда публика заполняла зал и последний звонок “срывал” невидимый покров, работа Художника “оживала” в единстве света и звука. Играя музыкальными фразами, световой поток то рассыпался мозаикой лучей в такт динамичной мелодии, то необъяснимой игрой света делал сцену ирреальным и бесконечным пространством для артиста и его музыки…

ЮНГ: ...Моя работа, может быть, вторична. Я считаю, что вывожу лошадь главного героя. Меня это не смущает, я этим горжусь, каждый должен делать свое дело. После шоу “Пинк-флойд”, где все сделано на световых эффектах, пусть моя работа будет вторична, но зато я знаю, что она может быть ТАКОЙ. Ради этого можно…

Концерт “Пинк-флойд”– был высшим критерием оценки для Юнга – ошеломляющее своим масштабом и мастерством воплощения шоу стало явлением в музыкальной культуре ХХ века…

В 1989 году, когда «Пинк-флойд» давали свои знаменитые концерты в Москве в с/к «Олимпийском», Юнг был единственным российским художником по свету, кому предложили поработать в технической группе англичан с «нашей» стороны.

ЮНГ: Эти концерты стали настоящим потрясением, а когда я посмотрел на видео их шоу уже 94-го года в Лондоне, то был просто поражен: не все осталось на прежнем уровне, а ведь, казалось, что шоу 89-го “поставило” самую высокую планку. Они пошли еще вверх и настолько, что нет предела!.. Меня поражает в “Пинк-флойд” то, что “это нужно”. Вот что самое главное! Когда мы поймем, что “это нужно”?! У нас же есть корабли и какие-то авианосцы, которые гораздо дешевле подобного света! Но кто-то считает, что они нужнее… Когда начнут считать нужнее такое шоу “на уровне авианосца”?!

Так наивность его риторического вопроса иллюстрировала творческую неудовлетворенность, которую Юнг испытывал последнее время. К чему лукавить: качество музыкального материала далеко не всегда соответствовало качеству его работы.

ЮНГ: Я, например, чувствую себя невостребованным по большому счету. Ну, работаю на уровне тех задач, которые мне ставятся, но они не очень высокие, не в обиду будет сказано, может быть, в силу материальных стеснений. Хотя я не знаю артиста, который бы не пришел и не сказал: “Мы должны сделать так, как еще ни у кого не было!” С этого все начинают, а конкретно идеи, какого-то образа нет, мы этим не избалованы… Я, например.

В свое время неограниченные возможности, предоставленные Юнгу при создании легендарного концерта В.Преснякова-мл. «Замок из дождя» в 1995 году в с/к «Олимпийском», привели к рождению необыкновенно красивого светового шоу. Позже, когда на Церемонии профессиональных премий «Звезда» «Замок из дождя» был признан «лучшим концертным представлением сезона», Юнг аплодировал этому успеху… сидя за световым пультом, а заветные «звезды» на сцене получали другие звезды – авторы шоу…

ЮНГ: Большое шоу – это то, к чему стремишься. Но есть интимные концерты, которые были сняты в маленьких залах, там были “картиночки”, которые западают в душу до сих пор. Концерт может быть сделан маленькими средствами, но если достигнута атмосфера, – это уже победа.

Любой из исполнителей, кому хоть раз довелось поработать с Юнгом, появляясь на съемочной площадке музыкальной передачи или концертной площадке, всегда интересовался: «Свет – Юнг?». И сразу успокаивался, услышав утвердительный ответ, потому что Юнг было синонимом качества работы, красоты света. Ведь если усилиями стилиста и модельера удавалось создать образ одному отдельно взятому артисту, то благодаря свету Юнга образ обретало целое представление, каждый концертный номер превращался в мини-спектакль со своим неповторимым световым оформлением, а музыкальное шоу в целом буквально «радовало глаз», ошеломляло, производило неизгладимое впечатление на публику. Понимая это, его приглашали всегда.

ЮНГ: Популярность – это особое слово, оно более применимо к тем, кто работает на сцене. Я просто, известен у артистов в силу моей нужности.

Степень “нужности” подтверждалась традицией “повторных” приглашений, так в течение многих лет свет Юнга поддерживал сияние других звезд.

Художник по свету, он и в жизни был яркой личностью. Отдавая должное культуре порно, он любил и знал кино – Гринуэя, Тарковского, Линча. Виртуозно пользуя в общении ненормативную лексику, в настроении цитировал… любовную лирику Маяковского. Также в сферу Его интересов входили история дизайна, азартные игры и “сокровища” Блошиных рынков Лондона и Нью-Йорка. Если вспомнить высказывание Юнга о вкусе как основе для работы художника по свету, оставалось лишь приветствовать подобные пристрастия.

ЮНГ: Я люблю музыку, которая соответствует моему внутреннему настроению. Это медленная, объемная музыка – я сейчас говорю простыми словами, потому что они бедны для ее оценки. …В армии я “сидел” за песню Мика Джаггера “Angie”. Это был 75-й год, тогда было запрещено слушать “Голос Америки”, “Немецкую волну” или “Концерт-1″ из Лондона», а я приходил к радистам на станцию и слушал в наушниках такую музыку. И как-то раз был пойман за этим занятием. Пришлось отсидеть пять дней на гауптвахте. С тех пор у меня осталась особая любовь к этой композиции…

Год назад, когда Игоря не стало, все много говорили. Говорить о потере – единственный способ поделиться, облегчить боль утраты. Вспоминали, думали, как увековечить память о Нем.

К счастью, те слова оказались не пустыми рассуждениями…

25 мая на Площади звезд у концертного зала «Россия» появится «Звезда Художника по свету Игоря Юнга». В концерте «Памяти Юнга» будут петь звезды, чья творческая судьба была украшена СВЕТОМ ЮНГА.

Юлия ФИШМАН.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Истинно народная
ДЖАГГЕРУ ПРИДЕТСЯ ПЛАТИТЬ БОЛЬШЕ
АМЕРИКАНСКАЯ КОМЕДИЯ
Это надо не мертвым, это надо живым
Уикенд
52 МИНУТЫ С ИРИНОЙ САЛТЫКОВОЙ
Шейлок в виртуальном мире
FORTE RIGA-2000 ЖДЕТ ГОСТЕЙ
ЕЩЕ ОДНО ДИТЯ ЛЮБВИ
ЕВГЕНИЙ ФЕДОРОВ В ТЮРЬМЕ
Еврейские песни о главном
У ШИРЛИ ЧЕШУТСЯ РУКИ
Коротко
БОНО ПОНРАВИЛОСЬ РАБОТАТЬ С ВЕНДЕРСОМ
Альбом «Светлый металл» группы «Черный кофе»…
ПРОДАНА ГИТАРА ПРЕСЛИ
ЛИНДА ИЩЕТ “ФИШКИ”
СТРЕЙЗАНД & ГОЛДБЕРГ ВПЕРВЫЕ ВМЕСТЕ
Группа Metallica, Патти Смит, Джеймс Браун, Бек, Бо Диддли и Аланис Мориссетт станут участниками…
ДЖЕЙН ФОНДА ПЕРЕДУМАЛА
КИНО с 22 по 28 МАЯ
КОТ ДЛЯ ЛАРИСЫ
ГДЕ ЖЕ НАЙТИ “ОПТИМАЛ”?
ЗДОРОВЬЕ ХЬЮСТОН ВСЕХ БЕСПОКОИТ
ТЕАТРЫ И КОНЦЕРТНЫЕ ЗАЛЫ с 22 по 28 МАЯ
ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНЬКИ…
К ВОПРОСУ О ВКУСЕ
ДЖЕЙМС БРАУН ОТМЕНИЛ КОНЦЕРТ
Проект доброй воли
ПОЛИНА РОСТОВА – ИМЯ СОБСТВЕННОЕ
У ПИТЕРСКИХ ХИТМЕЙКЕРОВ СЛАБЫЕ НЕРВЫ
Поговорить на языке души
ФБР “ОКУЧИВАЛО” МАРЛЕН ДИТРИХ
ТОММИ ЛИ МОГУТ ПОСАДИТЬ В ТЮРЬМУ
Карен Шахназаров: Особенность национального кинематографа в том, что он – национален


««« »»»