В залах ЦДХ завершает работу выставка шедевров русского искусства XIX – начала ХХ века из собрания Киевского музея русского искусства. Представлены 57 живописных полотен и 38 листов графики 32 авторов, чьи имена являются гордостью русской культуры. Здесь П.Федотов, И.Крамской, Н.Ге, А.Саврасов, И.Шишкин, В.Верещагин, И.Репин, В.Суриков, В. и А.Васнецовы... Отдельный зал составили работы М.Врубеля, в числе которых жемчужина собрания – знаменитая “Девочка на фоне персидского ковра” (1886).
Основой собрания музея первоначально послужила национализированная после революции 1917 г. часть коллекции семьи промышленников-сахарозаводчиков Терещенко, в течение нескольких десятилетий, начиная с середины 70-х гг. XIX в. собиравших преимущественно реалистическую живопись. Они приобретали работы передвижников на выставках в Петербурге, Москве, Киеве и у самих художников, соперничая с П.Третьяковым. Так, Федор Терещенко однажды “перехватил” у Третьякова полотно И.Крамского “Крестьянин с уздечкой”, и Третьяков много лет досадовал, что эта прекрасная вещь ушла от него… А в коллекции Ивана Терещенко хранилась последняя картина П.Федотова “Игроки” – странная, мрачная, говорящая о душевном надломе автора…
В 30-е гг. Фонды Киевского музея русского искусства пополнились за счет перераспределения ценностей – так появились картины Н.Ге. В начале войны музей эвакуировал часть фондов в Уфу. Около 1500 экспонатов – икон, полотен XVIII и начала XIX вв. пропало и не найдено до сих пор. После войны в восстановлении музея приняли участие Эрмитаж, Третьяковская галерея. Киевский музей русского искусства стал одним из богатейших хранилищ страны.
Впервые за всю историю музея такое большое количество прекраснейших произведений искусства покинуло свои залы и уехало за границу. Чтобы организовать эту выставку, ее устроителям – киевскому музею и компании “Арт-курьер” понадобилось преодолеть немало трудностей – финансовых, таможенных, пограничных и иных – к счастью, благополучно. Недаром директор Киевского музея русского искусства Т.Н.Солдатова очень точно назвала выставку в Москве “проектом доброй воли”.
Олег ТОРЧИНСКИЙ.
На снимках: П.Федотов “Игроки” (1852). И.Шишкин “На севере диком…” (1981).