Ансамбль эстрадных миниатюр и пантомимы “Гротеск”… Сначала пробую название на вкус: как произносится. Необычно. А затем уже нет времени размышлять над этим (после подумаю, после!), потому что начинается представление – “Заводные игрушки”. Оно идет всего час, но сидящие в зале – взрослые и дети – времени не чувствуют: перед ними разворачивается сказка. В ней есть смешное, грустное – необыкновенное? Маленькие интермедии, которые смотреть не просто интересно – приятно.
Руководит коллективом Любовь Андреевна Пашкова. Она училась у Николая Ивановича Павловского – основателя пантомимы в СССР, более двадцати лет проработала в этом жанре на эстраде. Уйдя из Москонцерта, Пашкова решила организовать свою студию. Так появился детский коллектив “Мозаика”, на базе которого Любовь Андреевна готовила артистов, а потом, около десяти лет назад, возник и взрослый – “Гротеск”.
Сначала было двенадцать человек, потом – восемь, а сейчас – трое: сама Пашкова и два актера: Павел Журавихин и Наталья Куликова.
Классической пантомимой номера “Гротеска” не назовешь – яркие костюмы, танцы – совсем не так, как было у Марселя Марсо. Но вы бы видели, какими глазами смотрит ребятня на эти наряды, когда они мелькают по сцене, создавая маленькие разноцветные вихри! А зрители – они ведь все чувствуют, особенно маленькие!
Один номер “Гротеска” меня поразил. Он был яркий… изнутри. Не было никакой мишуры, только два веера, и те метаморфозы, которые с ними происходили, для каждого сидящего в зале обозначали только его, личное.
Если посмотреть во время “Фантазии”, так называется этот номер, на лица людей, то удивишься: вот, оказывается, вы какие – раскрытые, свободные, искренне радующиеся!
Каждый номер ансамбля – а всего их больше пятидесяти – калейдоскоп, в котором есть и маленькие смешные сценки, и немного грустинки, и рассказы о том или ином человеке (может, нашем знакомом?) – все, что угодно.
Никакой загадки тут нет. Дело в таланте. Педагога и режиссера – Пашковой. И, безусловно, актеров. Потому что эти трое, не сказав ни слова, могут передать то, на что у многих уходят дни, недели. И тем самым помогают нам, пришедшим на спектакль, стать немного естественнее, проще, добрее. Не поверите: час, пока шли “Заводные игрушки”, я словно провела в детстве, вернулась туда ненадолго благодаря номерам ансамбля.
“Гротеск” сравнивают с “Лицедеями”, “Масками”, но они совсем другие. Впрочем, сколько ни перебирай их, ни пересчитывай, про всех можно сказать: не такие. Не таким был Марсо, не таким – Енгибаров. У них у каждого – своя траектория жеста.
Анна ПОПОВА.
Фото из архива ансамбля “Гротеск”.