Школьные годы чудесные

Дети “Галины Вишневской”

Однажды я попала в один из наших столичных музыкальных театров на оперу “Пиковая дама”. Спектакль пришелся на зимние каникулы, в зале было много школьников, которых учителя “пригнали” слушать оперу “по плану”, “по программе”. Как на урок. Вот они и слушали ее, как кусок скучной школьной программы. Шуршали шоколадными обертками…

А недавно посчастливилось мне оказаться в совершенно иной обстановке, где царствовала опера, и ее участники – школьники учебного музыкального театра “Галина Вишневская” – творили ее сами. Вообще-то была обычная репетиция в обычном классе под рояль. Разве что с отдельными элементами костюмов. В театре это называется “прогон”. Одна лишь маленькая деталь. В первом ряду среди педагогов и незанятых в репетиции школьников сидела сама Галина Павловна Вишневская и внимательно следила за всем, что происходило на импровизированной сцене. Впрочем, сцена без барьеров позволяла прерывать действо, вмешиваться в него, корректировать голоса. А показывали, между прочим, сцену бала – дня рождения Татьяны из “Евгения Онегина”, и бессмертные пушкинские строки приблизились к нам уж нельзя ближе, и юные артисты – участники бала – не играли, нет, они жили на балу, вовлекая и нас, зрителей, в свое пространство, в свой мир, в котором истина – опера, а жизнь – игра. И все вместе – естественное состояние души.

Уж тут бы никому в голову не пришло шуршать обертками. Вот Трике, который “привез куплет Татьяне”, вот Ленский, Онегин, Ольга… Некоторые строки из либретто они говорят, но в основном поют, как во взрослом спектакле. И никаких скидок на возраст. Юные молодые голоса звучали чисто, красиво, все движения были отработаны, и только немногие профессионалы и педагоги знали, какая титаническая работа стояла и стоит за каждой пропетой или произнесенной строкой, подвластная лишь коллективу единомышленников.

А начинался театр с маленькой студии в обычном московском Доме пионеров. Пять лет назад на базе театра открылась школа, своеобразная ЦМШ для будущих оперных певцов. И не только певцов. В школе четыре отделения: оперное, хореографическое, оркестровое и художественное. Как говорится, налицо все специальности для того, чтобы поставить оперу. В остальном школа как школа. По полной программе. Только дети здесь занимаются с утра до вечера, потому что после школьных уроков начинаются другие: специальность, сольфеджио, пение, танец, рисунок и т.д.

Преподаватели очень гордятся теми своими выпускниками, которые после этой школы поступают в музыкальные или театральные колледжи и вузы. Собственно, студенты – выходцы из школы – показатель должного уровня образования. Так что есть чем гордиться. Директор школы Елена Юрьевна Трацевская, кажется, видит ученика насквозь. Не от каждодневного общения. Да, она их слышит, наблюдает за ними. Но можно и слышать, и наблюдать. И учить. Но при этом оставаться как бы в стороне или быть “над”. В духовной же близости стерты возрастные и профессиональные границы. В единении душ сверхзадача – очередной спектакль, а ее составные части – каждый учебный день, как еще одна ступенька к спектаклю. К Мастерству. Через эти ступеньки нельзя перепрыгнуть с легкостью необыкновенной. Это весьма многотрудные ступеньки. Попробуй что-то недоделать или где-то схалтурить – и на пути к спектаклю появится невидимая трещинка, которая может самым неожиданным образом “выстрелить”. В этой школе ступеньки каждого ученика – будущего артиста – очень крепкие, надежные. Потому и спектакли получаются увлекательные. С одной стороны – детские, в которых превалирует непосредственность, искренность, даже наивность. С другой – профессионально поставленные голоса, четко отработанные мизансцены, единый режиссерский замысел.

…Знаменитая Галина Вишневская появилась в школе почти случайно. Как-то возник вопрос о названии. И вот, воспользовавшись случаем, школьники сами поехали к Галине Павловне и привезли ее в школу. Ожидала ли она услышать и увидеть такой уровень? Вряд ли. Дети и… настоящая взрослая опера. Галина Павловна благословила коллектив. С тех пор в каждый свой приезд в Россию она дает мастер-классы, пестует солистов, просматривает репертуар. А школа стала называться “Учебно-воспитательный комплекс “Галина Вишневская”.

И все же, на мой взгляд, самая большая заслуга школы и ее педагогического коллектива – это реставрация и постановка уникальных и давно забытых опер.

Мало кто знает, что русская императрица Екатерина II баловалась писанием либретто. А между тем в триумфальном шествии по Европе комической оперы XVIII века не оставило равнодушной и Россию. Жанр итальянской опер-буфф обретает в России национальные черты. В опере “Горе-Богатырь Косометович” много гротеска, много песен. Спектакль максимально приближен к действу, которое можно показывать на улице. Законы жанра не запрещали героям то проговаривать диалоги, то петь, то танцевать. Веселье, выдумки, забавы не позволяют расслабиться ни артистам, ни зрителям. И незатейливый сюжет как бы скрывается в динамичной музыке, быстрых мизансценах. И при этом декорации очень просты, как это и принято было в XVIII веке. Костюмы же, напротив, красочные и абсолютно настоящие.

В репертуаре школы также есть миниатюрные детские оперы на музыку Бюхнера. Это “Король-Еловая шишка”, “Грибной переполох”, “Царь-Ледыш”, “Веселые марионетки”.

И вот “Евгений Онегин”, в котором постановщики решили повторить тот же, как и в операх прошлого, прием – сочетание пения и разговорного жанра. Очень интересное оригинальное решение. Юным артистам это пришлось по душе.

И что же? Что дальше? А дальше о материальном. Без которого невозможно творчество. У школы, слава Богу, есть свое здание. Далеко от центра, но есть. Правда, типовой проект никак не предусматривал хоть какое-то подобие сцены. Школьный музыкальный театр сейчас лауреат весьма престижных музыкальных фестивалей. Коллектив ездил на гастроли в Литву, на Украину, в Пермь, Рязань. Участвовала школа со своим театром в Дне города, юношеских играх, разных телемарафонах и фестивалях.

Ездить и гастролировать сейчас трудно. Если бы у школы и театра сейчас был постоянный спонсор, такой, которых раньше в России называли меценатами… Ведь подобного театра нет не только у нас, но и даже за рубежом. Кстати, недавно театр с успехом гастролировал в Италии. Это здорово.

Да что ж агитировать? Театр – это выступления и спектакли, даже если этот театр учебный. Театр – это успех. “И шумные нас радуют мечты…” Они, будущие покорители сцены, должны мечтать об успехе и успеть его вкусить.

Галина МУМРИКОВА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

“ЛИКИ ЛЮБВИ” – ПЕРВЫЙ КИНОСМОТР 2000-го
СПИСОК БЛЭКУЭЛЛА
“ПЕСНЯ ГОДА-99” – ОСОБАЯ ТЕМА
ГИБЕЛЬ ПОКЛОННИКА PHISH
МАДОННА ИЗВИНЯЕТСЯ
Приветствую всех, кто делает эту замечательную газету
СОТРУДНИЧЕСТВО НЕ СОСТОИТСЯ
ЧТО ЖДЕТ УБИЙЦУ ЛЕННОНА?
Мадонна возглавит шоу звезд “Tapestry Of Nations”…
МУЖЧИНА В БАРХАТЕ И КОЖЕ
ПЕСНЯ ОЗЗИ – ГИМН СТАРШЕКЛАССНИКОВ
СПЕКТАКЛЬ ОЛ ДЬЮТИ БАСТАРДА
ВИЗИТ ПАФФА ДЭДДИ В СУД
АЛЬБОМ-ХИТ ГОДА “The Miseducation of Lauryn Hill”
РАЗВОД СКЕРИ СПАЙС
МЭРАЙЯ КЕРИ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ
У “МАШИНИСТОВ” НОВЫЙ КЛАВИШНИК
БРЮКИ ЭЛВИСА ПРЕСЛИ
DEF LEPPARD ОБОКРАЛИ
КУТУЗОВ ПОЛУЧИЛ В ГЛАЗ
U2 НЕ ВЫСТУПЯТ В ДУБЛИНЕ
КРИСТИН ГРОЗИТ 10 ЛЕТ ТЮРЬМЫ
ДЕ НИРО СМЕЕТСЯ НАД СОБОЙ
СКАНДАЛ НА ГАЛА-КОНЦЕРТЕ
НОВЫЙ ВИТОК ЛЮБВИ
MOLOKO: ВАЖНЕЕ БЫТЬ СОВРЕМЕННЫМИ
ЗАПРЕТ ДЛЯ ЭЛА ДЖАРДИНА
РИКИ МАРТИН СБИЛ ЛАДУ ДЭНС
ГЭРИ ГЛИТТЕР ВЫВЕЗЕН ИЗ ТЮРЬМЫ
ОБВИНЯЮТСЯ ЭКС-УЧАСТНИКИ GUNS N’ROSES
В этом месяце планируется выпуск антологии альбомов…
Музыканты группы Bush..
МЕЛИССА ЭТЕРИДЖ РАСКРЫЛА СЕКРЕТЫ
Уикенд
Валентин Берлинский: За свободу, но против хамства


««« »»»