ПОВЕРИТЬ АЛГЕБРУ ГАРМОНИЕЙ

Серьезные ученые, доктора и кандидаты наук каждое воскресенье, будто артисты какие, берут под мышку свои скрипки-кларнеты да прямиком на репетицию оркестра. И так из года в год каждое воскресенье. Вот это хобби! И все ради чего? Чтобы дать раз в месяц концерт в Доме ученых для своих же коллег? Да нет, не только. Просто у них образ жизни такой.

…Сижу на одной из репетиций, которую ведет художественный руководитель и дирижер Симфонического оркестра имени А.П.Бородина ЦДУ РАН, доцент РАМ имени Гнесиных Павел Ландо. Репетиция напряженная, музыканты нервничают, потому что дирижер их часто останавливает, поругивает и предлагает играть все заново. Очень серьезный концерт предстоит – Моцарт, Гендель, Бетховен.

– Вы прямо деспот какой-то, Павел Борисович, никакого снисхождения к товарищам – ученым, – начинаю после репетиции разговор с дирижером и музыкантами.

– А вы как думали? Меня их ученые степени мало трогают. Играть все без исключения, будь то доцент или профессор, должны верно и с полной отдачей, – Павел Борисович с удовольствием подхватывает шутливый тон. (Чувствуется, человек легкий, с чувством юмора).

– Неужто и профессора играют?

– Профессура, доктора и кандидаты наук, аспиранты многих московских вузов и НИИ. В оркестре свыше 30 докторов и кандидатов наук – от физиологии и филологии до математики и кибернетики. Хватит на два ученых совета. А вот правое крыло оркестра – молодежь, студенты. Будущие ученые.

– Поразительно, как это любительский оркестр так здорово играет сложнейшую классику. Что же, у ваших артистов музыкальное образование есть?

– А как же! Кто закончил музыкальную школу, кто училище. Есть и выпускники консерватории. Талантливый человек зачастую талантлив во всем. В данном случае наука и музыка уживаются превосходно. Но мы не только классику играем. Наш конек – современные произведения, многие из которых написаны нашими друзьями композиторами-учеными. Это академик В.Шулейкин, доктор физико-математических наук В.Шеврин, кандидат технических наук, наш скрипач и альтист и композитор, автор трех симфоний Ю.Гринштейн. Между прочим, 25 декабря в Большом театре с его же оркестром и заслуженным артистом России альтистом И.Богуславским исполняли его “Ретро-сюиту”. Часто “открываем” для слушателей редко исполняемые сочинения русских и зарубежных классиков, например, скрипичный концерт Шумана недавно сыграли.

– Судя по всему, у оркестра высокий рейтинг. Слышала, что с вами очень любят выступать музыканты-профессионалы.

– Оркестр Дома ученых существует более 60 лет, и за эти годы с ним выступали Д.Ойстрах, С.Нейгауз, В.Пикайзен, И.Бочкова, В.Попов, В.Тонха – всех даже невозможно перечислить. Постоянно сотрудничаем с классом Ирины Бочковой (Московская консерватория), фондом Янкелевича и его учениками, участвуем в фестивалях, посвященных этому выдающемуся педагогу. Известные вокалисты с удовольствием поют с нами. Недавно Галина Писаренко c оркестром впервые исполнила вокальный цикл нашего большого друга композитора Леонида Римского. С нами выступали и такие известные зарубежные исполнители, как Д.Шварцберг и Р.Мастросерио. Студенты зарубежных музыкальных вузов тоже часто играют с нами. Кстати, мы дали “путевку в жизнь” многим молодым музыкантам, впоследствии ставшим лауреатами престижных международных конкурсов. А.Гаврилов, С.Иголинский, А.Чеботарева, О.Могилевский – известные во всем мире имена. Очень гордимся и своими собственными солистами, среди которых опять же доктора и кандидаты наук: Ю.Сухаревский, И.Башмаков, Г.Трофимова, Ю.Любченко, И.Шаринов, Н.Качурина, В.Уваров, В.Соболев, М.Шнейдер. Поддерживаем тесные творческие связи с вокально-оперной студией Дома ученых, консерваторией, Гнесинкой, Московской филармонией. Много лет с оркестром работает блестящий музыковед Марк Мануйлов, которому в большой степени обязаны нашими успехами. Вроде полный отчет дал…

– Послушать, так все сложности нынешнего времени, бедственное состояние науки и самих ученых как бы не коснулись вашего оркестра…

– Коснулись, увы, коснулись. Но мы смотрим на это дело философски. Что бы ни происходило, этот оркестр нам нужен, чтобы сохранялась художественная среда, без которой интеллигенция задыхается. И студенческая молодежь, кстати, тоже. Ведь на каждом углу “безданно, беспошленно” разливается “музыкальная сивуха”, отравляющая молодых людей, еще не успевших выработать иммунитет против безвкусицы. А вот когда студенты слышат и видят, как трепетно, искренне исполняет их профессор или преподаватель музыкальный шедевр… Словом, наша скромная просветительская деятельность дает надежду на будущее. Мы, кстати, продолжаем российские музыкальные традиции, которые еще в прошлом веке зародились. Достаточно вспомнить бесплатные музыкальные школы Балакирева, в которых принимали участие химик Бородин, офицеры Римский-Корсаков и Мусоргский, генерал Кюи и так далее.

Шестой год живем без всякой государственной поддержки. А нужны не такие уж большие средства, мы ведь привыкли в основном на энтузиазме работать. Дом ученых нас поддерживает, но, конечно же, не деньгами. Откуда у него? Если, паче чаяния, у кого-то возникнет желание поддержать такой единственный в своем роде коллектив, как наш, – милости просим. Но о гибели и речи быть не может, наш огонек еще посветит…

– Вот Павел Борисович “сглаживает” ситуацию, – вступает в беседу музыкант оркестра с 35-летним стажем Альфред Семенович Шрайбер, – но, к сожалению, оркестр испытывает колоссальные трудности. Все подобные оркестры уже развалились. У нас есть, конечно, спонсоры, но это не банкиры или предприниматели. Наши скромные помощники – родители, жены и другие родственники оркестрантов. Так что, сами понимаете, о каких суммах может идти речь. Нам бы играть большие произведения, но нет возможности приглашать солистов. Во всех оркестрах солистам платят, а у нас наоборот, с солистов берут, чтобы те сыграли с нами. Разве это дело? В любой цивилизованной стране мира любительские коллективы существуют на пожертвования. Знаем это точно…

Улучив момент, когда дирижер отошел по своим делам, музыканты наперебой стали говорить о нем хорошее.

– Успех оркестра во многом связан с Павлом Борисовичем Ландо, который работает с нами уже 16 лет. Он профессионал высшего класса, и с ним хочется играть как можно лучше, – спешит рассказать вторая скрипка, кандидат технических наук Галина Григорьева. – Но для нас, музыкантов, может быть, еще важнее его талант человеческого общения. Вы знаете, это “театр одного актера”! Тонкий, умный, обаятельный, остроумный, он заряжает нас энергией на неделю вперед. Летим на каждую репетицию как на крыльях. И вообще что бы мы делали без этих репетиций и концертов? Не знаю. Вот уж действительно отдушина в нашей нелегкой жизни!

Ирина ШВЕДОВА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Весна так неприлично близка
Друзья!
Последнее время при упоминании славного коллектива “Иванушек” меня просто трясет
“Ника” меняет время года
Не окажется ли Россия в информационном гетто?
“КРУГОВАЯ ПОРУКА МАЖЕТ КАК КОПОТЬ”
СПИСОК лауреатовОВ GRAMMY AWARDS
“АКАДЕМИКИ” ССОРИЛИСЬ, СПОРИЛИ, НО ВСЕ-ТАКИ ПОЖЕНИЛИСЬ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ
Ю-ЛА! ТЫ НАШ Б-52
НАТАЛИ: СКВОЗЬ ТЕРНИИ К “ЗВЕЗДЕ ПО ИМЕНИ СОЛНЦЕ”
УМЕР ТОЛИК КРУПНОВ
ЖАННА АГУРЬЯНОВА: КОРОТКАЯ, НО КОЛОРИТНАЯ БИОГРАФИЯ С ВИДАМИ НА ВЗЛЕТ. БЕЗ ТОЧКИ, НО С ЖИРНЫМ МНОГОТОЧИЕМ
Крупнов
“ОЛЕГ КАГАН. ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ЖИЗНИ”
Владимир Вольфович Жириновский – герой программы Андрея Вульфа “В постели с
ГРУСТНЫЙ КОНЦЕРТ ГРУППЫ “ЧАЙФ”
“ДЕНЬ ВЕСНЫ” – КРУГЛЫЙ ГОД


««« »»»