Канны наизнанку

Рубрики: [Кино]  

Как и всегда на больших фестивалях, наибольший интерес представляли, что касается искусства и современной культуры, фильмы-аутсайдеры, не получившие основных призов и не вошедшие в основные программы, те картины, которые обратили на себя внимание на «Неделе критики» в «Двухнедельнике режиссёров», в «Особом взгляде» и даже в подборе короткометражных и студенческих фильмов.

Как мне уже доводилось писать, одной из особенностей нынешнего фестиваля и одним из свидетельств его переходного характера было большое количество картин, показанных в официальной программе вне конкурса. Обычно в этот раздел включаются картины больших режиссёров, которые считают себя выше конкурса, либо, наоборот, не очень удачные их работы, которые надо показать из уважения к мастерам. Нынешняя же подборка включала картину из Казахстана молодого режиссёра Адильхана Ержанова, которая называется «Собственники», или «Хозяева», хотя продюсеры считают, что на всех языках она должна называться по-английски, «The Owners», видимо, потому, что направлена она сразу против всех хозяев. Это своеобразная рифма к «Левиафану» Звягинцева, направленному против всех государств, всех Левиафанов, которые душат человеческую индивидуальность и любую попытку жить и работать самостоятельно. «The Owners» вызвали разноречивую реакцию в Казахстане, теперь же можно сказать, что они добились всемирного признания.

Естественно, что на фестивале получили прямое или косвенное отражение украинские события. Вне конкурса, опять же, показан был «Майдан» Сергея Лозницы, лента документальная, которая сделана с позиций объективизма, но при этом достаточно тенденциозна. Не случайно режиссёр отказался давать интервью российским журналистам вообще, независимо от того, к какому крылу, либеральному или патриотическому, принадлежали представляемые ими издания. Картина интересна скорее как документ времени, нежели авторского кино.

Совсем не связана с текущими событиями украинская лента, получившая главный приз на «Неделе критики». Называется она «Племя» и рассказывает о культурном сообществе немых, которые пытаются найти свое место в жизни и в этом небезболезненно, но преуспевают. Фильм-дебют Мирослава Слабошпицкого, безусловно, достойное произведение, и здесь конъюнктура просто способствовала её достаточно широкому резонансу и получению нескольких призов сразу.

Характерно, что и в «Двухнедельнике режиссёров» фильм-лидер – «Бойцы», дебют Томаса Кейли – картина, получившая основной приз, собрал их сразу три, подтвердив свое бесспорное лидерство.

Из аутсайдеров главного конкурса надо упомянуть картину «Тимбукту» режиссёра из Мавритании Абдурахмана Сиссако, одного из двух африканцев – выпускников ВГИКа, сделавших карьеру планетарного масштаба (вторым был малиец Сулейман Сиссе). «Тимбукту» – картина, направленная против фундаментализма, навязываемого со стороны. Религиозные власти стремятся подчинить себе повседневную жизнь небольшого африканского поселения, и всё заканчивается потоками крови и почти всеобщей гибелью, хотя автор и оставляет надежду, что главной героине, девочке, удастся спастись. Прозорливость Сиссако заключается в том, что в качестве героев он выбрал не политических активистов, а скромную семью, которая живёт на отшибе и никому не мешает, но и тут её настигает безжалостная длань, но уже не правительства как такового, а религиозного фундаментализма. Опять-таки на память приходит лента Звягинцева. «Тимбукту» получил приз экуменического жюри, в чём я бы усмотрел влияние христианского фундаментализма, поскольку предметом обличения в фильме служат представители иного вероисповедания.

Главной же картиной из параллельных программ, безусловно, стала лента венгерского режиссера Корнела Мудруцо «Белый Бог» – история противостояния людей и собак. По остроумному замечанию одного из отечественных критиков, картина начинается как «Белый Бим, чёрное ухо», а заканчивается как «Птицы» Хичкока, когда жестокость людей по отношению к собакам оборачивается ответной жестокостью собак по отношению к людям. Незабываемое впечатление производит финальная сцена, когда девочка, пёс которой и стал предводителем этого могучего бунта, останавливает свору собак, играя на трубе. Когда животные под воздействием божественной музыки Вагнера покидают свои воинственные позы и ложатся на землю, она в знак примирения тоже ложится на землю, как её отец, начавший эту войну тем, что прогнал её пса.

Надеюсь, что этой безусловной выдающейся лентой нам удастся открыть программу «Люди и звери» на предстоящем Московском международном кинофестивале. Эта программа неожиданно стала актуальной потому, что на наших глазах, в условиях гражданских войн и противостояний, люди, или, во всяком случае, отдельные представители рода человеческого, превращались в кровожадных животных.

По контрасту с этой лентой вторая заметная картина из «Особого взгляда» «Турист» («Форс-мажор»), сделанная шведом Рeбеном Остлундом, представляет собой остроумную и лёгкую сатиру даже не с двойным, а с тройным дном, показывая пример блестящего владения киноязыком и разного рода притчевыми иносказаниями.

Именно ленты из параллельных программ Канн показывают богатство и разнообразие поисков современных кинематографистов, которые далеко не всегда оказываются в контексте основной конкурсной программы, чуть было не сказал, «захламлённой ветеранами», хотя ветераны, представленные здесь, безусловно, художники выдающиеся. Тем самым Каннский фестиваль этого года как бы прокладывает путь следующему фестивалю, когда в ходе неизбежных изменений будет поколеблена монополия тех режиссёров, которые стали любимцами Канн в эпоху Жиля Жакоба.


Кирилл Разлогов


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

И для детей, и для взрослых
Спасает мир, а самому каково?
«Аэрофлот» снова попался на уголовщине
Новости
Интересно, ёмко, познавательно
Фб-взгляд
Страна Фудзиямы – внутри огонь, снаружи лёд


««« »»»