ЧТО БУДЕМ СМОТРЕТЬ ЗАВТРА?

ИЛИ ВОСПОМИНАНИЯ… О НАШЕМ БУДУЩЕМ

Осень 96-го принесла в Россию не только новый телесезон, но и дала понять, что в ближайшее время ощутимо изменится весь российский “аудиовизуальный ландшафт”.

1 сентября начал вещание первый канал из спутникового пакета “НТВ+” – “Наше кино”, 1 октября к нему присоединился “Мир кино” (зарубежные фильмы), на очереди – спортивный и музыкальный каналы. В конце сентября начали вещание еще 2 новые спутниковые программы – “Метеор-спорт” и “Метеор-кино” компании “РТР-телесеть”. Содержательные и качественные различия программ смогут оценить сами зрители, сейчас – о различии в технических подходах.

Компания “РТР-телесеть” арендовала каналы международного спутника “Интелсат-604” и рассчитывает, что ее программы будут смотреть абоненты кабельных сетей Санкт-Петербурга, Омска, Екатеринбурга, Перми, других городов России и СНГ, а в скором времени и жители Москвы и Московской области.

Другой путь избрала “НТВ+”. Ее техническая концепция базируется на возможностях российских спутников прямого вещания “Галс” и адресована в первую очередь не кабельным сетям, а индивидуальным потребителям, которые могут принимать сигнал на собственную спутниковую антенну (60 – 90 см диаметром, в зависимости от региона) и не зависеть от кабельных систем, которые в России развиты только в крупных городах и то весьма неравномерно.

В 1997 году к новым российским программам должен прибавиться канал Ren-TV, который через спутник “Горизонт-40” будет передаваться региональным телестанциям и уже ими ретранслироваться для телезрителей. Сегодня большинство российских семей (59%) имеет один телевизор, почти каждая третья – 2, в каждой десятой – их 3 и более. К последним в основном относятся жители Москвы и Санкт-Петербурга. Около 80% парка телеприемников в Москве и 60% в Санкт-Петербурге выпущены в последние 5 лет. Большая часть москвичей принимает 6 каналов, в областных центрах их, как правило, не более 4, почти половина сельского населения довольствуется двумя программами. Таковы данные всероссийского опроса, проведенного фондом “Общественное мнение”.

Но даже типовое московское телеменю сегодня значительно уступает среднеевропейскому. Правда, в Москве помимо 6 основных каналов можно смотреть несколько отечественных дециметровых и зарубежные спутниковые. Компания “Космос-ТВ” ретранслирует абонентам на специальные антенны 20 европейских и американских программ (с оплатой от 9 до 36 долл. в месяц в зависимости от количества каналов). Могут принимать москвичи и передачи с европейского спутника “Hot Bird” (если купят комплект аппаратуры за 300 – 500 долл.)

Тем не менее все эти программы имеют весьма незначительную аудиторию. Сказываются и технические проблемы, и языковый барьер. Согласно проведенному фирмой “Гэллап Медиа Россия” исследованию, сегодня около 60% москвичей готовы платить за спутниковые каналы, но интересуют их прежде всего отечественные фильмы и передачи, значительную аудиторию могут собрать каналы зарубежного кино, спортивный и музыкальный, велик интерес к информационному вещанию – важно, чтобы все эти программы учитывали интересы отечественного зрителя и говорили на родном языке. Оптимальной платой за пользование пакетом программ большинство назвали 9 – 10 долл. в месяц. Россия сегодня в начале пути к “телевизионному изобилию”, и для того, чтобы лучше ориентироваться в новом телевизионном мире, не лишне будет зайти в американский “телесупермаркет”.

Американский зритель никогда не был обделен телевидением. Еще в начале 70-х Артур Кларк назвал ТВ “третьим родителем”, а “оракул электронной эры” Маршалл Маклюэн говорил о первом телевизионном поколении, “…всосавшем все времена и пространства мира с телевизором своей матери”. В США – “самой телевизионной” стране мира – в это время господствовали 3 национальные коммерческие телесети – АВС, NBC, CBS, работало множество местных коммерческих станций, “добавкой” служила сеть “общественного” ТВ (PBS).

Главной статьей доходов коммерческого телевидения изначально была реклама, зрители за просмотр программ ничего не платили. Но рекламная насыщенность тоже создавала свои проблемы. Зрители стали все чаще ее избегать, переключаясь на другие каналы, появились даже технические устройства, позволяющие исключать рекламу при записи на видеомагнитофон или “отключать” ее во время телепросмотра.

К 70-м годам в Соединенных Штатах уже была достаточно развита инфраструктура кабельного телевидения. Первоначально кабельные системы передавали программы общенациональных сетей и местных эфирных станций, а также немного собственных новостей и других передач. Тут-то и появилась идея предложить зрителям за дополнительную плату новые фильмы, не прерываемые рекламой, спортивные состязания, концертные программы и шоу в “полном виде”, что не могли, как правило, позволить себе эфирные станции.

Осенью 1975 года первая компания платного телевидения “Home Box Office” начала свою работу. Ее программы через спутник принимались кабельными системами и уже с их помощью поступали к зрителям. Использование спутниковой связи дало мощный толчок развитию новых программных служб, которые теперь могли по кабелю приходить к зрителям по всей стране. Возникло множество специализированных каналов, которые предлагали передачи, адресованные самым разнообразным интересам и вкусам, возрастным и социальным группам: от мультфильмов до заседаний конгресса, от религиозных проповедей до эротических шоу.

В зависимости от формы финансирования новые программные службы разделились на так называемые “базовые” – получающие небольшие отчисления от абонентной платы и основную прибыль от рекламы, и платные, основной доход которым приносили подписчики. (Плата за пакет базовых каналов составляет в США обычно 10 – 15 долл. в месяц, просмотр каждого платного канала стоит в среднем 10 долл.).

К середине 80-х годов абонентами кабельного телевидения была уже половина американцев, Телевидение от эпохи массового потребления перешло к эре личного выбора. Телевизионное вещание стало похоже на газетно-журнальную индустрию со своими специализированными изданиями, рассчитанными на весь социальный спектр и весь диапазон интересов населения.

Американцы привыкли к телевизионному многообразию, но не все имели к нему доступ: хотя две трети абонентов кабельного телевидения имели возможность принимать программы по 30 и более каналам, оставались и старые, 12-канальные системы, значительное число американцев не было охвачено кабельным телевидением. Часть из них приобретали достаточно дорогие и громоздкие в то время спутниковые антенны (на начало 1986 г. насчитывалось 1,6 млн. их владельцев) и получали доступ к более чем 100 программам, приходящим со спутников.

С января 1986 года ряд телепрограмм начали кодировать свои спутниковые сигналы. Подобный поворот дел мало обрадовал владельцев антенн, вопрос обсуждался в конгрессе, в конце концов подобная практика была признана законной. Но конфликт не был исчерпан. В конце апреля демонстрация фильмов по каналу “Home Box Office” в первом часу ночи была прервана объявлением: “Привет от “Капитана Полночь”. Платить? Ни за что! “ShowTime/Movie Channel”, берегитесь! – угроза предназначалась конкурентам компании “Home Box Office”, также собиравшимся ввести кодирование.

Инцидент вызвал немалый переполох, началась проверка всех мощных передатчиков. В конце концов “телепират” явился с повинной – им оказался инженер телекоммуникационного центра Флориды, до этого 2 года успешно занимавшийся торговлей спутниковыми антеннами, кодирование сигналов поставило под вопрос его бизнес.

Долгое время развитие прямого спутникового вещания сдерживалось низкой мощностью спутниковых передатчиков и, как следствие, дороговизной и громоздкостью приемной аппаратуры. Еще в сентябре 1982 года компания “Комсат” получила первую в США лицензию на создание системы прямого спутникового телевещания – идея, минуя посредника, передавать сигнал на приемник потребителя, можно сказать, витала в воздухе. Но чтобы обрести твердую почву, ей потребовалось еще более десятилетия.

В конце 1994 года на американский рынок вышли 3 компании прямого телевещания – “U.S. Satellite Brоadcasting”, “DirecTV” и “PrimeStar”, к началу 1996 года они уже имели 2,5 млн. подписчиков. Каждый месяц более 100 тыс. американцев приобретают цифровую спутниковую систему (DSS), с помощью которой они могут с новым “цифровым” качеством принимать все многообразие специализированных каналов – от автогонок до театральных и оперных постановок: “PrimeStar” предлагает своим абонентам 93, а “DirecTV” – 150 телеканалов. По данным компании RCA, цифровая спутниковая система вышла на первое место в истории бытовой электроники по темпам роста продаж.

Эхо американской “аудиовизуальной революции” прокатилось по Европе и другим континентам планеты. В 80 – 90-е годы и здесь происходит формирование новых структур телевещания, несущих зрителям многообразие информации и развлечений. Немало нового ждет нас в ближайшие годы: телевизоры высокой четкости и с широким экраном, “цифровая” видеоаппаратура, интерактивные системы телевидения…

Впрочем, когда речь идет о прогнозах специалистов, каким будет ТВ, скажем, через 10 лет, по прошествии десятилетия, как правило, выясняется, что ошибок в прогнозах больше, чем совпадений. И подтверждается старая истина: что приживется, в конечном счете зависит не только от тех, кто планирует наше “телебудущее”, но… и от телезрителей.

Владимир КОСТИН.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

НОВАЯ КНИГА ДЛЯ ПОКЛОННИКОВ РОКА
КУЗЬМИН НА ГИТАРЕ ИГРАЕТ КРУЧЕ СПРИНГСТИНА, НО ЭТО КАК РАЗ И ОТТАЛКИВАЕТ
ЛИКА БЕЗ СКАНДАЛОВ НИКУДА
НАТАЛЬЮ ГУЛЬКИНУ ОГРАБИЛИ В КРУИЗЕ
БАТЫРХАН ШУКЕНОВ (А-СТУДИО)
ИРИНА САЛТЫКОВА
ЕВГЕНИЙ ОСИН
АЛЕНА СВИРИДОВА: АНГЕЛЬСКИЙ ОБРАЗ РОССИЙСКОГО БОМЖА
ДВА АЛЬБОМА ИОСИФА КОБЗОНА
ОН СПОЕТ ДЛЯ ВАС ТАК, ЧТО ВЫ ПОЧУВСТВУЕТЕ СВОЮ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТЬ
“И БЕСПУТСТВО БЫВАЕТ НЕОБХОДИМЫМ”
Как “Лосьону” подарили виллу в ялте
ДОЧЕРИ КОМПОЗИТОРА ИЩУТ ИДЕАЛ АМЕРИКАНСКОЙ ДЕВУШКИ
СЕРГЕЙ ПЕНКИН: Я КАТАЛСЯ НА РОЛИКАХ ПО НАБЕРЕЖНОЙ


««« »»»