ЕВГЕНИЙ Ю.ДОДОЛЕВ,
Главный
Недавно замечательный спортжурналист и просто хороший человек упрекнул меня в том, что, сдав редакторство “Нового Взгляда” и увлекшись многостраничным энциклопедическим жанром, а главное – количеством свежих проектов, я фактически, сам того не заметив, почти уничтожил “НВ” как самый оригинальный и качественный еженедельник 90-х.
В частности, не без досады замечено было, что без яркой и злобной публицистики Эдуарда Лимонова, оригинальнейших опусов его неординарной жены (теперь уже бывшей) Натальи Медведевой, стебных исследований их духовного сына Ярослава Могутина и истерических манифестов их же, похоже, духовной дочери (вернее – вечного оппонента) Валерии Новодворской – газета “стала не та”. Не та. Стала. Стала не та.
У меня-то, конечно, свое мнение по этому поводу, но я не готов им делиться с кем попало (имею в виду читателей). Шутка.
Ну да ладно… С Новодворской нам не по пути в ее светлое капиталистическое будущее, заморские репортажи Могутина со следующего номера “Новый Взгляд”, как мне сказали, будет публиковать регулярно и в тех дозах, в которых его (Могутина) может переварить среднестатистический советский генерал, а вот Лимонов… Лимонов – вот! Вот вам Лимонов со своей задорной “ЛИМОНКОЙ”.
Сегодня значительная часть нововзглядовских полос (кроме второй, традиционно светско-развлекательной) отдана новой газете экстравагантного писателя-эмигранта.
Идея давать слово главным редакторам самых разных (по масштабу, раскрасу и жанру) изданий родилась у меня еще четыре года назад, когда телекомпания “ВИD” неосмотрительно предложила мне разработать проект некой ТВ-газеты.
В “Колонке Главного” за первые два года существования наивного и самобытного еженедельника “Взгляд” (ставшего позднее “Новым”) выступило полсотни главредов, во всей красе представивших абсолютно все масти и калибры отечественных СМИ – от ортодоксальных журналов “Крестьянка” и “Крокодил” до таких продвинутых изданий, как “Ъ” и “Собеседник”.
Однако, когда му… типа древнейшего душителя диссидентов “известинца” Феофанова стали злоупотреблять широтой души моей и нагло использовать газетные площади не по назначению, а для бессовестной и туповатой рекламы своих личных бездарных проектов (“наш подписной индекс…”, “наш расчетный счет…”, “ищите наш журнал в киосках и на помойках…”), пришлось мне прикрыть эту халявную лавочку, отказав многим достойнейшим мастерам пера из-за пары нахальных подонков, прикормленных жирной Системой.
Позднее бесподобная газета “Новый Взгляд” не раз представляла проекты, к которым имела отношение сама, и те, в разработке коих активничали ведущие специалисты или маститые авторы “НВ”. (Прежде всего, по-моему, стоит отметить совместные выпуски с трендовым журналом “Амадей” Григорьева.)
“ЛИМОНКА” выходит более, чем скромным тиражом (всего семь тысяч экз.), а придумок там – завал (обратите внимание хотя бы на более чем спорную рубрику “Смачно помер”, забавно и едко пародирующую популярный новостийный подвал столичной чернухи “Срочно в номер” – см. четвертую полосу). Автура в боевом листке эдичкиной партии – крепчайшая (один Дугин чего стоит, не говоря уже о самом “Эдичке” Лимонове и его экс-супруге).
Не разделяю политических воззрений лимонщиков… (Ибо не разделяю ничьих…). Но кто вправе лишать миллионы читателей “НВ” возможности познакомиться с ярким гранатометным талантом лимонопублицистов? Почему? Чего ради? Считаю уместным процитировать здесь же фрагмент из знаменитой дипломной работы выпускницы журфака МГУ Анны Шарик, посвященной, конечно же, “Новому”:
«Новый Взгляд» – интересен. В какой-то степени «НВ» несет в себе феномен топографии. Увидеть на одной странице Виталия Коротича и Станислава Куняева – возможность масштабного сравнения, узнавания рельефа. Мне представляется невозможным поиск аналогов такого подхода к личности в отечественной прессе.
«НВ» полностью освобожден от подчеркнуто бесстрастного языка, сухого стиля текстов, где журналист должен занимать позицию стороннего служителя объективности. Человек пишущий – личность, человек рассказывающий имеет право на сугубо личное отношение к происходящему.
«НВ» – это противостояние стилистической эклектике, в которой запутались многие издания, особенно молодые.
Большой акцент в обсуждении «Нового Взгляда» делается не на том, что написано, а как. На страницах газеты главный редактор “Нашего современника” Станислав Куняев вверг всех в шок лексикой, почти заставив забыть, к кому обращены сии перлы (“Обосрались”, «НВ» №3 за 1993г.). Умение провоцировать интерес – урок, преподнесенный Евгением Додолевым другим средствам массовой информации. Но.
Но совершенно очевидна воспитательная функция языка!”
Такие дела. И еще: будет еще. Будет еще один выпуск “НВ”, ПОЛНОСТЬЮ состоящий из материалов “ЛИМОНКИ”. Над этим проектом работает и сам Эдуард, и его соратники, выкраивая время из напряженной предвыборной кампании. Пишите им сердитые, увесистые и восторженные письма по адресу: Москва, а/я 151, звоните им же по телефону 242-97-29 – они вам о своих планах расскажут сами. И выписывайте “Лимонку” со страшной силой, выписывайте, как подорванные. (Это из сленга моей дочери, она разбирается…).
Должен добавить, что “Новый Взгляд”, поддерживая дерзкое начинание писателя Э.Л., предлагает своим читателям высказаться письменно (ради этого, возможно, будет реанимирована старинная рубрика “Поле чудес”, забытая нынешней редколлегией “НВ”, на мой взгляд, совершенно незаслуженно). Ведь, как ни банально это звучит, творчество редактора Лимонова столь же неоднозначно, сколь неоднозначен он сам. Нас познакомил другой неоднозначный писатель (и – гений по жизни, монарх по образу мысли, Репортер от Бога, титан по любому счету) Юлиан Семенович Семенов во время первого визита “Эдички” на покинутую им когда-то Родину – мы все вместе выступали на какой-то грандиозной тусовке во Дворце спорта “Динамо”. Тогда Э.Л. клялся в приверженности идеалам нарождающейся демократии (кто знал, что загадочная наша страна беременна кровавым мутантом?), а нерушимость великой страны, серпастый герб которой сменил в выходных данных “Нового Взгляда” загадочную физиономию-эмблему телекомпании “ВИD” – казалась (во всяком случае – мне) абсолютной.
С тех пор многое сменилось. Правые стали левыми, левые – правыми. (Речь, конечно, не только о коррективах терминологии). Сменилось многое. Изменились многие. Но прежним остался тинейджеровский экстремизм Лимонова, его безудержное желание эпатировать недалекого читателя и смачно хлестать общественное мнение лимоновским своим глаголом – по трясущимся розовым щекам. Доказательством чему – его страннейшая “Лимонка”, газета прямого действия. Которая с подачи “Нового Взгляда” как бы выходит сегодня полумиллионным тиражом, тиражом “НВ”. Прошу к столу, вскипело! -– так говорил классик.
кто знал, что загадочная наша страна беременна кровавым мутантом?