Александр Масляков: “Я не лишен тщеславия”

Когда режиссеру Юрию Чулюкину, автору фильма “Девчата”, понадобилось в одной из картин обозначить телевидение, он поступил просто. В кадр поместили телекамеру и Александра Маслякова.

Действительно, лучшего “обозначительного знака” не придумать: ведущего популярных молодежных программ знают несколько поколений телезрителей. Александр Масляков вел “КВН”, “А ну-ка, девушки”, “А ну-ка, парни”, “Алло, мы ищем таланты!”, “Песню года”, “Вираж”. Программ с его участием было так много, что облик ведущего стал обликом нашего ТВ.

- О старых знакомых нужно знать многое. Вы москвич, Александр Васильевич?

- Почти москвич. В четырехлетнем возрасте меня привезли из Свердловска.

- Из Свердловска? Так вы ельцинец по месту рождения?

- И ельцинец, и рыжковец.

- Но Борис Николаевич однажды был (причем в не совсем для него добрые времена) на игре в Клубе веселых и находчивых, а Николай Иванович – нет.

-Значит ельцинец. В Москве я школу закончил, в институт пошел вслед за приятелем (мне в принципе было безразлично, куда) в Московский институт инженеров транспорта.

- КВН тогда уже существовал?

- Да, уже несколько лет. Вся страна играла в веселых и находчивых. Не был исключением и МИИТ. Но я тогда кавээнщиком еще не был, находился обычно в зале. От “доисторического” КВН осталось, к сожалению, совсем немного записей, просто крохи, но я обнаружил собственный затылок в зале. Это было мое первое появление на телеэкране – в качестве зрителя КВН.

- Как же удалось из зала переместиться на сцену?

- Тогдашняяя молодежная редакция решила сделать студенческую передачу с элементами КВН – тем более, что приближались зимние каникулы. И решили, что вести ее будут тоже студенты. Поручили кавээновским командам, в том числе и нашей, подобрать кандидатуры. В одном из коридоров МИИТа на меня наткнулся наш капитан Паша Кантор. И говорит: “Саш, тут такое дело, передача снимается. Ты ведь на КВН был, все видел. Рискни. Ничего страшного. Дадут тебе текст, выучишь. Махнут рукой – заговоришь, еще раз махнут – замолчишь”. Уговаривал он меня, как вы понимаете, недолго. Я ведь действительно ничего не терял, хотелось и в “телекухню” заглянуть, подумал: на всю страну покажут – папе с мамой, приятелям будет радость. В общем, стал я одним из пяти студентов, которым доверили ту передачу. Видимо, с ведущими тогда, в 64-м, совсем худо было. Потому что меня пригласили вести и КВН, и другие программы. Вел я передачи, продолжал учебу, стал инженером-промтеплоэнергетиком (диплом где-то лежит, и пусть: вдруг пригодится). И даже работал инженером. Недолго, правда – год и шесть дней в проектном институте Гипросахар, что давало повод моим друзьям шутить, что жизнь у меня сладкая.

- Но телевидение взяло свое…

- Спрятал я свой диплом и окончательно перешел на ТВ. По счастливому совпадению именно тогда руководству пришло в голову открыть курсы творческих работников – таких ни до, ни после этого не было. Два года я учился, а поскольку не знали, чему учить, учили всему… Давно это было.

- Понятно, Александр Васильевич, давно. Вы ведь на телевидении и 30, и 40, а теперь вот и 50 лет встретили. Звание какое-нибудь почетное вам присвоили?

- Они вроде бы теперь не в моде, звания эти. Но мне никто ничего не присвоил. Нет ни орденов, ни медалей. Нет, вру: есть одна медаль. “Ветеран труда”. 20 лет прослужил – получи. Вот и дали. А звание надо было самому, видимо, пробивать, прикладывать усилия.

- В прошлом году в жюри КВН первый раз был большой начальник Российского ТВ Анатолий Лысенко. Помнится, вы его как-то очень тепло представляли…

- Это отдельная история. Толя Лысенко когда-то работал мастером механосборочного цеха Люблинского литейно-механического завода. А при Никите Сергеевиче было гениальное изобретение: студенты одну неделю работали, другую учились. И когда студент Масляков попал в этот цех, именно под руководством Лысенко и встал к токарному станку. И даже перевыполнил норму (как рассказывает Лысенко). И еще Толя руководил коллективом эстрадных миниатюр в ДК МИИТа. Я и туда пришел. Так что повязаны мы с ним и работой у токарного станка, и художественной самодеятельностью, и годами совместной работы в молодежной редакции ЦТ. Он талантливый, умный, творческий человек, и в этом смысле я рад за Российское телевидение.

- Вам такие начальники не всегда попадались?

- Не часто…

- Теперь у вас свой АМИК – “Александр Масляков и Компания”.

- АМИК – это группа единомышленников. Подобралась команда, с которой трудно было расставаться, и мы стали творческим объединением. Вот уже два года делаем одним составом передачи.

- Александр Васильевич, как вам сейчас на телевидении живется? Есть такая грустная шутка: “Телекомпания “Останки”. Как вам в этих “Останках”?

- С возрастом все меньше хочется тратить сил, нервов, энергии на прохождение через чиновничьи препоны, на этот бег с препятствиями. Хочется оставить силы на творчество. Сейчас есть ощущение: то, что мы делаем, не очень нужно теленачальству. А без него мы не можем попасть к зрителям. Но почему должны решать 2-3 человека – не понимаю.

- А не сгущаете ли вы краски? КВН – первые игры сезона – показали и “Доходное место” – вашу новую программу…

- На эту новую экономическую игру неожиданно для нас пришел мешок писем. Я не переоцениваю ее, но не понимаю и некоторых телекритикесс: мол, все это похоже, все это было. Но любой балетный спектакль похож на балет, а любая викторина – на викторину. Однако “Доходное место”, которое два месяца ждало эфира и которое по диагонали посмотрел один теленачальник, потом другой, затем третий, которое вышло в эфир в позднее и вторая передача в раннее время, – это оригинальная передача. Не калька с западных образцов.

- Ну, теперь есть кому защищать авторские права?

- Есть-то есть… Но какая интеллектуальная собственность, когда кругом такой раздрызг… Почему одна передача выходит, а другая – нет? Почему говорят, что “КВН-архив” не нужен первому каналу? А может, тем, кто давно любит передачу, он как раз нужен. Кто-нибудь зрителей про эту конкретную передачу спрашивал? Но мы все равно будем снимать, и в КВН играть, и дай Бог, “Александр-шоу” возобновим. Как факт передача все-таки состоялась. У творческих работников должен быть выход в эфир. Понимаю, на бывшем ЦТ громадный коллектив, есть и бездельники. Но давайте от них избавляться.

- Когда ликвидировали Гостелерадио, сотрудников же увольняли?

- Да. Но потом приняли.

- Всех?

- В нашей редакции всех. И потом, а кто решает: нужен тот или иной работник? Творческие люди не нужны, а чиновничий аппарат растет. Пересаживаются из кресла в кресло. Все та же колода…

- Но вы теперь тоже начальник, художественный руководитель АМИКа…

- У меня нет и не было зуда стать начальником. Хотя я не лишен тщеславия и самолюбия. Но никогда не рвался в руководящие сферы. У меня самое любимое слово – “профессионал”. Я себя считаю таковым. И ребята, собравшиеся возле меня, хотят профессионалами быть. Но почему все упирается в барьеры, преграды?

- Я вам сейчас добавлю отрицательных эмоций. Как говорили раньше, есть мнение: КВН – умирающая передача.

- Конечно, умирающая. С 1961 года. Оппоненты нашего клуба не хотят понять, что КВН – это не игра, а образ жизни. Это движение, которое не зависит даже от телетрансляций. И однажды прикоснувшись к веселым и находчивым, остаешься с ними. Вы, наверное, заметили – не зря же на все передачи ходите – в зале много знакомых лиц. Участники, их болельщики, несмотря на катастрофические цены на железнодорожные и авиабилеты и гостиницы, приезжают в Московский Дворец молодежи. Это их жизнь. То, что кому-то наша передача не нравится, это нормально и естественно. Мы и не пытаемся нравиться всем. Но поверьте, среди наших поклонников много уважаемых и знаменитых людей. Это даже по составу жюри видно.

- Вы достаточно элегантный в одежде человек. И каждую игру меняете костюмы. У кого шьете, Александр Васильевич?

- К сожалению, не каждую игру я в новом костюме. У меня просто нет такого количества их. Я считаю, что профессионал должен соответствовать своему рангу. У меня профессия – ведущий, шоумен. И я должен выглядеть, как шоумен. Стараюсь. Хотя теперь – это вы и без меня знаете – проблем больше. А по поводу модельеров… У Зайцева не шью, у Юдашкина тоже. Денег таких нет.

- Вы богатый человек?

- Квартира скромная, небольшая. Садовый участок есть, и машина, слава Богу, меня еще возит. Зарплату обещают добавить. Гонорары за теми ценами, которые сейчас везде, не успевают.

- В Новомосковске Тульской области мне как городскую достопримечательность показывали тюрьму, в которой в свое время сидел Александр Масляков. Но за что сидели-то?

- Эти разговоры пошли тогда, когда прикрыли КВН. Я, естественно, исчез с экрана. А молодежная редакция в то время колесила по стране, устраивала выступления. В общем, добрались до Новомосковска. Местные жители почему-то смотрели на меня с нескрываемым удивлением. Выяснилось: буквально за несколько мгновений до нашего приезда начальник тюрьмы во всеуслышание заявил: зря вы, мол, Маслякова ждете, у меня он сидит. Я, когда про это узнал, очень хотел с этим человеком познакомиться. Но он исчез, не дождался моей благодарности. А какими аплодисментами меня зрители встретили!

Все сплетни и слухи объяснимы. Человек никогда не избавится от желания приврать, сойти за очевидца. Плюс тогдашнее (самые глухие годы застоя) отсутствие информации. Вот и фантазировали. О каждом, кто достаточно часто и долго появляется на телеэкране, складываются легенды. Слава Богу, не только с криминальным оттенком.

- Александр Васильевич, а в кино было приятно сниматься?

- Это было, конечно, баловство, но интересное, для меня, по крайней мере. Но я ведь актер со стажем – еще в студенческие годы кого только не играл! В спектакле о Рихарде Зорге был, например, полковником японской контрразведки. Представляете?

- Честно говоря, нет. Зная вас давно по телеэкрану, другим не представляю. Думаю, не я один…

Леонид КОЛПАКОВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

КУЛЬТ ЛИЧНОСТЕЙ
ВЛАД ЛИСТЬЕВ
БОЕВАЯ НИЧЬЯ. ПОДПИСЬ ПОД ОДНОЙ ФОТОГРАФИЕЙ
МУЗЕЙ – НА СТРЕМЕ
ТВ-РЕЙТИНГ ДМИТРИЯ ВАСИЛЬЕВА
“Дисциплинарный санаторий”. Средство массового гипноза
Уважаемый Эдуард Неамвросиевич!
ЧЕРНЫЙ СПИСОК СЕРГЕЯ ЛОМАКИНА
ИЩИТЕ ЖЕНЩИНУ
ХИТ-ПАРАД АЛЛАНА ЧУМАКА
ВЗГЛЯД НА ЗВЕЗДЫ: “ТЕМА”


««« »»»