Осень патриарха

Глядя на этого импозантного мужчину, видя его живые и проницательные глаза, зная о его потрясающем чувстве юмора и завидной работоспосбности, трудно поверить, что Тонино Гуэрре исполнилось девяносто. Он продолжает выпускать книги, заниматься живописью и скульптурой, дает мастер-классы и читает лекции в лучших киношколах мира. Его скорости передвижения по континентам может позавидовать любой молодой коллега. И хотя юбилей Т.Гуэрры стал событием мирового масштаба, он не мог не приехать в Россию.

А все начиналось в 1975 году, когда синьор впервые прибыл в СССР на Московский международный кинофестиваль. Здесь он, кстати, встретил женщину своей жизни. Сегодня Лора и Тонино живут на две страны – Италию и Россию. Когда Союз кинематографистов и Национальная академия кинематографических искусств РФ совместно с Госфильмофондом России решили устроить юбилейную ретроспективу великого Гуэрры, легендарный кинодраматург с радостью дал согласие.

Своеобразной увертюрой официальных мероприятий стал вечер в Театральном музее имени Бахрушина. Организатор и ведущая бахрушинского вечера кинокритик Гаянэ Осипова устроила изящное приношение великому мастеру. Ее рассказ о Тонино Гуэрре был ярок, искрист и лишен скучного официоза, так как она давно изучает его творчество, неоднократно встречалась с Тонино и подготовила к печати большое количество материалов о нем. Мало того, Осипова устроила в столице первый просмотр документального фильма Ваэ и Рубена Геворгянца “Осень волшебника”. Картина получилась весьма любопытной (ее в скором времени можно будет увидеть в нескольких культурных центрах Москвы). Благодаря такой прелюдии и ретроспектива фильмов, в которых мастер выступает автором сценариев, смотрелась по-особенному: “Затмение” Микеланджело Антониони, “Брак по-итальянски” Витторио де Сики, “И корабль плывет” Федерико Феллини, “Ностальгия” Андрея Тарковского, “Белый праздник” Владимира Наумова.

Антонио (таково настоящее имя нашего героя) Гуэрра родился в небольшом городке Сантарканжело в Романье (северная область Италии). Кстати, в десяти километрах от него в том же году появился на свет Феллини. Но пройдет несколько десятилетий, прежде чем два художника начнут тесное сотрудничество.

В восемнадцать лет Антонио постпуает в Университет города Урбино, который славился своими преподавателями. В свободные от лекций часы юноша занимался живописью и писал очень искренние стихи. Но учебный процесс приостановила начавшаяся Вторая мировая война. И хотя Италия была союзником фашистской Германии, Гуэрра не поддерживал идеи Муссолини, за что и был помещен в лагерь под Кельном. Копал траншеи для немецких солдат и ждал прихода англо-американской армии. Много из того, что пережил Антонио в годы войны, найдет свое отражение в будущих стихах, прозе и киносценариях.

Но вот наступил долгожданный мир, и он вернулся к университетским занятиям. Защитил диплом, а затем получил звание профессора по педагогике. Это стало его работой, а параллельно он готовил к печати сборники своих стихов. Первый томик стихов “Каракули” увидел свет в 1948 году. Читающая Италия узнала и полюбила нового поэта Тонино Гуэрра. С этим именем он войдет в историю итальянского и мирового кино.

Первым его режиссером стал классик неореализма Джузеппе де Сантис, с которым он дебютировал в кино картиной “Люди и волки”. Как говорится, лиха беда начало. Очень скоро Гуэрра стал сотрудничать с крупнейшими мастерами экрана, среди которых такие, как братья Тавиани, Бернардо Бертоллуччии, Дамиано Дамиани, Франческо Рози, Марио Моничелли, грек Тео Ангелопулос, француз Жак Дерэ. Конечно же, он знал и уважал советскую кинематографию. К примеру, Тарковский восхитил его уже первой своей картиной – “Иваново детство”, удостоенной “Золотого Льва Святого Марка” на кинофестивале в Венеции. Его потрясли “Андрей Рублев” и “Солярис”. Интересовали его и работы других мастеров экрана СССР – Сергея Бондарчука, Георгия Данелия, Никиты Михалкова, Сергея Параджанова, Василия Шукшина. Он мечтал о совместных проектах с советскими коллегами. Написанный для Антониони сценарий для итало-советского фильма “Бумажный змей” отклонило в 1976 году Госкино СССР. Сценарий для Бондарчука “Мы не уезжаем” так и не увидел экрана. Боялось наше киноруководство слишком смелых и актуальных тем. К счастью, такое положение вещей не изменило восторженного отношения Гуэрры к нашей стране и ее культуре. Тонино объездил пол-Советского Союза, неоднократно бывал в Ленинграде, исходил пешком города “Золотого кольца”, плавал по Волге и Онежскому озеру, влюбился в Кижи, был покорен русским Севером и Сибирью. Много путешествовал по Кавказу, полюбил Грузию и ее кинематограф.

Особые отношения сложились у Мастера в Тарковским. Именно Гуэрра добьется у руководства Госкино разрешения на поездку Андрея в Италию, где он снимет один из своих шедевров – ленту “Ностальгия”. Тонино стал для Андрея Арсеньевича настоящим ангелом-хранителем, познакомил его с киноэлитой не только Италии, но и всей Европы. Гуэрра считал, что в 80-е годы прошлого столетия лицом советского кино были два режиссера – Параджанов и Тарковский. Когда эти великие мастера покинули нас, именно он стал автором замечательных памятников названным художникам. Живописцем и скульптором Тонино был, как говорится, от Бога. Его художественные выставки до сих пор вызывают неподдельный интерес искусствоведов и собирают огромные очереди желающих познакомиться с его творчеством.

Если бы Гуэрра посвятил себя тихому и размеренному времяпрепровождению, ему бы не ставили это в вину. Все понимают, что он сделал за свое многолетнее служение искусству столько, что хватило бы на несколько человеческих жизней. Но сидящим в кресле-качалке в собственном имении Гуэрру представить просто невозможно. И надо отдать должное жене и соратнице Тонино, очаровательной Лоре. Гуэрра не просто любит супругу, он восхищается ее красотой и умом. И ценит ее человеческое мужество. Ведь она полюбила его в то время, когда даже простая связь с иностранцем считалась чуть ли не изменой Родине…

Конечно же, Тонино чувствует приближение зимы, но ему так хочется продлить очарование осени. И это ему удается. Удостоенный всех мыслимых кинонаград, существующих в мире, Тонино Гуэрра продолжает свой восхитительный путь по волшебной стране под названием Кинематограф.


Владимир Вахрамов


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Без Му-Му
Эрнст стреляет в десятку
Газ, нефть и модернизация
Коротко
21 июня Виктору Цою исполнилось бы 48 лет
Трогательная история
«Генсбур. Любовь хулигана»: Парижская фантазия
Исповедь души Николая Носкова
Темная территория


««« »»»