ВОПРОС НЕДЕЛИ

Кто для вас В.И. Ленин – “хранитель и обновитель совести человечества”, как называл его Эйнштейн, или создатель безусловной утопии?

Николай БЕЗБОРОДОВ, зампред Комитета Госдумы по обороне:

Мера оценки В.И.Ленина может быть одна – это полнота, с которой он выражал ведущую тенденцию своей эпохи – эпохи революционных бурь и потрясений, эпохи, когда классовые ценности считались выше общечеловеческих. Вся жизнь Ленина – это неустанная борьба против эксплуатации, борьба за осуществление идей равенства, свободы, социальной справедливости. В нем удивительно сочетались великий гуманист, мудрый и жесткий (порой жестокий) политик, глубокий мыслитель, талантливый организатор. Как к нему отношусь? Отношусь как к человеку, великому сыну России и ее национальному герою, стоящему в одном ряду с Дмитрием Донским, Петром Великим, Пушкиным

Каадыр-оол БИЧЕЛДЕЙ, зампред Госдумы по делам национальностей:

Ни то, ни другое. Ленин – историческая личность, достояние непростой российской истории начала прошлого века. Для меня он – Владимир Ульянов из Симбирска.

Павел БУРДУКОВ, зампред Комитета Госдумы по безопасности:

Ни то, ни другое. Скорее, он одновременно теоретик и практик социальной революции и построения нового общественного строя.

Игорь ИГОШИН, член Комитета Госдумы по аграрным вопросам:

Ленин – фигура поистине планетарного масштаба. Тот факт, что через восемьдесят лет дискуссии о нем по-прежнему остаются актуальными, только подтверждает это. Поэтому отвечать на вопросы о нем однозначно практически невозможно. Но в любом случае говорить в этом контексте об утопии бессмысленно. СССР просуществовал 70 лет – что же здесь утопичного?

Анатолий КУЧЕРЕНА, директор адвокатского бюро “Аргумент” Московской городской коллегии адвокатов:

Для меня Ленин, юрист по образованию, – неистовый гонитель и разрушитель правовой культуры, созданной в России благодаря великим судебным реформам Александра II. Его мышление преисполнено глумлением над правом, законом и законностью. Именно при нем русский суд присяжных, восхищавший ведущих юристов Европы, был заменен “тройками” и “трибуналами”, погубившими только в одном Крыму больше людей, чем было казнено за всю историю царского “самодержавия”!

После Ленина и его непосредственного преемника и “единоверца” Сталина мы получили правовое пепелище, на котором до сих пор не растет ничего – достаточно зайти в любой суд, чтобы убедиться в этом. Ничего нельзя создать на основе беззакония и человеконенавистнической философии, проповедовавшейся Лениным. О какой совести можно говорить, если, по его мнению, задача суда – это узаконить диктатуру пролетариата, понимаемую как ничем не ограниченное насилие и право на бессудное убийство? Как тут не вспомнить, что его ближайшие сподвижники: Бухарин, Зиновьев, Каменев, Рыков, Крестинский – сами стали жертвами возврата к юридическому средневековью!

Юрий МЕДВЕДЕВ, зампред Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству:

Ленин вошел в мировую историю как человек с исключительно высокой пассионарностью, как разрушительной, так и созидательной.

Андрей НИКОЛАЕВ, председатель Комитета Госдумы по обороне:

Можно по-разному относиться к Ленину, но нельзя не признавать огромного исторического значения его личности. Думаю, что мало кому еще удалось оказать своей деятельностью такое влияние на развитие всемирной истории.

Мартин ШАККУМ, зампред Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам:

Любая утопия несбыточна – на то она и утопия. Но прав был Ленин: когда та или иная идея овладевает массами, она становится колоссальной материальной силой. В начале ХХ века коммунистическая утопия все более захватывала воображение людей всего мира и неизбежно должны были найтись и страна, где эта утопия попробует воплотиться, и человек, обладающий великой верой, волей и энергией, способный ее воплотить.

Таким человеком был Ленин, и именно в этом смысле Бердяев назвал его “роковым” человеком; для России это был рок, судьба. Судьба трагичная, но и великая одновременно. Утопия Ленина не стала реальностью нигде, но она везде изменила мир, в конечном счете приблизив его к идеалам гуманизма и демократического социализма совершенно независимо от того, что сам Ленин не был ни гуманистом, ни сторонником демократического социализма. Думаю, живи Гегель в эпоху Ленина, он увидел бы в нем такое же воплощение своей “абсолютной идеи”, какую он увидел в Наполеоне, покоряющем народы Европы.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Имя на песке
Все кельты в гости будут к нам
Латынь
СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ
“Новый Взгляд” на народную игру
Ленин в “Тихом доме”
Кино


««« »»»